О моей повести Сильберт

Ермилова Нонна
О моей повести « Сильберт».

Эту повесть я начала писать, когда у моей  мамы обнаружили тяжелую болезнь. Это всегда происходит неожиданно,  и даже если ты предчувствуешь беду, все равно она обрушивается внезапно. И мы прожили в этой беде  три с половиной года, и в нашей семье мы жили, поддерживая и любя друг друга, и конечно, проходили вместе через боль и страдания.
Когда попадаешь в такую ситуацию, многое изменяется, многое становится иным, многое открывается, проверяются  и дружеские отношения, и окружающие люди предстают в ином свете – по разному.
Разочарований много, и боль от них все еще помнится и уходит с трудом, и в тоже время очень много благодарности тем, кто поддерживал  в трудное время. И близким, ставшими еще более родными,  и тем, кого едва знал до этого, но кто открылся в лучших своих сторонах и  кого узнал к радости, и людям порой  совершенно незнакомым, вошедшим в жизнь лишь на тот период времени и согревшим своим теплом, добротой, участием.
В то время я работала на радио, мне очень помогало, что у меня есть такая интересная  работа, когда я была в эфирной студии и погружалась в атмосферу умных,  интересных, хороших бесед,  ощущение  непреходящего горя маминой болезни словно отступало от меня. Мне удавалось делать полезную для людей ( во всяком случае, я всегда верила в это)  и любимую для себя работу – запись литературных передач.
Конечно, моя героиня во многом похожа на меня, наверное, иначе мне было  бы и не рассказать все, что я рассказала в этой повести.         

Героиня моей повести Маша работает на радио программным директором. Отвечает  главным образом за административные вопросы. Но поскольку радиостанция маленькая, она же занимается литературными передачами. Это  ее любимое дело, то, что составляет практически основной  смысл ее жизни. Маша с детства любит хорошую литературу. Она книжная девочка, и мыслит во многом книжными образами. Благодаря этому я и включаю в повесть так много ссылок на литературу.Сейчас это принято называть модным словом "интертекстуальность". 
Главные  две – это конечно, одна из фламандских  легенд Шарля де Костера «Сир Галевин»  и пьеса Евгения Шварца «Дракон».
Пьеса Шварца была чрезвычайно популярна в годы перестройки. В ней говорилось о Драконе, захватившем власть над городом и поработившем и искалечившим души людей. Когда  бесстрашный  рыцарь Ланцелот побеждает Дракона, оказывается, что он продолжает жить в людях. В перестройку был очень популярен лозунг, взятый из этой пьесы: «Убить дракона в себе». В смысле стать лучше. Очиститься от зла, которое внутри.   

Сейчас практически об этой пьесе не вспоминают, быть может, потому что условия жизни сейчас таковы, что как будто бы  никому нет смысла становиться лучше. Лучше всего  - в материальном смысле - выживает  именно тот, кто ведет себя как настоящий  Дракон.       

В моей повести я снова  возвращаюсь к теме Дракона. Некоего зла, которое калечит души людей. Оно не обязательно их как-то при этом устрашает. Может быть, просто манит достатком, увлекает какой-то материальной избыточностью,  занимает их время пустыми делами.   
В моей повести все решается  проще и легче, чем у Шварца. Когда побежден Дракон, люди становятся лучше.

Легенда о сире Галевине – основная литературная параллель  в моей повести. Новелла Шарля де Костера  написана необыкновенно красиво и образно.
В ней рассказывается о средневековом злодее, честолюбце, который  кроме того, что  был  так нехорош собой и слаб физически, что все рыцари и даже родной брат его побивали, а дамы смеялись над ним,  был еще и уродлив духовно – труслив, подл, грабил бедняков и издевался над слабыми.  И вот этот человек вступил в сделку с темными силами, чтобы обрести красоту, власть, силу  и богатство. Сделка эта была совершенно фантастическая, условия ее фантастические и в то же время очень страшные.   

В легенде о Сире Галевине меня привлекает то, что  главный ее герой,  злодей  Сиверт – вовсе не убийца и ни в коем случае не маньяк. Он символ – он духовный убийца. Он человек, который  незаслуженно получает любовь, он живет этой любовью, то есть он хорошеет от нее, имеет силу, власть и богатство. Он зло – которое обольщает самых прекрасных, невинных и чистых созданий.
Любовь он получает обманом, обольщая девушек своим прекрасным пеньем. (Голос ему и дали темные силы)
Девушки сами приходят к нему, чтобы отдать свое сердце. В буквальном смысле – он пронзает им грудь золотым серпом и сердце девы прикладывает к своей груди, чтобы  оно грело его.   
Это сердце – собственно и есть символ любви.
То есть с одной стороны -  это легенда о страшном злодее и убийце, с другой –  все, что в ней происходит – символично, и ее герои, скорее  символы, чем настоящие люди.    

И  здесь, собственно и проходит эта главная параллель моей повести.
Потому что в наше время людям зачастую дарят свое сердце, свою любовь не тем живым людям, которые рядом, а  неким кумирам и химерам, которые созданы другими людьми как возможно некий проект. С целью, превращать их в потребителей, выкачивать из людей деньги.
Но  в наше время, наверное,  еще более, чем в какое- либо другое, люди создают себе  множество  самых разных кумиров и поклоняются  тем, что созданы другими.
Когда я придумывала сюжет повести «Сильберт»,  мне хотелось рассказать   историю о кумире, доведенную   почти до абсурда, чтобы показать опасность этого явления.  И если фанаты  посвящают свою жизнь  «звездам», о  которых, в сущности,  не имеют никакого реального представления, то в моей повести  люди советуются, поверяют свои помыслы и   переживания, и обожают не просто кумира, но некий искусственно сотворенный образ, причем  сотворенный с откровенно коммерческой целью  - целью рекламы.
И не смотря на то, что  их герой  всего лишь озвученная картинка, и даже просто – голос – ведь речь идет о радио, они  искренне любят его,  причем гораздо больше чем своих близких. 

«Сильберт» - так зовут кумира многочисленных слушателей радиостанции «Серебряный голос», на первый взгляд, безобидная забава, радиоперсонаж, который  слушателям никто и не предлагает принимать всерьез. Как никто не предлагает серьезно руководствоваться указаниями гороскопа, публикуемого на последней странице журнала или принимать за подлинные события  сюжет рекламного ролика. 
Прямо или косвенно рекламный персонаж Сильберт  дает советы в  самых разных областях жизни  -  в каких магазинах одеваться, какими лекарствами лечиться, что есть на завтрак, какие фильмы смотреть и какими принципами руководствоваться при выборе спутника жизни. И пользуясь  доверием и   расположением  людей,  таким образом, приносит владельцам радиостанции баснословные прибыли.
На постерах, развешанных по городу, Сильберт  изображен в виде прекрасного рыцаря. На три четверти полотна на рекламе -  красавец на коне, на четверть серебро и на нем алое сердце из которого брызжут ноты и  слоган:  «Против нас не устоит никто!».  По телевизору крутят анимационных ролики о Сильберте, на цифровых табло Сильберт улыбается своим поклонницам.
      Но за любым проектом стоят те, кто его создает. Создателей  Сильберта окружает тайна. Никто из рядовых сотрудников радио «Серебряный голос» ничего о них не знает.
Моя героиня,  работающая  в «Серебряном голосе» пытается    понять, кто придумал «феноменом  Сильберта», потому что ей кажется, что поняв это, она сумеет изменить собственную жизнь. Ей начинают открываться  поистине удивительные вещи. Загадочным образом история Сильберта оказывается связанной с одной из фламандских легенд о безжалостном сире Сиверте Галевине, продавшем свою душу темным силам …