Я родом из Тульчина

Соломон Гройсман
                Я  родом  из  Тульчина

      Родился  я  в  апреле 1931 года в небольшом украинском  городке под  названием Тульчин, - районном центре Винницкой области. Евреи  в то время составляли добрую половину населения. И дали мне имя Шломо в честь деда - маминого отца,  умершего к  тому  времени. При регистрации в ЗАГСе записали Соломоном, видимо, сказались нововведения послереволюционного периода. Но прежде чем познакомить с родителями и предками,  хочу рассказать об истории города Тульчина, входившего в «черту оседлости», которая формировала их  судьбы. Познания  почерпнул из маминых рассказов и прочитанной литературы. Особо хотел бы отметить книгу - «100 еврейских местечек Украины»,  написанной по архивным документам. С отдельными моментами, показавшимися мне интересными, ознакомлю вас.
 
     Тульчин расположен на правом берегу реки Сельницы, притока Южного Буга, при впадении в нее речки Тульчинки.  Впервые о Тульчине упоминается в 1613 году как о месте расселения беглых крестьян и добровольно приезжающих евреев  Польского королевства. Земли Подолья принадлежали Польше. Через Тульчин проходил крупнейший в этих землях торговый тракт.   
      Подъем Тульчина  начался с приходом к власти династии воевод Потоцких, которые сделали его важнейшим торгово-промышлен-ным центром Брацлавщины. Возрождалась  общинная  жизнь  евреев,  которая  к  концу  ХVIII века  стала  одной  из  самых значительных в регионе. Тому способствовало размещение здесь в 1768 году штаба российских войск, превратившего город в оплот армии, призванной подавлять гайдамацкое движение.
      Другим фактором роста еврейской общины стало превращение Тульчина в важный центр хасидского движения - одного из направлений в иудаизме. В 1795 году Тульчин  входит в состав Российской империи  и становится  уездным городом.   
      В 1796-1797 годах в Тульчине размещалась штаб-квартира фельдмаршала Александра Суворова. Впоследствии это обстоятельство оградило тульчинскую еврейскую общину от погромов 1881-1882  и 1905-1906 годов. Разнообразные потребности армии благоприятствовали развитию  тульчинского рынка, обеспечивали работой  ремесленников  и торговцев.   
 
    В 1818 году вместе со  штабом 2 -й армии в Тульчин приехал будущий декабрист Павел Пестель, он создал кружок свободомыслящих офицеров «Союз благоденствия»,  а в 1821 году  наиболее радикальные члены Тульчинской управы во главе с Пестелем образовали тайное «Южное общество». Через два года съезд Общества  принял в качестве проекта республиканской конституции трактат «Русская правда», составленный Пестелем. Накануне выступления декабристов в Петербурге Пестель был  арестован.
      Частые разъезды по местечкам предоставили большую возможность руководителю и идеологу «Южного общества» ознакомиться с положением  евреев в черте оседлости.  Он был  знаком со многими  евреями.  В своих воззрениях на «еврейский вопрос» Пестель опирался  как на собственные наблюдения, так и на суждения «просвещенных евреев». Свои предложения по решению «еврейского вопроса» Пестель  сформулировал в «Русской  правде». Отстаивая план русификации всех народов России, он не видел возможности ассимилировать евреев и поляков и предлагал  правительству, которое будет создано после переворота, обсудить с раввинами и образованными евреями способы  ликвидации «государства в государстве». Если это окажется невозможным, то, по мнению  Пестеля, следовало перевести евреев в незаселенные районы Малой Азии и предоставить им возможность  создать свое государство при  военном содействии России.      

      На рубеже ХVIII - ХIХ  веков  еврейская община Тульчина  насчитывала более 1300 человек, располагала синагогой и двумя  школами.  Общиной руководил раввин  Ури-Шрага-Файвиш - автор многочисленных сочинений, из которых до нас дошло сочинение «Свет мудрости». В Тульчине жили и работали религиозные еврейские  авторитеты-раввины: Акива-Шалом Хайес, составивший комментарии к молитвеннику «Живая душа»;  Давид Шломо, опубликовавший свои толкования Танаха «Башня Давида» и книгу «Пробуждение молитвы»; Леви Палант, написавший книгу «Врата Леви». В Тульчине родился и получил традиционное воспитание Иехиэль Бриль - литератор, издатель и общественный деятель. В 1863 году он основал первый в Эрец-Исраэль журнал на иврите, в котором отстаивал принципы ортодоксального еврейства.

      Раввина Баруха из Тульчина часто посещали  известные  цадики (праведники) хасидизма, в том числе его племянник раввин Нахман ; один из величайших мыслителей. Духовное наследие раби Нахмана не утратило жизненность и в настоящее время. В 2000-м году вышла его книга «Истории о необычайном» с комментариями раввина Адина Штейнзальца.
      С 1844 года начался распад монолитной общины и создание многочисленных молитвенных обществ либо под руководством  того или иного раввина, либо по принадлежности его членов к какой-нибудь ремесленной специальности. Зажиточные евреи устраивали себе свою синагогу, а беднота собиралась в «Большой синагоге».   

      В ХIХ веке Тульчин сохранял положение крупнейшего торгового центра Юго-Западного края. На местные  базары и многодневные ярмарки, проводимые два раза в год, приезжали  крестьяне, купцы, помещики, военные из соседних губерний.  В 1832 году к купеческому сословию Тульчина принадлежали 27 евреев и 1 христианин.  Такого количества гильдейских  купцов не было ни в одном другом городе края.  Местные купцы вели торговлю с крупными  городами  на юге Российской империи, а также с заграницей... 

      Быстро росло число ремессленников-евреев. В 1852 году было зарегистрировано  116 ремесленников-христиан и  211  евреев.  В 1896 году в одной из газет сообщалось: «В Тульчине проживает 22000 жителей, в том числе 18000 евреев, из них около 800 ремесленников.  Молитвенных домов 19 и одна синагога. Около 400 торговых заведений принадлежит евреям. Работу можно достать, хотя и не постоянную, но частую. Правда, живут бедняки скученно, тесно и антигигиенически». В Тульчине, как и в других  крупных еврейских центрах, существовала специальная еврейская почтовая служба. Была у евреев и своя,  созданная в 1820 году, больница, где в 8 палатах размещалось 20 коек. На ее содержание расходовалось 15 процентов  «коробочного сбора» - пожертвований.
      В то же время на протяжении ряда десятилетий в русскоязычной еврейской прессе были жалобы на беспорядок  и другие недостатки в деятельности  благотворительных и учебных заведений:  «Состоятельные тульчане не забывают своих бедных собратьев и поддерживают их материально. Однако помощь эта не имеет надлежащей организации и потому оказывается недостаточно равномерной. Развитие еврейского населения местечка оставляет желать еще очень многого; более состоятельные люди, конечно, заботятся об образовании своих детей, либо приглашая дорогих домашних учителей, либо посылая их в учебные заведения  других мест,  но дети бедного класса населения коснеют в невежестве, ничего, кроме хедера (религиозная еврейская школа), не зная». И еще одна выдержка: «Торговые промыслы в высшей степени процветают. Значительная часть купцов, имея коммерческие дела с Одессой, Киевом, Бердичевом и другими городами, присмотрелась к тамошним своим единоверцам, вышестоящим по образованию, к тому же время помогло им убедиться, что через незнание господствующего русского языка они далеко отстают от своих образованных собратьев». 

      В 1868 году  было организовано училище для девочек.  В двух классах занятия проводились  четыре раза в неделю,  изучали Библию, молитвы, русский и немецкий языки, еврейское чистописание и рукоделие. В начале ХХ столетия дети получали традиционное воспитание более чем в 70 хедерах. Действовали две талмуд-торы, в одной ; обучение было платное, а в другой обучались дети бедняков. Увенчались  успехом усилия интеллигенции по устройству еврейской библиотеки. В 1913 году в Тульчине было 39 подписчиков сионистской газеты на иврите, выходившей в Варшаве.   

      С прокладкой  железнодорожных линий на значительном  удалении от Тульчина город стал терять значение торгового центра. Экономический застой 1880-1890 годов  и  внутриполитическая реакция привели к  нарастанию погромных настроений в крае. Гарантом относительной безопасности тульчинской общины служили войска, расквартированные в местечке. Однако инциденты местного значения проходили постоянно, и гибли люди. Эти события побудили многих евреев, имевших на то средства, искать выход в эмиграции.      

      Бессилие власти, сопутствовавшее крушению Российской империи, обернулось чередой еврейских погромов. В конце 1917 года на улицах  Тульчина появились революционные воззвания с призывом  «бить буржуев». В январе 1918 года солдаты воинской части устроили погром, начавшийся стрельбой из казарм, избиением прохожих и грабежом лавок. Еврейская самооборона не могла противостоять нескольким сотням вооруженных солдат. В ответ  на обращение городской думы к совету пехотного полка последовал ответ, что солдаты не  желают «защищать жидов». На следующий день разграбленные лавки сожгли. Этот погром стал предвестником полного разорения Тульчина в череде погромов гражданской войны.

      Особо тяжелым был 1919 год. Создавались банды, захватывались местечки, находившиеся в это время под советской властью,  убивали людей и грабили дома. Особой жестокостью отличалась банда Волынцева. Ворвавшись в город, бандиты не тратили на людей патронов, их рубили, кололи, жгли.  Резня длилась целый день и прекратилась лишь  после того, как священник  Брадучан   из села Нестерварка  и православный адвокат Гурвиц передали бандитам ложное сообщение о приближении к городу «красных». Вскоре бандиты поняли, что их обманули, и приняли решение направить в Тульчин большой отряд для отмщения. Узнав об этом,  священник Брадучан созвал православных города и, проповедуя любовь к ближнему, согласно евангельским заветам, со слезами на глазах попросил их не допустить  уничтожения города  и убийства невинных людей. Он велел звонить во все церковные колокола для созыва населения, а сам с крестом в руках пошел навстречу бандитам. Город был сохранен, а евреи от полного уничтожения.  Впоследствии город неоднократно захватывали банды Тютюнника и Голуба,  грабившие, разорявшие и убивавшие людей.

      В 1920 году в местечко  вошла  Красная Армия. Установилась советская власть. Начали действовать различные еврейские  общественные и партийные организации, в том числе и сионистские.  Комитет  помощи евреям «Евобщество»  разместил детей, оставшихся сиротами  в  результате погромов, в трех детских домах, где их обучали различным профессиям; способствовал эмиграции в США женщинам, чьи мужья были убиты; занимался  распределением помощи деньгами, медикаментами, вещами и продуктами, оказываемой американским еврейским благотворительным фондом «Джойнт»; помогал больнице, школе, культурным учреждениям.
      Параллельно с «Евобщесткомом» работала «Евсекция», отражавшая взгляды новой государственной власти. Усиление советской власти  сопровождалось давлением «Евсекции» на общинные институты и еврейские небольшевистские организации, включая и «Евобщество». «Евсекция» проявляла особую активность в области культуры и просветительства.  Объявив борьбу с неграмотностью, организовала курсы ликбеза на идиш. «Евсекция» была озабочена обобществлением ремесленного труда. Состоялось учреждение Союза кустарей. Произошли перевыборы правления ссудо-сберегательного товарищества, к  которому были допущены только лица, пользовавшиеся избирательным правом, - те, кто не принадлежал к классу эксплуататоров. 

      В 1925 году в Тульчинском округе  прошла кампания ликвидации религиозных еврейских общин, в результате которой большинство молитвенных домов было закрыто. Американский еврейский журналист, посетивший Тульчин  в 1932 году, отметил признаки новой жизни:  «Дом советов, банк, музей революции, еврейские и украинские школы, полупустые магазины со скудным ассортиментом товаров. В городе упорно циркулируют слухи о том, что люди умирают от голода. Отсутствие необходимых товаров ; результат деятельности «вредителей», которые таким образом стараются помешать строительству новой жизни». В эти голодные годы увеличился выезд евреев из Тульчина в крупные промышленные города  в поисках работы и повышения своего образования.         

      В описанной среде  прошла жизнь  дедов, бабушек и первая половина жизни родителей, ставших свидетелями  двух эпох:  царской и советской власти. 
      Мой дед  Шломо Билянский и его жена Злата ; моя бабушка, урожденная Златкис,  жили в одноэтажном небольшом домике, где  владели его половиной. Вторая часть принадлежала  семье  бабушкиной сестры. Дом располагался недалеко от старого базара и не входил в район проживания бедноты, называвшийся  Копценивкой. Копцен на  идиш - «бедный». Жить на Копценивке было не престижно. Давая характеристику человеку,  говорили так: «Что с него взять, он ведь живет на Копценивке». Этим подчеркивалась  бедность и низкий уровень культуры.

      В семье дедушки было двое детей, - сын Путя и дочь Фрима - моя мама,  которая родилась в начале 1902 года. В доме было тесно, две комнаты, разделенные печкой, и пристроенные на входе сени. Квартира была обставлена старой, но добротной мебелью, изготовленной из дуба:  массивный шкаф,  буфет, большой стол  и стулья   с резными ножками,  комод,  сундук, на котором спала мама, когда была девочкой,  железная кровать с никелированными шарами и большой пуховой периной и, под стать ей, подушками.  Кровать была застелена темнобордовым плюшевым покрывалом с желтыми цветами и вензелями,  а подушки покрыты  тюлевыми накидками.
      Близость базара была недостатком. Жизнь на нем начиналась рано. Большая площадь заполнялась подводами, пахло конским навозом, запах которого распространялся на примыкающие улочки. Торговаться о цене  было  неотъемлемой частью  торгового процесса, что иногда приводило к шумным скандалам, оскорблениям и даже  дракам. 

      В доме Билянских, как и во многих еврейских домах, были  оборудованы так называемые «секреты» - двойные стенки или места в погребах, служившие тайным убежищем во время погромов. Более надежным убежищем был погреб.  Бандиты знали об этом, но спускаться в погреб не решались, так как могли быть там убиты. Мама вспоминала, как однажды  в соседский дом зашли бандиты  и начали  грабить. В это время в погребе  заплакал грудной ребенок, и мать, чтобы спасти семью, задушила его.

      Если говорить честно, то дед был бедным не всегда.  Наиболее  благоприятным периодом его жизни  следует считать то время,  когда он  работал  лесничим у лесоторговца.  Он охранял участок леса, расположенного вблизи  реки, следил за вырубкой  и сохранностью  древесины. Там и жил в небольшой избе-сторожке.  Был он среднего роста, коренастым, крепким мужиком. Вместе  с сыном,  верхом на лошадях, объезжали  они  делянку.
      На лето  в лес приезжала бабушка с маленькой дочкой. Уж больно хороша была природа тех мест! Стройный  лес, зеленые поляны,  заливные луга. И эту благодатную обстановку использовал дед: на  лесном  участке  развел свое хозяйство. Коровы, козы, гуси, куры, лошади. Пришлось использовать на работах крестьян  из ближайших  деревень. Как вспоминала мама о той поре: «Курей и гусей было столько, что сосчитать  было трудно.  Молоко перерабатывали в масло и помещали в бочки, яйца собирали в корзины каждое утро». Время от времени сельскохозяйственную продукцию - масло, яйца, кур и гусей в живом виде - вывозили  в Тульчин на продажу.  Продавали оптом в бочках, корзинах, и поштучно. Постепенно накапливался капитал.   

      И пришла деду в голову идея - стать самостоятельным хозяином. Для чего решил приумножить свое богатств за счет вхождения  в долю к  своему хозяину. Договорились. В дело  были вложены все  накопления. Энтузиазм в работе удесятерился. Долгими зимними вечерами дед обдумывал, как в дальнейшем распорядиться  капиталом. Обсуждал это со своей женой. Пришли к соглашению, что надо купить хороший большой дом, обеспечить дочку приданым, часть денег отложить на черный день и на купеческие расходы для закупки товара. Дед решил заняться торговлей. Как тут не вспомнить еврея с «воздушными» планами из рассказов Шолом-Алейхема.
      Мечтам не суждено было сбыться, судьба распорядилась иначе.  Весной наступило сильное раннее  половодье, и вся подготовленная к сплаву древесина была смыта водой и унесена бурными потоками.  В одночасье дед оказался разоренным. Печали, казалось, не будет конца. Но жизнь продолжалась. Тужи, не тужи, а надо искать выход в создавшейся обстановке. Можно бы начать все сначала. Но, увы, Божья воля была иной. Продолжить работу лесником он не смог, так как в ту пору началась череда еврейских погромов, и находиться в лесу стало очень опасно для жизни. И занялся  тогда дед  перекупкой вещей, какие по случаю попадут ему под руку. Но больше помогал знакомым купцам закупать товар за пределами Тульчина. Ездил в Польшу и другие большие города  России, которые было дозволено посещать купцам-евреям. Больше всего любил поездки в Одессу.  Дед умер в  середине двадцатых годов, во время эпидемии тифа. После  смерти  мужа  и отъезда сына Пути в Одессу  бабушка Злата продолжала жить в своем доме вдвоем   с дочкой Фримой ; моей мамой, в большой бедности.  У них не было ни образования, ни профессии.  Советская власть признала в них пролетарскую бедноту, дала избирательные права, выдала профсоюзные билеты, что открывало большие возможности в трудоустройстве и определенные привилегии при поступлении на профессиональные курсы,  а также  право проживания в крупных промышленных городах. Но, будучи не энергичными, застенчивыми и очень скромными людьми, предоставленные возможности не были ими использованы. То, что они умели,;делать красивую мережку на белье, варить обед, соблюдать еврейские традиции, предусмотренные иудаизмом, ; не могло им обеспечить нормальную жизнь. Не смогли они быстро вписаться в новую жизнь, продекларированную Советской властью. Маме помогли устроиться работать воспитательницей в одном из открывшихся домов для сирот.

      В молодости  мама была привлекательной, красивой  девушкой, среднего роста, со складной фигурой, карими глазами и большими ресницами,  ровным небольшим носиком, со смоляными черными волосами, заплетенными в две толстые косы, спускавшиеся ниже талии. Она укладывала  их на голове венком. Этот  стиль прически она пронесла через всю свою жизнь. Мама была бесприданница,  вышла замуж в 27 лет.
 
    А теперь о моем отце Гройсмане Эле Мунышевиче, который  родился в Тульчине в 1899 году. Был старшим ребенком в семье, где росли еще  три сестры и младший брат.  Дед Муныш  имел небольшой магазин. Правильнее было бы сказать, маленький закуток, где торговали мануфактурой.  Однако это давало возможность содержать семью и дать некоторое образование старшему сыну - моему отцу. Папа после восьми лет обучения овладел древнееврейским языком, читал и писал на идиш, русским и украинским. Он много читал. И как говорили в те времена, стал образованным человеком.  Не могли пройти мимо него и сионистские идеи,  что бурно обсуждалось в среде молодых людей. Еврейские погромы укрепляли идею сионизма.  Зрели планы выезда в Палестину и у папы. Но покинуть многодетную семью отец не решился,  так как к тому времени стал основным ее кормильцем.

      После революции семья была репрессирована как буржуазный эксплуататорский класс, «магазин» конфисковали. Все её члены лишены избирательных прав, отказано в приеме в профсоюз. Появились проблемы с трудоустройством. К тридцати годам отец женился. А в  1931 году родился я.
 
     Меня выхаживала бабушка Злата. Я был слабым ребёнком. Впоследствии мама вспоминала, как  я часто болел и как меня лечили в условиях еврейского местечка. Вызывали на дом «домашнего»  фельдшера Старосельского, который приезжал  на бричке,  проходил в дом и без лишних слов начинал осмотр больного. Рассказывать, что, где и как, было нельзя, следовало только отвечать на его вопросы.  Иногда он был груб. Все члены семьи, находившиеся в доме, боялись проронить слово. Не смели спросить о чем-либо, чтобы не нарваться на грубость. Все, что надо, он скажет сам.  Старосельский лечил  от всех болезней три поколения Билянских и знал все их болячки, потому и  был хорошим диагностиком. Однажды, когда мне было совсем плохо, бабушка осмелилась спросить: «Доктор, как вы оцениваете состояние ребенка?». Старосельский  выдержал  значительную паузу и ответил: «А вы что, сами не видите?». Видимо, мои дела были совсем плохи. Когда я от кошки заразился лишаем, Старосельский обрушился на бабушку и маму с беспощадной бранью  за то, что они допустили до этого. За  пациентов переживал, за что его и уважали.
     Бытовые условия в нашем доме, как и во многих еврейских домах, были тяжелые, антисанитарные. Воду развозили по городу в бочках и относились к ней с большой бережливостью. Мылись, как правило, дома в корыте, стоявшем посреди комнаты. Нагреть воду было также проблемой. Особенно тяжело было с грудными детьми.   
      У меня было три игрушки: волчок - «дрейдл» - атрибут еврейской традиции, обруч от бочки и кубики. Неизгладимое впечатление на меня производили лошади, привозившие подводы с продукцией на базарную площадь. Я тянул туда бабушку, чтобы полюбоваться на это дивное животное. Моей любимой прогулкой было  хождение  мимо армейских казарм, где можно было увидеть ухоженных  лошадок.   

      Тульчин был местом, где я учился разговаривать. На слуху ; сразу три языка:  идиш, на котором в доме разговаривали все,  украинский и русский. Бабушка русским владела плохо. Она говорила на смеси русского, украинского и идиш. Я понимал.
      Голод, охвативший в начале тридцатых годов ХХ века Украину,  проблемы с работой у папы  и массовый выезд  родных и друзей в промышленные города Советского Союза в условиях начавшейся индустриализации окончательно утвердили решимость родителей уехать  из Тульчина. Но не везде принимали «лишенцев» ; людей   без  профсоюзного билета, отнесенных новой  властью к эксплуататорскому классу. Папа обратил внимание на предложение в газете о том, что в Вологодской области требуются грамотные люди для организации школ в сельской местности. Туда и отправилась наша семья весной 1934 года. Покидали родные места с большой горечью, со слезами на глазах.  Не хотелось расставаться с мягким украинским  климатом, родственниками и друзьями, оставлять то место, где  с пеленок впитан еврейский быт и традиции, где  жизнь сопровождалась и радостью, и  горем;  приход и уход из жизни близких  людей, где  знал  почти всех соплеменников и все знали тебя.  Ты вынужден отправляться в неведомое с надеждами на лучшее. Бабушка Злата уезжать с родителями не захотела. Ссылалась на то, что  должна сохранить дом и имущество  на случай, если  родители вернутся.  Не очень-то она и ладила с папой.

      Сборы были недолгими. Везти было нечего. Папа говорил, что вещей не должно быть много, за багаж надо платить, да и перетаскивать его не так уж просто. Бабушка высказывала противоположное мнение, пытаясь убедить папу  в том, что в жизни все может пригодиться. Временами тональность спора превышала нормальный уровень. Мама больше молчала, пытаясь угодить тому и другому, потому что  понимала - каждый был прав. В конечном счете, набралось четыре чемодана, две корзины, в одной из которых уместилась посуда, а в другой ; продукты на дорогу. В саквояж, как у фельдшера Старосельского, только побольше, были уложены носильные вещи на всякий случай - ехали-то на север.

      Накануне отъезда бабушка  собрала родственников на прощальный обед. Все желали благополучного пути и хорошо устроиться на новом месте, а главное, чтобы все были здоровы.  Бабушка плакала и все время приговаривала, что везут меня черт знает куда, где очень холодно.  Если ребенок в Тульчине часто болеет, то там  может погибнуть, и в этом будет виноват мой папа, который принял решение ехать в Вологду.
      Из Тульчина к железнодорожной станции ехали на подводе. Извозчик лихо помахивал кнутом, выкрикивая:  «Ну, пошла» или  что-то подобное на идиш. Я был в восторге. Меня везла настоящая лошадка. Скоро я впервые увидел вокзал ; маленький полустанок с названием «Вапнярка»,  рельсы  и  настоящий  поезд.