В шахту в валенках

Виктор Давыдов 2
Эта незамысловатая истоия случилась в начале ноября 1943-го, когда шахтерский городок Прокопьевск уже покрылся снежным покрывалом, под которым спряталась осенняя грязь, шаткие деревянные тротуары, и только остроконечные вершины тлеющих шахтовых терриконов вносили диссонанс в ослепительное совершенство зимней гармонии. Замысловатые узоры вьющихся тропинок, проторенных жителями отдаленного поселка, связывают жилые строения: то ли дома, толи землянки - засыпухи. В одной из таких хибарок поселка «Крутые Топки» хмурая хозяйка накрывает на стол. Жизненные неудачи ожесточили женщину, да и особых поводов для хорошего настроения нет - тяже-лым грузом висит повседневная забота: чем и как накормить детей.
Два шустрых мальчугана уже сидят за столом, хищно поглядывая на котелок с вареной картошкой.
У порога топчан, место ночлега девушки лет пятнадцати, шестнадцати. Она аккуратно заправляет постель, по бледному, невеселому лицу видно, что живется ей далеко не ком-фортно.
-А ты что, особое приглашение ждешь? – буркнула мачеха. – Послал же мне Бог нака-зание: своих двое, так еще и ты на моей шее! И нечего из себя обиженную корчить… Ло-пай поживей, да отправляйся на работу…!
Сводные братья беззаботно щебечут, наперебой выхватывая горячие картофелины из котелка. Зина, избегая сердитого взгляда мачехи, присела у края стола, робко взяла карто-фелину и, обжигая пальчики, почистила. Пара картошин и половина ломтика черствого хлеба едва ли притомили чувство голода. Зина потянулась было к котелку, но, наткнув-шись на хмурый взгляд мачехи, опустила руку. Запив кипятком, торопливо накинула пальтишко, перекроенное из военного полушубка, и с облегчением выскользнула на ули-цу.
Зябко поежилась на морозном воздухе. Поплотнее запахнула сшитое мачехой пальто из военного полушубка. Неказисто смотрится девчонка – подросток в неуклюжей одежон-ке, она чувствует это и стыдится, старается проскользнут на работу окраиной, чтобы не попадать на глаза прохожим.
Девушка с удовольствием ходит на работу в поликлинику, быстро освоив обязанности медицинского лаборанта. Зарплата, естественно, небольшая, зато ежедневно получает по 400 граммов хлеба! Что уже дает гордость, и надежду, что мачехи реже будет попрекать куском хлеба.
Поселок просыпается, в окнах домов там и здесь тлеют огоньки керосиновых лампад, шахтеры гуськом тянутся на шахту. Вот и Зине предстояло познакомиться с тем, что это такое: работа в шахте? Ей, вместе с лаборанткой Катей Черувенко, которая на два года по-старше, предстоит целую неделю помогать шахтерам.
Особенно памятен первый спуск на шахте №3-3-бис. Зина вместе с такими же моло-денькими девчатами – медсестрами робко вошла в шахтовую клеть, чтобы опуститься под землю. Как говорится, без какой либо предварительной психологической подготовки. Клеть с громким металлическим лязгом дернуло, приподняло на мгновение, и, такое ощущение, рухнула вниз. Дружный визг девчат огласил своды клетевого ствола.
Сопровождавший их пожилой мужчина делано сурово прикрикнул:
- Не визжать!
И успокаивающе добавил:
- Всё нормально, дочки! Всё в порядке!
Бесконечно длинному подземному коридору, по сырым тротуарам, спотыкаясь, шага-ли непонятно в каком направлении. Через какие-то тоннели, спуски и подъёмы по лестни-цам – трапам очутились возле грохочущего конвейера. Мужчины выгружают из каких-то дыр - люков уголь на движущийся транспортер, Девчатам же было дано задание подби-рать уголь, падавший в сторону.
Каким-то образом выдержали девчата первую смену в шахте, им казалось, что не ви-дали белого света целую вечность. И как же обрадовались и вздохнули с облегчением, ко-гда оказались на поверхности.
Кто-то из девчат, прощаясь, предложил:
- Завтра нас посылают на шахту «Черная гора». Давайте придем в валенках! И нас не пошлют в шахту!
… На следующее утро, как и было предложено, Зина вышла из дома в валенках. Под-руга уже ждала на пороге поликлиники, увидев Зину, всплеснула руками:
-И чего ж это ты валенки-то напялила? Ведь девчонки же шутили, а ты и впрямь ва-ленки надела! А если не посмотрят на то, что ты в валенках? Под землей же сыро, грязно!
В бараке, в котором шахтеры обсуждали план предстоящей работы, то есть получали наряд, было многолюдно, нещадно накурено. Люди в спецовках, в прорезиновых голов-ных уборах наподобие шляп с огромными полями, закрывающих голову до самых плеч, о чем –то деловито совещались и выходили из раскомандировки.
Наконец обратили и на девушек внимание, к которым подошел молодой человек, при-ветливо поздоровался:
-Я так понимаю, что вы и есть та самая ударная сила, которую нам прислали медики в помощь? Мне, горному мастеру, поручено сопроводить вас к месту работы. Звать меня Борис Михайлович Бабушкин.
Взглянув на Зину, почему-то покраснел и добавил,
- А для вас, девчата, просто Борис! Итак, на сегодня вам предстоит работа по очистке штрека от угля. Лопатами я вас обеспечу, но вот как же быть с такой обувью? В валенках в шахте не дело работать! Предлагаю зайти ко мне в гости и переобуться: живу я недале-ко, рядом с шурфом, по которому нам предстоит спуститься в шахту. Дам тебе Зина, но-венькие чуни!
С удивлением разглядывали девушки странную обувку, похожую на калоши, литая це-ликом из резины, с ребрами жесткости по бокам. Борис нашел и две портянки, которые Зина, не без помощи Бориса, намотала на ступни ног. Чтобы чуни не спадали, перемотала бечевочками- веревочками, пропущенных через отверстия на краю чуней - калош.
По бесконечным лестницам-трапам - бесконечный спуск куда-то в глубинную неизвест-ность подземелья. В тесном пространстве ходового отделения, девчата судорожно цепля-ются за перекладины трапа, осторожно переставляют ноги, спускаясь все ниже и ниже. Рядом, в грузовом отделении ската, с грохотом рухнула вниз бадья, груженая лесом. Дев-чата от неожиданности огласили своды шурфа диким криком ужаса. Мастер, как мог, ус-покаивал их. Он спускался впереди и предупреждал о малейшей неисправности ходка.
Наконец-то спустились, мастер вытер рукой обильный пот на лбу, облегченно вздохнул:
-Ну, вы и даете, девчата! Как вы меня перепугали - разве ж можно так кричать!
На этот раз работали по очистке штрека. Каждой досталась тяжеленная лопата – под-борка.
-Чистить до почвы, чтобы все блестело!
Включили ленточный конвейер, горная выработка наполнилась грохотом и лязгом. Девчата, хотя и с опаской, приступили к работе. Теперь они уже чувствовали себя в шахте более уверенно. Старательно ковыряли уголь под ногами и бросали на медленно движу-щуюся ленту транспортера. Большие куски угля брали вдвоем и закидывали через предо-хранительное ограждение.
На этот раз смена промелькнула незаметно, и с сознанием того, что хорошо помогли шахтерам, вышли на-гора.
P.S. Замуж Зина вышла за Бориса Михайловича в конце 1945 - го и стала Бабушки-ной…