Записки о Бельгии. Моя бельгийская юность

Александра Болтовская
Как-то так получилось, читатель, что юности я своей не заметила. Я как будто родилась маленькой старушкой, угрюмой и скептичной, какой и была лет так до 30.  Такое иногда бывает. Но потом такие вот "маленькие старички и старушки" в зрелом возрасте наверстывают упущенное и отжигают ещё  номера!

Приехав сюда и немного оглядевшись, я поняла, что несмотря на тридцать лет и высшее гуманитарное образование я всё должна буду начинать с нуля. Что приличная работа мне не светит до тех пор, пока я не получу здесь диплом и новую профессию, причем до поступления надо было выучить здешний язык и определиться с выбором. Еще дело осложнялось тем, что у меня начали рождаться дети, а такое дело я откладывать не могла! Еще одно обстоятельство охлаждало мои порывы - муж почему-то не очень хотел, чтоб я  так рыпалась... И если раньше в той жизни, в России, идея спокойной замужней жизни за широкой спиной своего мужа казалось мне заманчивой, то теперь эта широкая каменная спина стала походить на застенки)

 Помню, когда приходилось по делам ездить в Хасселт или Брюссель,  слоняясь по перрону, я с восхищением погладывала на студенток с рюкзаками, жующих длинные багеты в ожидании поезда. Как мне хотелось быть одной из них! Как хотелось хоть глоточек этой юности!

И, как только моей младшей исполнилось 2 года, я устроила её к няне и начала свою студенческую жизнь. Нидерландский язык я к тому времени знала довольно хорошо, пройдя все 5 уровней в школе для взрослых. Куда пойти дальше, я ещё не знала, и стала ездить на уроки французского языка; я отвозила дочку на велосипеде к няне, а сама садилась на автобус. Уроки были днем, в городе Тонгерен. Кстати, это самый старинный город Бельгии, ему более 1400 лет, и вдоль дорог всё ещё сохранились остатки стен, построенных древними римлянами; которые когда-то проходили по этим дорогам. Эти земли когда-то давно были в составе Римской империи, Читатель. Вот и я прошла по этим древним дорогам, чтобы в школе от Фламандского Бюро по Трудоустройству и Обучению начать все сначала!
Когда я в первый раз вошла в класс, там уже был один курсист. До занятий было ещё целых 20 минут.  Он был уже седой - соль с перцем, -лет на 15 старше, но глаза его были совершенно несоответствующие сединам, озорные и с вызовом.  Он что-то сказал мне, но я не разобрала, однако смутилась и на всякий случай отсела подальше от этого Ричарда Гира)). Хотя потом мы с ним очень подружились. Но не будем забегать вперед)

Стали входить другие студенты. Были и молодые, и средних лет, и 50-летние. У всех была небольшая пауза в карьере - кого-то уволили после закрытия фирмы, кто-то бросил сам, кто-то решил просто подучиться. Но все мы были безработные, и занятия для нас были абсолютно бесплатные. И это вызывало непонятное чувство равентсва, братства, единения!
Урок начался сразу с чтения французского текста. Тут произошло самое настоящее чудо. Хотя, если подумать, это было закономерно, читатель. Я, никогда раньше не изучавшая французского,  стала вдруг бойко и бегло читать не хуже других бельгийцев! Для пояснения - в Бельгии французский второй государственный язык. На фламандской стороне, где я живу, говорят по-нидерландски, НО! - французский язык изучают во всех школах начиная с 10 лет, причем интенсивно, и практически все бельгийцы владеют азами этого языка. В этой школе собрались либо  бывшие троечники по французскому, либо подзабывшие  его по роду деятельности. Ведь язык - такое дело- Use it or loose it!/Используй его, а то потеряешь!

Продолжение следует!