Заметки о Бельгии. Моя первая работа

Александра Болтовская
Моя первая работа: я собираю груши и яблоки на плантации. Слыша слово плантация,  вы сразу вспомнили сериал "Рабыня Изаура", уважаемый читатель?))) Был такой сериал, помните?

Тут плантации- они те же сады, только посажены деревья шеренгами, как солдаты в строю. Все они невысокие, ветви им регулярно подрезают, чтоб всю свою силу и соки деревья тратили на плоды - тяжелые, налитые груши, в пору спелости похожие на заржавелые гранаты, красно-желтые яблоки сорта Йонаголд и салатно-зеленые сорта Гранни Смит.
Мы живем в Лимбурге, среди таких вот плантаций и кукурузных полей. В апреле, когда все плодовые в цвету, мне каждый раз кажется, что я попала в рай. Сначала зацветают груши - розовато-белым, вслед за ними - яблони и черешни - те стоят белые, как невесты. А запах! Ты просто купаешься в нежных волнах этого девственного аромата. И хочется сесть на велосипед и все ехать, ехать вдоль плантаций!
Ну так вот, в свой первый же сентябрь я пошла на плантацию возле дома и заговорила с фермером - его звали Морис Строувен: Вам сборщики нужны? - Сборщики всегда нужны!
Он совсем не говорил по-английски, я знала всего несколько фраз по-фламандски, но у меня была уже карт-оранж, это наподобие первого паспорта для иностранца, типа вида на жительство. Так началась моя трудовая жизнь в Бельгии. В группе были в основном турки и  марокканцы.  Турчанки очень плохо говорили по-фламандски. Был только один фламандец - пенсионер Пьер. Он жил на нашей улице, он-то и давал мне самые первые уроки разговорного фламандского. Платили нам тогда 200 бельгийских франков в час(5 евро). Но как приятно было весь день проводить на воздухе, среди деревьев, вдыхать свежий аромат листьев, срывать румяные груши, забираться по лестнице под ярко-голубым небом! И мне казалось, будто я карабкаюсь по лестнице прямо в небо, и что эта работа - моя первая высота.
Не беда, что ремни корзины, которую мы, сборщики, носили на животе, натирала плечи. Не беда, что иногда накрапывал мелкий дождь, а по утрам листья деревьев были холодными и мокрыми от росы, и иногда мы получали брызги прямо в лицо - умывались утренней росой.
Когда я приходила домой, все тело ныло, но это была честная, трудовая боль.

В сентябре-октябре в наших краях обычно сухо, тепло и благодатно. Однажды меня укусила оса. Рука сразу покраснела, пальцы вздулись. Напуганный муж вызвал врача, который прописал какую-ту мазь. Но все прошло и без мази. Вообще первый год мы с сыном часто хворали, пока не привыкли к местным микробам и вирусам.

Поверите ли вы, дорогой читатель, если я скажу, что на первую получку послала своим родным в Россию шоколадные конфеты? А еще купила рубашку для своей сестры- в черно-белую полоску. Какая это была для меня радость - покупать подарки на свои деньги!
Вот еще и за это я полюбила тогда свое новое житье - за то, что я могла дарить своим родным кусочек этой благодатной страны. Тут я познала всю радость дарения. Когда можешь подарить, когда с любовью собираешь посылку и заранее радуешься, предвкушая то нетерпение и возбуждение, которое будут испытывать близкие, открывая посылку!

Через 15 лет, уже изрядно пожив здесь, я решила тряхнуть стариной и опять нанялась собирать груши. На этот раз, на удивление, в команде сборщиков было много фламандцев. Некоторые собирали в свой отпуск. Вот это да! Что это - последствия кризиса? Платили нам уже 7 евро в час.
Группа подобралась великолепная - остряк Ги(которого я немедля окрестила Ги де Мопассан), две лесбиянки -  автомеханик Джудит(сначала я подумала, что это не женщина, а красивый итальянский мужчина с гортанным голосом) и шофер автобуса Синди - коротко стриженная блондинка с пирсингом на губе; седой и вальяжный инструктор по автовождению Даниэл, поджарый почтальон Люк, ну еще один  молодой негр Валентин, которого все называли Loverboy; и наконец, трое поляков, которые держались особняком, потому что ни слова не знали по-фламандски.
Кстати,  и сам хозяин, и его жена тоже вместе со всеми, с утра до вечера собирали, как простые сборщики, ни поведением своим, ни обращением не показывая, что они - хозяева. Хозяина звали Lange/Долговязый, он и в самом деле был очень высокого роста, собирал он беспорядочно, но зато беспрестанно шутил, в основном, про секс.

На этот раз я уже достаточно хорошо знала фламандский язык, а язык - это полдела в общении. Когда ты знаешь язык так, что можешь шутить, а главное понимать шутки других, когда ты открыт для познания другого менталитета, и когда коллеги твои открыты для общения с тобой, то уже не ощущаешь себя иностранцем, ибо отныне ты - часть целого. Ты часть рабочего коллектива.  Сколько новых разговорных слов и выражений я узнала за те два месяца! Я в свою очередь, знакомила своих коллег с русской культурой - пропела им все знакомые мне песни начиная с "Очи черные" и кончая "Калинкой". Кстати, им очень нравилось слушать. Когда урожай был собран, хозяин плантации Долговязый пригласил нас всех в ресторан, и в конце обеда меня попросили спеть).

Я вам честно скажу, я хотела бы проводить на плантации каждый  свой отпуск. Ведь нет лучшего способа узнать людей, кроме как работая бок о бок.