Волшебные краски опала

Борис Воронин
                Загадочное мерцание опалов всегда вызывает восхищение. Всмотритесь, и вы заметите, как вокруг блуждающего центра малиновой окраски расходятся голубые, сиреневые сполохи, а на некоторых участках камня пробегают бархатные переливы. Небольшой поворот  -  и все меняется, как в калейдоскопе. Это в минералогии называют опалесценцией. Ученые сравнительно недавно разгадали его природу. По химическому составу опал представляет кремнезем, содержащий переменное количество воды. В отличие от обычных опалов, иризирующие (благородные) сложены мелкими частицами (глобулами), которые компактно упакованы в определенных участках. Они-то и создают чудо. Наша страна бедна такими опалами, поэтому такая находка  -  событие. Как любителю камня, мне очень хотелось найти радужный кусочек этого минерала. Облазил все скалы и бухты на востоке Крымского полуострова, просмотрел множество обнажений и карьеров. Простые опалы встречались часто, и особенно щедрым на такие находки было Азовское побережье. Каждый найденный образец я многократно поворачивал на солнце в надежде увидеть заветные переливы, но тщетно  -  опалы не хотели мерцать.
В один из солнечных дней осматривал рифовые известняки мыса Казантип. Никого не может оставить равнодушным мыс Казантип! Он, как гигантская шестерня или экзотический паук, покоится на водах Азова. Маленькие бухточки наполнены синью и криками чаек. И все пропитано запахом моря, полынью и прогрето солнцем. В одной из бухточек обратил внимание на необычной белизны слой в осадочной толще. Молоток тонет в порошковой массе и ударяется о что-то твердое. К ногам скатывается обломок окаменевшего дерева. Раскалываю его, и на меня в упор смотрят огромные черные «глаза». Я не оговорился: сердцевина сучков, заполненная черным опалом, очень напоминала глаза. Радуюсь находке. Простукиваю слой и спускаюсь к самому морю. В десяти метрах от воды встречается еще один обломок окаменевшего кипариса. Сделанный скол ошеломляет. На глянцево-черной  поверхности пробегают розовые змейки, они сливаются в голубое озерцо, которое, расплываясь, становится зеленым и постепенно переходит в бордовые тона. Отвожу взгляд на окружающие скалы и в какое-то мгновение вижу то, что видел в камне. Разноцветные низкорослые ирисы, непостижимым образом вцепившиеся в скалы, раскачивал легкий бриз, и это колыхание напоминало переливы найденного опала.
Какая гамма красок! Вот почему этот минерал мог встретиться только здесь: он вобрал в себя все цвета неповторимой окружающей природы Казантипа.