Глава 4. Дипломная работа в ФИАНе. 1955 год

Владилен Николаев
               
   ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ КУРСЫ.       
 Зимняя экзаменационная сессия на пятом курсе была, строго говоря, не последней. И всё– таки это была последняя сессия, на которой ещё предстояло сдавать экзамены по серьёзным физическим и математическим дисциплинам. На летнюю сессию оставался только один экзамен по историческому материализму. А следующей зимой, уже на шестом курсе (на него отводилось всего четыре месяца), мы были должны защищать дипломную работу.

 Таким образом, почти все месяцы с марта по декабрь, за исключением времени, необходимого для подготовки к экзамену по «истмату», можно было посвятить этой работе. Проф. В.Л. Лёвшин, читавший на кафедре оптики курс люминесценции, направил меня делать дипломную работу в знаменитый ФИАН (Физический институт АН СССР) в лабораторию люминесценции, которой заведовал тогда кандидат (впоследствии доктор) физико – математических наук Н.Д.Жевандров. 

  Это была та самая лаборатория, в стенах которой академик С.И Вавилов с В.Л.Лёвшиным   выполнили ряд основополагающих работ в области фотолюминесценции. Темой моей дипломной   работы Николай Дмитриевич Жевандров, ставший моим руководителем, предложил взять  определение объёмов сольватов в растворах предложенным им «методом поляризованной   люминесценции». (Сольват - это агрегат, состоящий из одной молекулы растворённого вещества и окружающей его оболочки из молекул вещества - растворителя.)

 Идея метода была проста. Определяя изменение степени поляризации фотолюминесценции раствора в зависимости от изменения его температуры, можно с помощью известного теоретического соотношения определить объём сольвата в испытуемом растворе. Для этого в упомянутое соотношение нужно ввести значения степени деполяризации, температуры и длительности свечения.

  Моими задачами при выполнении этой работы было приготовление растворов люминесцирующих веществ в различных растворителях, сами измерения степени поляризации при различных температурах и, разумеется, последующие расчёты. Длительность свечения, составлявшую микросекунды, определял, по просьбе Николая Дмитриевича, проф. М.Д.Галанин в соседней лаборатории на созданной им установке, казавшейся мне тогда чудом техники. 

  Думаю, что умелому лаборанту на выполнение измерительной части моей дипломной работы  в её запланированном объёме под руководством такого специалиста, как Н.Д.Жевандров,    потребовалось бы не более двух - трёх месяцев.

 Я же, начав заниматься этой работой в конце марта, завершил её в конце ноября и в объёме несколько меньше запланированного. Причин тому было несколько.

 Первой причиной, конечно, была моя неумелость, а ведь многое нужно было делать собственными руками.

Во – вторых, я часто отвлекался от дипломной работы, пропуская рабочие дни. У меня в том году было слишком много своих личных дел!

 В-третьих, когда у меня по ходу работы появлялись какие–то затруднения, Жевандров не бросался немедленно на помощь, а предоставлял возможность мне самому разобраться с ними.

 И всё – таки работа была своевременно сделана, перепечатана, оформлена. Необходимую "стороннюю" рецензию на мою дипломную дал к.ф.м наук Лёвшин, сын профессора Лёвшина. Папку с перепечатанной работой я отвозил к рецензенту сам в профессорскую квартиру старшего Лёвшина. Защита проходила на кафедре оптики физфака МГУ.

  Защищался я не очень грамотно. Но Жевандров приехал на защиту, и "не дал меня в обиду" моим критикам. Мой друг, однокурсник и сосед по блоку в общежитии Леонард Пляшкевич ехидно заметил по этому поводу: «Твой шеф так бросился к кафедре защищать тебя, как будто во дворе услышал крик «Наших бьют!»

 В результате за дипломную работу я получил «четвёрку». В ближайшие недели после защиты Н.Д. Жевандров по материалам моей дипломной написал статью и отправил её под двумя фамилиями (своей и моей) в «Доклады АН СССР».

 Статья была опубликована в начале 1957 года и послужила поводом для Н.В.Вершинского, заведующего лабораторией морской электроники Института океанологии, в которой я стал работать, перевести меня с должности ст. инженера на должность младшего научного сотрудника и, соответственно, повысить мой оклад на 100 рублей в месяц. Можно сказать, что с одного маленького зверька я содрал две шкурки.