Заметки о Бельгии. Свекор со свекровью

Александра Болтовская
Мой муж женился  на мне в 38 лет, и  до меня у него не было серьезных отношений с женщиной. Ну, были, конечно девушки, но ненадолго... А  когда мужчина поздно женится, то подсознательно ожидает, что его жена будет похожа на его мать. Чтобы она готовила так же, как мама, поступала так же, как мама, занимала бы в семье такое же место. Мама- Луиза  - никогда не училась и всю жизнь была домохозяйкой или помогала своему мужу Йозефу в магазине, который у них был. Или была консьержкой. Она была старшей дочерью в семье  и должна была вечно няньчить пятерых младших братьев и сестер, шить им одёжки, готовить, стряпать и убирать.  Она никогда  не выезжала за пределы своего городка. Только дом, садик, плита и швейная машинка, иногда роман Агаты Кристи и сериалы по вечерам. Как скажет муж, так и будет. Она до сих пор подает ему кофе. Он может повышать на неё голос, она - никогда. Муж - глава семьи.
 
И тут - такая невестка - я. Из другой культуры, дочь врача, образованной, независимой женщины, которая всегда сама распоряжалась своей судьбой, рано развелась и вообще считает, что брак  -  это совершенно ненужный и отвратительный институт, как она это называет. "Жаль, что люди не могут почковаться,- полу в шутку, полу всерьёз говорит моя мама. Которая сама выучила нидерландский язык, чтоб общаться со своим зятем бельгийцем и его родителями. Пока я жила дома, с матерью, я не подозревала, как сильно буду на неё похожа! Нет, не подумайте, что я хотела бы почковаться. Но именно здесь, в Бельгии, во мне стала разворачиваться пружина стального характера мамы, и не только её, но и всех предков по материнской линии... Гены - сильные гены Болтовских - оказались Луизе с Йозефом не по зубам. Тут мне вспоминается Король из одного русского фильма. Как только он начинал гневаться, он говорил: "Ну вот, во мне просыпается прабабушка по материнской линии. Рюмку водки, плаху и палача!"

А она мне - "вышивай крестиком, разводи цветочки. Это такое приятное хобби!" А муж мне:
"Зачем тебе работать? Зачем учиться? Я достаточно зарабатываю. Да сидела бы ты дома с детьми! Мама вот никогда не работала, мама то, мама сё... "
-Но пойми, я - не твоя мама! Я - личность и должна что-то делать в жизни помимо супа.  Как только дети подросли немножко, я пошла то учиться, то работать, то и то, и другое вместе; еще и на латиноамериканские танцы!"Мне бы шашку да коня и ищи потом меня".

- Пойми же, моя учеба и поиски работы - это и для детей тоже! Когда они вырастут и захотят учиться в университете, как мы потянем на одну твою зарплату, - убеждала я мужа.
По сути дела, в Бельгии почти во всех семьях работают оба - и муж, и жена, тут равноправие в полном смысле.
Но мои старомодные свекор со свекровью жили, как в кувшине, будто поселились в маленьком патриархальном мирке, да и мужа я тоже долго вытаскивала из его кувшина. Они как будто ожидали от меня невозможного - чтоб я, успевая все в современном мире с высокими требованиями и ценами, оставалась уютной домашней  мамочкой возле садика с цветочками и знала бы три  "k" -  kinderen, keuken, kerk/ дети, кухня, церковь. Ну, насчет церкви - это для красного словца, хотя Луиза частенько ходит к своей  любимой святой Рите и раньше всегда приносила нам свечи оттуда.

Но я  - не Луиза! Кстати, в Бельгии женщина, выходя замуж, не меняет девичью фамилию на мужнину, она так и остается сама при своем. Тут подобные процедуры давно отменены. Представляете, если отменить такой обмен в России! Чем же тогда работники ЗАГСов и ЖКХ будут заниматься?Однако  и здесь многие замужние матроны "старой закалки" отвечая на телефонные звонки, говорят: Алло, вы говорите с .......- и тут называют фамилию мужа, но не свою! По старинке как бы реверанс в сторону мужа. Некоторое время я, науськанная свекровью, тоже  послушно блеяла в трубку: "Алло, met Jansens", а потом возмутилась! Я никакая не Jansens! И теперь, снимая трубку, гордо отвечаю: Hallo, met Sasha/Алло, Саша на проводе!( трепещите, бельгийцы, а если кому нужен мой муж, попросите позвать. Звонят-то в основном мне!

И опять во мне просыпалась то мама, то тётка, то дед по материнской линии. А то и все разом! Но права на поиски своего места в этой стране я добивалась тихой сапой, не ударом шашки, а дипломатией.
Много было споров и разговоров, пока муж наконец понял и смирился с моими генами.  Иногда мне кажется, что он гордится мной, когда я чего-то добиваюсь. Иногда я думаю: как знать, если б не было бы такого противостояния, во мне бы не проснулись эти гены с такой яростью? Может быть, я наоборот, должна благодарить эту консервативную семью за то, что они помогли мне выковать сильный характер?