В. Г. Перов. Охотники на привале

Нина Бойко
      В 1871 году на Первой передвижной выставке Василий Григорьевич  показал  свою картину «Охотники на привале».  Все три героя картины –– известные московские врачи, страстные охотники и друзья Перова.  В образе рассказчика художник изобразил Дмитрия Павловича Кувшинникова.

Бессребреник и большой гуманист, Дмитрий Кувшинников собственной волей выбрал работу на самом тяжелом участке Москвы –– в районе Хитрова рынка. Квартира его была в том же районе, в Малом Трехсвятительском переулке. К жене его приходили писатели, художники, артисты, доктор Кувшинников  подружился с Антоном Павловичем Чеховым и в 1890 году провожал его на Сахалин, вручив на московском вокзале футляр с коньяком,  велев распечатать и выпить на берегу океана, что Чехов и выполнил.

Жена Дмитрия Павловича увлекалась живописью, брала уроки у Левитана, и муж, не будучи творческим человеком, уважал ее интересы. Кто же не помнит чеховскую «Попрыгунью», где автор вывел Кувшинникова под фамилией Дымов. 

Перов сошелся с Кувшинниковым через своего друга Бессонова. Потом  они часто охотились вместе. Во время привалов Дмитрий Павлович рассказывал охотничьи байки, Василий Бессонов скептически  чесал за ухом, а их коллега, двадцатишестилетний Николай Нагорнов,  принимая охотничьи преувеличения за чистую монету,  слушал с восторженным  удивлением.

Дочь Нагорнова писала исследователю творчества В. Г. Перова: «Кувшинников был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас:  Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и Василий Владимирович. Они изображены в «Охотниках на привале». Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают: отец внимательно, а Бессонов с недоверием».

После того как картина появилась на выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным не только в медицинских, но и в литературных, художественных и театральных кругах.

С Бессонова  художник написал отдельный портрет,  который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с картиной «Охотники на привале». Картина полюбилась абсолютному большинству зрителей своим добродушием и строгой поэзией осеннего пейзажа, в изображении которого  принял участие Алексей Кондратьевич Саврасов.

За свою жизнь Перов написал множество превосходных полотен, украсивших Третьяковскую галерею и лучшие музеи России, но денег было всегда в обрез.  Только к сорока годам он скопил пять тысяч рублей на покупку маленького имения вблизи станции Клин. Там проводил летние месяцы, спасаясь от московской пыли.  Смерть жены и детей не прошли для него бесследно, Василий Григорьевич заболел чахоткой. Как ни старались для него Третьяков и  Лев Толстой, приглашая к нему самых лучших профессоров, художник умер.