Два человека

Михаил Палей
Я разместил этот рассказ-воспоминание на новом сайте для творческих людей, писателей и просто тех, кто любит свою семью www.mirpamyati.ru (Familytales) и решил, что стоит попробовать опубликовать этот текст и здесь... ведь так важно, чтобы память о тех, кого мы любили, оставалась на всегда в сердцах родных, близких и потомков... Кстати, сайт familytales является уникальным, именно на нем можно подарить вторую жизни своим ушедшим близким, представив их в виде героев художественного произведения, а также можно создать страницы тех, кого вы любили...

Его жилистая рука была лишена двух пальцев, но рукопожатие от этого не было менее крепким. Он посмотрел на меня с каким-то особенным выражением, как будто хотел рассказать мне о чем-то очень и очень важном. Я улыбнулся и присел рядом с ним на скамейку, ожидая, когда Дедушка решит, что пришло время начать беседу.

Дедушка был высоким слегка сутулым мужчиной лет 65-ти. Пронзительный взгляд из под тяжелых бровей говорил о многочисленных пережитых трудностях и постоянной мучительной боли, которая преследовала его последние 20 лет.

В далекие советские годы, когда люди жили и умирали на территории одного государства, которое с гордостью носило название СССР, Деда Леша умудрился побывать во многих европейских странах, полюбоваться знаменитыми египетскими пирамидами, да и в целом, повидать много такого, что было до определенного момента недоступно обычному советскому человеку. Он не был путешественником или любителем экстрима. Вовсе нет. Он был простым честным человеком, добропорядочным семьянином, трудолюбивым и сильным мужчиной и еще… он был футболистом. Да-да, именно футбол погубил его ноги и заставил страдать последние 2 десятка лет, и именно из-за него он теперь еле передвигался при помощи своей слегка обшарпанной трости.

Когда-то он был игроком столичного ЦСКА, а затем и Локомотива. В то время он блистал на поле, забивал голы и многотысячная толпа в порыве спортивного экстаза выкрикивала его имя, когда очередной мяч влетал в ворота поверженного противника. Он не был суперзвездой, но старался сделать все для победы своей команды и это не оставалось незамеченным для тренеров и болельщиков его команды. Он любил своих партнеров по футболу и своих тренеров. Дедушка всегда с теплом отзывался о Бескове (это был его любимый наставник), с которым был в довольно хороших отношениях и который собственно и привел его в команду. «Да уж… вот это был настоящий мастер» - как-то раз сказал мне про него Деда Леша.

Но футбол это всего лишь профессия и, поверьте мне, совсем не в нем заключалась истинная сила этого прекрасного человека. Настоящей ценностью он всегда считал свою семью. Именно для нее он зарабатывал деньги и трудился непокладая рук всю свою жизнь. Жизнь, впрочем, не всегда была благосклонна к нему, в частности пальцы он потерял, работая на станке в какой-то конторе, занимающейся сбором меди, в которую устроился в 90-е годы. К этому времени от блестящей футбольной вехи его жизни осталось только воспоминание и… квартира, в которой поселилось все его многочисленное женское царство. Почему женское? Да потому что так получилось, что в его семье были одни женщины, которых он очень любил ну и от которых, я так думаю, он порядком уставал. Я был для него неким проводником в привычный и любимый мир мужских мыслей и разговоров. И я всегда с радостью, можно сказать, с открытым ртом, слушал его рассказы о былых временах.

Вот и в этот раз мы начали говорить о прошлом. Мы сидели прямо на участке. Дедушка неспешно рассказывал мне о своей жизни и помешивал палкой тлеющие угли маленького костерка, в котором по-обыкновению сжигал осенние листья и разнообразный дачный мусор. Едва заметная струйка черного дыма поднималась к вершинам раскидистых яблонь, которыми в изобилии был засажен наш садовый участок. В этом месте для Деды Леши все было по-настоящему родным… Еще бы! Большинство построек было сделано при его непосредственном участии. И теперь, когда каждый шаг давался ему с трудом он все-равно не мог усидеть на месте и постоянно был при деле. То он помогал соседу ставить забор, то точил ножи, то хлопотал по хозяйству! Насытить его жажду деятельности было очень не просто. И даже сейчас, когда он беседовал со мной, он все-равно был занят общественно-полезным делом – очищением участка и уничтожением отходов.

Я поднялся и подошел к колодцу, чтобы отведать чистейшей артезианской воды. Внезапно дверь ветхой дачной калитки отворилась и на пороге возник довольно прилично одетый мужчина с весьма наглым выражением лица. Он презрительно, с чувством плохо скрываемого превосходства посмотрел на Дедушку и раздраженным голосом произнес:
«Слышь, дед, ты че тут жжешь! Совсем ох…л! У меня на участке запах от твоего дыма! Смотри у меня! А то сидит здесь! Давай руки в ноги и раскидывай свое кострище!»
С чувством победителя смотрел он на Деда Лешу, одетого в старую протертую рубаху, спортивные треники и порванные башмаки. Дедушка молчал, да и что можно сказать человеку, который считает себя выше остальных только от того, что у него есть машина и новый добротный дом, отстроенный на 6 сотках, завещанных родителями. Мужчина еще раз окинул высокомерным взглядом наш участок и кинув: «я тебя предупредил, дед!» - развернулся к калитке и хлопнув дверцей удалился восвояси.

Все произошло довольно быстро и я не успел вмешаться. Меня переполняло чувство искреннего негодования! Как посмело это быдло (а иначе этого человека я назвать не могу) оскорбить такого прекрасного человека как Деда Леша!? Как мог он так разговаривать с человеком, который добросовестно трудился всю свою жизнь, который подарил жилье своим детям и внукам, да наконец, который является одним из честнейших и благороднейших людей из всех, кого я знал!?

Два человека встретились – один богат духом и добрыми делами, другой богат только своей наглостью. Контраст между ними поразил меня до самого сердца! И знаете что сказал мне деда Леша своим негромким слегка хрипловатым голосом после того, как незнакомец покинул наш участок?
«Вот так вот, Миша. Он – король жизни».
Я хотел возразить, но понял, что Деда Леша, которому в свое время рукоплескали тысячи восхищенных фанатов, в силу своей скромности просто не может сказать иначе. И самое главное – ему не было жаль своего прошлого и своей жизни, и ему не было обидно, что какой-то второсортный мужик считает его ниже себя только потому что на нем одеты более дешевые шмотки. Вы спросите - почему? Да потому что он был настоящим мужчиной, мужчиной с большой буквы!