Уральский сказочник Сергей Литвинов

Эмма Соловкова
(опубликовано как предисловие к книге С.А.Литвинова "Полёт шмеля")               
          
                Расставляю холсты, раздвигаю пространство,
                Растворяюсь в тиши фиолетовых гор;
                Ухожу от суетности и окаянства,
                Из души выгребая слежавшийся сор.

                В разнотравье духмяном, разнежившись, млею,
                На крылечке янтарном, забывшись, сижу.
                Расставляю холсты ...Сердце зябкое грею...
                От себя убегая, к Себе восхожу...
               
                Наталья Берек
             
             
        Поэтические строки эпиграфа посвящены заслуженному художнику РБ Сергею Александровичу Литвинову (1925—2003). Он был не только талантливым монументалистом и живописцем, но и литератором – настоящим мастером своего дела: необыкновенно трудолюбивым, искренним и требовательным к себе.
        По специальности С. А. Литвинов был архитектором. Занимался проектированием и оформлением общественных зданий в Башкирии. Но ещё через всю свою жизнь пронёс любовь к рисованию, к живописи. Он является создателем большого количества прекрасных пейзажей («В горах Урала»,  «Ночной Айгир», «Ночью под Уфой»), натюрмортов («Натюрморт с  купавницами», «Натюрморт с крыльями»), жанровых работ («Русская изба», «Башкирский двор», «Родительский день», «Благовест») и серии картин по мотивам сказок П.Бажова («Дед Урал», «Хозяйка медной горы», «Данила-мастер», «Каменный цветок», «Золотой полоз», «Огневушка-поскакушка»).  Все они свидетельствуют о его огромной любви к родному краю – его природе и людям. Лучшие из его картин (более 40 работ) сейчас хранятся в фондах Государственного художественного музея им. М.Нестерова.
       Самостоятельную ценность представляет литературный труд Сергея Александровича. Раньше публиковались лишь маленькие отрывки из него (в журнале «Рампа», в пресс-релизе  музея им. М.Нестерова и в буклетах, посвящённых его творчеству). А данная книга – это попытка предоставить читателю в полном объёме литературное творчество этого талантливого, интересного и душевно щедрого человека.
    
       Я познакомилась с Сергеем Александровичем лет двенадцать назад. У нас с ним были общие знакомые художники, которые и привели меня в его мастерскую. После того памятного визита я стала бывать у него в гостях. Его живопись меня буквально «притянула» (как и многих моих знакомых): я нашла в ней что-то созвучное себе. А после общения с ним (а он действительно умел собирать вокруг себя людей) я и другие уходили от него какими-то обновлёнными и воодушевлёнными.
       И вот как-то весной, во время очередных «посиделок» у художника, мне в руки попал альбом с его стихами. А я до этого даже не знала, что в течение многих лет он занимался литературным творчеством! Оказывается, многие свои  жизненные впечатления и интересные мысли он отражал в записных книжках и альбомах, вёл дневник, писал стихи.  Я открыла его альбом, и мой взгляд упал на удивительные строчки о чертополохе:
                Ночью за деревней
                На бугре мерцал чертополох –
                Посланец звёзд и чёрной бездны…
Здесь скромное растение – чертополох – предстало загадочным, сказочным растением, гипеболизированным до хранителя тайн бездонного Космоса. Увлекла оригинальность, живописность художественных образов и в последующих строчках:
                Я видел, как с реки лучами тонкими
                Ночью звёзды поднимали свой зелёный свет
                Туда, на чёрный небосвод, к себе обратно,
                Чтоб ещё раз его поцеловать,
                А утром в солнце умереть…
Стихи в альбоме были собраны довольно беспорядочно, без строгой хронологии. Их автор, скорее всего, мало разбирался в стихотворных размерах, ритмах, строфах.  Но насколько искренне и свежо при этом звучали его стихи!
         Читая альбом, я вдруг увидела строки, которые неожиданно, махом резанули по сердцу:
                Зачем я есть? Мне больно жить!
                Что надо от меня природе?
                Иль я звено в её цепи бегущей
                Иль высшее творение её?
                Ты слышишь, Мир?
                Мне больно всё равно…
Здесь поистине крик души человека – инвалида с юности, живущего трудной жизнью, в которой было место и горечи, и разочарованию, и огромной усталости.
       
        Этот литературный труд произвёл на меня такое сильное впечатление, что очень захотелось подготовить его к изданию. Люди должны это прочесть: здесь автор искренне и проникновенно делится своим многолетним опытом Мастера. Названием книги послужило  название его картины «Полёт шмеля». Это фантастическая картина, вся пронизанная золотым цветом (одним из самых любимых его цветов). А её репродукция стала обложкой книги. Сборник этот довольно большой по объёму, он оформлен рисунками автора и репродукциями его картин. А скомпонован так, что первой его частью стала поэзия, второй – дневниковые записи, а третьей, заключительной – воспоминания о детстве в форме писем.
        Стихи Сергей Александрович писал в основном на природе – на этюдах. Похоже, за свою жизнь он объездил весь Урал.  Он рассказывал, как, бывало, в Уральских горах после дня, проведённого за рисованием, рыбалкой и разговорами, его друзья-художники, угомонившись, к ночи засыпали, а он не мог глаз сомкнуть: он будто слышал тихий шёпот Урала, желающего раскрыть ему какие-то тайны. А ещё ему в это время шли стихи, которые он торопливо записывал. Не перестаёшь удивляться, как обострённо, до сердечной боли, он воспринимал родную природу – птиц, насекомых, травы, цветы:
                Я видел в травах, как цветок, целуясь с солнцем,
                Дрожит от счастья весь,
                И дрожь его волшебным светом
                Мне под сердце отдаётся…
Звонко и празднично звучат строки об осенних берёзах в золотой листве:
                А берёзы на буграх, как соборы золотые,
                Вызванивают синь небес…
А своё стихотворение «Осень в горах» после живописного представления осенней природы он заканчивает такими строками:
                Белый дух с крестом стоит
                У разрушенной избушки…
 И как-то сразу зримо представляешь себе этот «белый дух с крестом», и подкрадывается острая жалость к нему, сиротливо стоящему у покинутой людьми маленькой разрушенной церквушки, и к самим людям, забывших Христа…
          Не менее интересны здесь его мысли об искусстве и о жизни. В них видны пытливый ум, постоянные творческие поиски и непримиримость к халтуре и показухе человека, не изменившего своим принципам и не растерявшего себя ни в годы застоя, ни в годы перестройки.
          Эта творческая неуспокоенность и бескомпромиссность пронизывает и дневниковую прозу художника, будь то описываемые им его поездки на этюды, его работа в одном из уфимских проектных бюро или в Художественном фонде или его мысли о задачах художника: «Художник – как младенец: если не закричал своим голосом при родах и не вздохнул тем же воздухом, в котором родился, он не будет настоящим художником никогда».
          Большая часть дневниковых записей С.Литвинова посвящена поездкам на этюды. Особенно примечательно то место в дневнике, где он описывает свою поездку 1973 года к Уральским горам и молчаливый разговор с ним «батюшки Урала»: «Ты видишь мою красоту и силу. Но сможешь ли ты понять и написать мои земные тайны и рассказать о них людям?».
                А я тихонько говорю,
                Что я боюсь, но я смогу,
                И что в моей душе уж родилась идея:
                «Зелёный глаз Урала»,
                И я уже пишу…
Здесь происходит чудо: проза сама собой приходит в движение, приобретает ритм и внезапно превращается в поэзию. Наверное, человеку не хватило прозы, чтобы выразить все свои чувства, и тогда возникла Поэзия…
         Дневники с.А.Литвинова – это богатый материал богатого на идеи художника. На протяжении своей творческой жизни он вынашивал очень много художественных замыслов. Одни из них он претворил в жизнь, другие, к сожалению, не успел. И немало своих картин он, необыкновенно требовательный к себе, дорисовывал и перерисовывал снова и снова.
         Заключительная часть книги – «Воспоминания о детстве» - написана в виде его писем к любимой племяннице. Он писал их уже в конце своей жизни: наверное, в эту пору воспоминания о детстве особенно ярки. Начинаются они с описания его родословной. В наше время мало кто помнит о своих корнях. Бывает, и пробуждается к ним интерес, но поздно: уже не у кого спросить. Большая заслуга Сергея Александровича в том, что он был так неравнодушен к истории своего рода и сумел её восстановить и донести до последующих поколений. Здесь, как и во многих своих живописных полотнах, он сумел отразить родовые традиции и родовую духовность.
         Всю свою сознательную жизнь автор книги прожил на Урале. А родился и жил до 15 лет в Сибири. Его отец работал на золотых приисках. Одно из самых ярких детских воспоминаний – о том, как в Сибири отец повел его вместе с братишкой в лес в ночь на Ивана Купалу смотреть, «как цветёт папоротник». Позже, уже в Башкирии, под этим впечатлением Литвиновым была создана волнующая, сказочная картина «Папоротник цветёт» (к сожалению, единственная его картина о Сибири). И ещё на всю жизнь ему запомнилось, как он ребёнком впервые в жизни плыл на барже по ночному Иртышу. «...Для меня была удивительной и потрясающей первая ночь на барже. Я был абсолютно ошарашен ночным небом. Лёжа на подушках под тёплым одеялом, я впервые в жизни видел так открыто и так близко ночное небо, огромные бесчисленные мерцающие звёзды. Чёрное небо отражалось в воде Иртыша, и от этого казалось, что наш пароход плывёт меж звезд. Я ещё тогда не знал, что существует ночной мир — я ночами спал. Я и представить себе не мог, что небо может быть чёрным и что на свете так много звёзд… Я онемел и был скован каким-то леденящим холодным страхом. Детское сердечко не выдержало, я начал кричать, взбудоражил всех на барже. Но на вопросы взрослых я ничего не мог ответить, а только показывал вверх на звёзды. Днём отец пытался что-то объяснить мне, но я ничего не понял. А вот объяснения матери я понял и запомнил. Всё просто: купол неба — стеклянный, и днём его не видно, а звёзды — это Боженькины застывшие слёзы (Бога она называла «Боженькой»). Но я не понимал, почему Боженька так много плачет, и чувствовал и видел что-то совсем другое, что пугало меня и в то же время неудержимо тянуло к себе. Несмотря на страх, мне ещё и ещё хотелось поплавать меж звёзд, но почему-то больше такой ночи в моей жизни не было никогда. Даже сейчас я не могу объяснить себе того состояния. Меня как будто навсегда чем-то красивым и холодным «прокололо». Наверное, живая капелька моей души чуть коснулась вечности и испугалась её бездны и мрачной красоты. И ещё в ту ночь в моей детской душе родился художник...».
          «Воспоминания о детстве» написаны увлекательно и образно. Здесь и яркие картины могучей сибирской природы, и правдивое описание сурового быта и полной испытаний жизни в Сибири его семьи. Как живые, предстают перед нами его отец и мать: очень неординарные, одарённые, трудолюбивые и сильные люди (эти качества они передали своим детям). Действительно, только такие люди могли вырастить и воспитать детей в тяжелые времена разрухи и коллективизации. Перед второй мировой войной семья переехала на Урал. Отец погиб на фронте ещё в самом начале войны. С этого времени детство Сергея Литвинова закончилось, и впереди его ждала новая, взрослой жизни на Урале, где произошло его становление как художника и как личности.            
         
         Книга Сергея Александровича – это целый художественный мир: бескрайний, гармоничный и прекрасный. А всё его творческое наследие — это своего рода завещание всем нам быть такими же искренними и так же преданно служить нашей культуре.