Нобелевская премия

Елизавета Рябинина
В год полета Юрия Гагарина я, побоявшись поступать в институт, нечаянно оказалась в профессионально-техническом училище в одной группе с одноклассником Николаем и подружкой с детских лет Лидией, будущими героями моего рассказа.
Коля еще в школе выделялся среди других мальчишек: он был озорником исподтишка. Молчит-молчит, а потом вдруг скажет такое … что весь класс умирает со смеху. Его обожала наша классная «Евгеша»: у Коли были большие зеленые глаза в обрамлении длинных загнутых ресниц, на которые она подолгу любовалась.
Лида влюбилась в Колю с первого взгляда: ее покорила его улыбка, и хотя и была веселой хохотушкой, в любви оказалась несмелой. Озорного тихоню прихватила девочка Таня из другой группы, большая любительница кошек. Долго страдала Лида из-за неразделенной любви, но изменить ничего не могла: Коля женился на Тане.
Лида долго не выходила замуж: все искала похожего на Колю и, наконец, как ей показалось, нашла.
Но, пока раздумывала, Володю, так звали ее избранника, пленила его знакомая наглая девица и мгновенно женила на себе.
Что пережила Лида на этот раз – не передать… . Но она устояла и даже дождалась Володиного раскаяния, а затем и возвращения блудного жениха. И Лида вышла замуж за своего законного Володю. Через год у них родился сын Алик.
А у Коли с Таней после рождения двух дочерей жизнь не заладилась. Таня увлеклась другим мужчиной, и Коля, узнав об измене, не простил и ушел от нее.
Не знаю, вспоминал ли он тогда о Лиде, но некоторое время жил один, а потом сошелся с другой женщиной и прожил с ней долгую жизнь, помогая поднимать ее детей. Но, с годами растеряв здоровье, снова стал одиноким.
Лидин муж также прихварывал, а однажды чуть не расстался с жизнью: случился инсульт. Да Лида не позволила – во время болезни не оставляла его ни на минуту, проводя в больнице дни и ночи. И Володя остался жив.
Мы же, бывшие одноклассники Коли, в это время иногда устраивали традиционные встречи, вспоминая школьные годы.
Первая прошла через 19 лет после окончания школы в кафе недалеко от полуразрушенного сегодня Дворца культуры имени В. И. Ленина, на которой я впервые передала Коле привет от Лиды. Еще лет через шесть была следующая встреча у меня дома, которая запомнилась всем одноклассникам по той причине, что Вася, школьный приятель Коли, в творческом экстазе забросил мою олимпиадную гитару на высокое дерево, и потом, сколько мы ни искали, так и не нашли ее. В тот знаменательный вечер я снова передала Коле привет от моей училищной подружки. А года два назад неугомонные одноклассники вновь организовали встречу, но уже в квартире Коли, где он жил один.
Собрание старых школьников прошло, как и всегда, на должной высоте.
Каждый рассказал о себе, как прожил свою жизнь, а я как ведущая встречи называла счастливыми всех.
Непроизвольно запнулась только после Колиного рассказа о его несложившейся жизни, но потом, как обычно, передала ему теплый привет от Лиды. А уходя, забыла у Коли свой альбом с фотографиями.
Несколько раз я предлагала Лиде пойти к нему вместе, но она категорически отказывалась: « В молодости он меня отверг, а уж в старости я ему вовсе уже не нужна, да и гордость у меня есть: в жизни никому не навязывалась!».
Пришлось мне топать на дальнюю улицу Балхашскую, где жил Коля, одной.
Забрала дорогой мне альбом, отдала ему завалявшуюся еще с юности карточку Таньки с ее любимыми кошками и спросила, как та теперь поживает, и получила резкий ответ, что он давно не интересуется ее жизнью.
Уже на пороге передала традиционный привет от Лиды, нечаянно бросив фразу, в дальнейшем изменившую сразу две человеческих судьбы: « Лида тебя так любила, можно сказать, умирала по тебе, а ты на Таньке женился … ». И ушла. Не успела я доехать до своего дома, как раздался телефонный звонок. Это звонил Николай и просил передать Лиде, чтобы она сегодня же позвонила ему.
Я сообщила Лиде о Колином желании. От неожиданности она сначала растерялась, а потом вдруг гордо заявила:
- Не буду я ему звонить первой, пусть сам, если ему так нужно!.
- Но у тебя же Володя дома, - возразила я.
- Скажи, что трубку возьму я, - ответила Лида.
Я все передала Коле, и с тех пор мои герои в горячих приветах не нуждались: разобрались без меня.
Прошло около двух лет, а Лида с Колей, переживая вторую молодость, не надышатся друг на друга. Почти ежедневно она приезжает к нему, хотя это довольно далеко, не замечая длинной дороги, чтобы увидеть его неповторимую улыбку, молодые зеленые глаза, сияющие счастьем, любовью и признательностью.
И сегодня они не могут досыта нацеловаться и наговориться: а сколько времени потеряно зря – почти целая жизнь – сокрушаются они между поцелуями.
«Лучше поздно, чем никогда», - утешаю я Лиду, взахлеб рассказывающую мне о своем счастье.
А вечерами каждый у себя дома подолгу говорят по телефону. О чем? О том же, что и все влюбленные на земном шаре. Да и не все ли нам, любопытным, равно?! За столько лет вынужденной разлуки у них накопилось столько тем для разговоров, что говорить им и говорить …
Лида беспокоится за Колю, следит за его здоровьем (у него была операция на сердце), и те несколько часов свидания кажутся им одним мгновением.
Мало, ох как мало времени влюбленным друг в друга!
Коля однажды предложил Лиде переехать к нему совсем, но она сразу же пресекла тот разговор: не будет она, как жёны Коли, предавать мужа, а продолжит ухаживать за ним до конца.
«Но она же обманывает его!» - слышу я невольный вопрос читателя, который и задала в свое время Лиде.
«Володя, вначале женившись на другой, причинил мне столько страданий, что сегодня, я уверена, мы с ним квиты», - спокойно объяснила мне она.
Не судите да не судимы будете …
И Лида продолжает видеться с Колей, у которого теперь почти не болит сердце, и он даже перестал принимать лекарства.
Помолодевшая и похорошевшая, синеглазая и счастливая, Лида жалеет нас с Людой, третьей нашей подружкой, что мы не испытываем того волшебного чувства, называемого любовью.
Мы лишь вздыхаем и искренне радуемся за нее.
А однажды Коля передал мне, что они с Лидой присуждают мне Нобелевскую премию за любовь: за то, что нечаянно вернула им не состоявшееся в юности счастье.
«Ну что же, - решила я, - наверно, это справедливо. – Вручили же первому президенту СССР М. С. Горбачеву Нобелевскую премию за укрепление мира между народами, так, почему бы Елизавете Сысоевой не получить такую же премию за возвращенную любовь двум немолодым людям?!?» Правда, сразу же спохватившись, я осторожно намекнула влюбленным на один миллион долларов, полагающихся при награждении.
Долго смеялись мои герои, нынешние пенсионеры с их более чем скромными российскими пенсиями, но все же пообещали подумать над моим предложением. Может, и государство в будущем раскошелится на более достойные пенсии. И вот уже тогда … Им сегодня по 62 года, и у них все еще впереди, как и в былые 18...  Но недолго продолжалось счастье моих героев, всего года три. Первым ушел Коля: остановилось сердце... Лида очень горевала по нему, и однажды он приснился ей, задав странный вопрос: "Ты почему ко мне не идешь, я жду тебя!" Во сне она лишь ответила ему:"Я же недавно была у тебя на кладбище..." А через полгода  сдала анализы в поликлинике, и оказалось, что у нее больна печень. Почти сразу же ей сделали операцию, после которой ее не стало. Это случилось в августе 2011 года. И теперь они с Колей (и я в это очень верю)гуляют вдвоем по райскому саду, как Мастер и Маргарита, герои Михаила Булгакова, и, как мне кажется,  очень счастливы. Так распорядилась жизнь: человек предполагает, а судьба располагает.
2006 - 2016гг. Елизавета Рябинина