Путешествие на маленький Афон

Шевченко Игорь
               

                ……Толпа постепенно редела. Стоявшие поодаль женщины осмелились, невзирая на солдат, приблизиться. Крест был высок, однако с Распятым можно было говорить. Увидев свою Мать, подошедшую с Иоанном, Иисус в последний раз обратился к Ней. «Вот сын Твой,  -  сказал Он, а потом взглянул на любимого ученика: - Вот Мать твоя».
                Протоиерей отец Александр Мень, «Сын Человеческий».

               
                Эти слова Иисуса были одними из последних слов  на Голгофе, да и в этом мире. Они прозвучали договором или, говоря древним языком, Заветом. Заветом к Его Матери и Его любимым ученикам. К ученикам, которые Его, Иисуса Христа  любят и хотят идти с Ним. Идти Его единственно правильным Путем.
                Отныне всем нам нужно быть настоящими, любящими детьми Ей, Царице Небесной. Ведь Она уже две тысячи лет нам, православным христианам, Истинная Мать. Она  в точности выполняет слово Сына Своего, сказанные при крестной казни на Голгофе. 
                Да… нечасто прибегаем мы к ее помощи.  А жаль! И только окончательно запутавшись в жизни сами и запутав своих близких и детей, просим ее помощи. Молимся, каемся. Да часто и на молитву терпения не имеем.  А молиться необходимо с неспешностью  и любовью. Ведь, что ты отдаешь, то и получаешь. И Она, Царица Небесная, обязательно ответит на молитву.
                Из истории.  Предание рассказывает, что перед  успением свой пояс Богородица  собственноручно  отдала двум иерусалимским  вдовам, которые хранили его в семье, как большую святыню и передавали его из поколения в поколение. В четвертом веке он был перенесен в Константинополь и помещен в золотой ларец. Ларец хранился в специально построенной для него часовне.
                Прошло почти шесть веков. Зоя, супруга одного из константинопольских императоров была мучима духом злым и нечистым. По сей причине ближние, и император были опечалены  и воссылали молитвы к Богу. И было царице Зое видение, что нужно возложить на нее пояс Богородицы, и она получит излечение. По просьбе венценосного супруга, патриарх константинопольский вскрыл ковчег. Пояс был найден целым, не поврежденным временем. Супруга императора была излечена  совершенно приложением пояса от злого недуга.  ( Дмитрий Ростовский; Жития святых).
                Впоследствии пояс был разделен на несколько частей. Со временем одна из частей попала в Грузию,  и долгие годы хранилась там. Затем была подарена дочерью грузинского царя  российскому императору  Александру первому, по поводу принятия Российского подданства. Александр дал распоряжение украсить  пояс драгоценными камнями и вернуть его назад в Грузию. А в Зугдиди повелел построить церковь для хранения оного пояса.

                Настоящее время. По инициативе фонда «Андрей Первозванный» часть пояса, хранящегося в специальном ларце в Ватопедском монастыре на Афоне,  была привезена в Россию. Маршрут движения  ее  по городам России:  Санкт – Петербург,  Екатеринбург, Норильск, Владивосток, Красноярск, Тюмень, Нижний Новгород, Дивеево, Саранск, Самара, Волгоград, Ростов, Ставрополь, Калининград, Москва. 
                Из современных чудес. В Тюмени в дни пребывания святыни началась небывалая оттепель, и растаял недельный  снег. В Свято – Троицком монастыре Тюмени, где находился ларец с частью пояса Богородицы, расцвела живая роза. А ведь это Сибирь!
                Среди верующих поясу поклонились Владимир Путин в  Санкт – Петербурге и Дмитрий Медведев в Нижнем Новгороде.
                О нас. Вот и мы, Уральские прихожане, узнав о том, что святыня несколько дней будет в самарском Храме Покрова, решили ехать поклониться Царице Небесной и помолиться за близких.
                Самарский кафедральный храм, один из значимых храмов Русской Православной Церкви. Ларец с мощами Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Пантелеймона, и многих других святых. В храме также находится  Часть Креста Животворящего и  Камень от Живоносного Гроба Спасителя.  Сюда в этот храм пришла святыня из одного из земных уделов Богородицы.
                Из Уральска  с небольшими интервалами вышли семь автобусов паломников. Дорога отнимает много времени. Кажется, никогда не кончатся эти белые степи. После границы начинаются густые лесополосы из березы и ели. Автобус очень удобный и современный. Мы сидим где - то наверху, намного выше водителя и все пейзажи за окном наблюдаем непривычно сверху, словно мы едем в поезде. 
                В Подъем – Михайловке остановка и отдых. На стоянке перед кафе несколько больших дальнобойных машин. Кафе теплое, чистое, светлое с большим выбором еды. В Росси всегда пользуюсь возможностью попробовать любимого кваса. Выбор у них широкий. Здесь и с медом, и с хреном, и еще десятки всяких наименований. Есть стараюсь совсем чуть - чуть, так как обильная еда сразу тяжелит и отбивает интерес к жизни вокруг тебя и молитве. Как не пытаюсь заснуть, не получается. Наверно сказывается перевозбуждение и ожидание.
                В Самару приезжаем глубокой ночью. Уже мечтаем, как приложимся к поясу. Кому свечи поставим, какие службы закажем. Но Самара не спит и глубокой ночью. Со всех районов Самарской области и самой Самары съехалось огромное количество христиан. Все  стоят у храма Покрова живой очередью. Человеческая очередь такой длинны, что неясно, где храм. Неясно  когда мы в него попадем и попадем ли?
                Сила молитвы. Стояние в километровой очереди ночной холодной Самары затягивается. Под ногами каша  из  снега вперемешку  с водой. На улице не холодно, но сыро, да и ботинки уже промокли насквозь.  Человеческая река очередь двигается очень медленно и внутри себя давит крепко. Я поднимаю ноги и меня несет толпой по воздуху с поднятыми ногами. 
                Испытание Вере. Очередь остановилась и не двигалась. Прошло два часа, а мы были почти там же. Сначала пришло такое отчаяние, что хоть собирайся и на такси езжай домой. Затем приходит мысль: «Нужно молиться Серафиму». Перед поездкой мы ходили, исповедовались и причастились в Преображенском храме и попросили благословения у Серафима Саровского на мирное и успешное паломничество. Выручает молитва. После короткой молитвы про себя к Серафиму Саровскому  случилось самое обычное чудо. Нас неожиданно  вызвали из очереди, и вернуться в эту человеческую кашу уже было невозможно. И Слава Богу. Я пошел вдоль очереди и ограждения к храму.  Подойдя к перекрестку и оцеплению омоновцев, я увидел казаха в полицейской форме. И земляк помог. Оказалось самарский казах. Уже через пятнадцать минут мы со своим спутником были в храме Покрова.
                Когда мы были уже во дворе храма, я увидел, как прошли наши священники с представителями самарских властей и самарских прихожан, в сторону оцепления полиции и людской очереди. Наше священство пыталось договориться с самарскими, чтобы провести наших паломников в храм.  Задача была сложная. Такое количество людей проконтролировать никто не может. Люди устали, замерзли, отчаялись и забыли о всяком гостеприимстве и доброте.  Мы же, по молитвам Святого Серафима и разрешению Царицы Небесной уже были вне этого.
                Мне иногда кажется, что именно в этом и состоит Вера. Вера в Бога и его святых, в Его бесконечную к нам любовь и помощь. Это у Творца все есть всегда. И Его любовь к нам, и Его бесконечное желание помочь. Мы сами,  не веря в его Любовь и Помощь, отчаиваемся и отказываемся от Его помощи, которая приходит по нашему упорству через час, через два или через десять минут. Приведу пример из этой же поездки.
                О Вере и Мудрости. В нашем пятом автобусе ехали две иночествующие женщины нашего города. Приехав в Самару, они неспешно собрались в автобусе, облачившись подобающим образом, и с молитвой пошли в храм. Мы идем за ними. Затем нам начинает казаться, что они идут не так, медленно. Что мы опоздаем, так как людей очень много и мы, приехав поздно, будем долго стоять в очереди. А здесь они еще так медленно идут, буквально тянутся. В общем, мы побежали, обогнав наших иночествующих, и потеряли их из виду.
               Прибежав к храму, увидели небольшую очередь и встали в нею. Минут через двадцать нашего стояния от храма начальство говорит: «Это очередь для инвалидов и детей. Вам нужно в другую очередь. Обходите квартал». И вот когда мы послушались и, пошли встали в ту большую очередь, было все. И мокрые ноги, и мокрые носы и мятые ребра и отчаяние.
             Наши же неспешные инокини, как потом рассказали люди, подойдя к «инвалидской» очереди с небольшой группой паломников из нашего пятого автобуса, стояли и молились Царице Небесной. Тут же пошло обсуждение среди милиции и представителей самарской власти, пускать ли их, не пускать, или как?... Одни говорили так, другие эдак. А наши монашки молились. Неожиданно самарские говорят: «Пустить». И эта группа во главе с двумя инокинями заходят в храм, прикладываются, молятся, заказывают, какие нужно службы и через час уже сидят в автобусе, проведя комфортную ночь в тепле. Они никого не слушали и не слышали. Они просто верили, молились и ждали. Я считаю, что вот у этих двух женщин настоящая Божия ВЕРА.
                Дай нам Боже  Веры и Мудрости Твоей.
                И уже совсем не дело, когда мы начинаем роптать, что то или иное просимое приходит не тогда, когда нам хочется. Можно и нужно просить, но не гневаться, осуждать или обвинять. Дела в сем мире устроены по Божьему  порядку и гневаясь, мы гневаемся на Бога. Поверьте, я никого не осуждаю. Я твердо знаю, что гневом в этом мире ничего не решить. Но гнев и злость может привести к очень грустным и страшным вещам.
                Мы находились в левом пределе, когда из правого, почти пустого предела раздался какой - то дикий крик и звуки голоса страшного и громкого. Оказывается, привели женщину одержимую. Когда прикладывали к ларцу, вот эти звуки и летели по церкви. Зрелище жуткое. Спаси и Сохрани от такого.
                В шесть утра мы попали в храм, почти всю ночь проведя в очереди на улице. Поняли, как сильно продрогли, только попав в тепло храма.  Свет свечей, дети, спящие и играющие тихонько у колоннады, навеяли такой уют и радость, словно в дом родной попали.  Приложившись к святыне, приложили  домашние иконы к стеклу ларца. Всех приложившихся охрана провожала на выход из  храма. Мы попросили остаться и заказать службы.  Купили свечей, поклонились Господу, Царице Небесной и поблагодарили Серафима Саровского. Отогрелись, пришли в себя и уже до самого дома улыбались и радовались, несмотря на бессонную ночь и усталость. Что - то такое в храме Покрова случилось с нами. Так хорошо стало на душе, словами не передать.
                Но вот все позади и мы по утренней Самаре подходим к нашему автобусу. Когда все треволнения кончились, на обратной дороге в автобусе с таким наслаждением уснули, как будто ехали не из Самары, а из Афона. Напереживались, намолились, нарадовались. Впечатлений, в общем, хватало. Ну  что ж, наверно так и случилось, что по Воле Царицы Небесной навестили, таким образом, Афон.
                Я рад, что поехал в Самару. Несмотря на все трудности. И если бы мне сейчас предложили ехать, я бы поехал еще раз. Не глядя и не сетуя ни на что.
                К сведению. На семнадцатое ноября около 2 000 000 прихожан по всей России поклонились великой святыни и попросили помощи у Царицы Небесной.
                Интересно, что когда ларец с поясом был в Дивеево, здесь встретились два удела Царицы Небесной. Афон и Дивеево.  Монахи из Ватопеда в роли экскурсантов обошли Свято Троицкий Дивеевский монастырь. Они посетили Казанскую церковь и Троицкий собор. Приложились к мощам Серафима Саровского и поклонились мощам всех угодниц  Дивеевских. Побывали на могилке Николая Мотовилова.
                Иеромонах Максим из Ватопеда рассказывал журналистам, что они под большим впечатлением от посещения России и Дивеевского монастыря, от того, что россияне так любят Афон, а особенно от благоговения перед Царицей Небесной… «Мы в наших молитвах всегда будем молиться за русский народ, а вы молитесь за нас».
                Георгий Гридасов, 17 ноября 2011 г