Дом в деревне

Аркадий Неминов
  Сергей мне позвонил как-то в конце лета.
- Андрюха, привет! Ты, помнится, говорил, что хочешь купить дом в деревне подешевле?
- Да, а что, есть вариант? - спросил я, как можно равнодушнее.
- Представь себе, есть и очень даже неплохой! Цена - смешней не бывает!
Мой одноклассник Сергей был человеком весьма увлекающимся. Еще в школе за ним стойко закрепилась прозвище Свистун. И хотя оно изначально было производным от его фамилии Свистунов, но впоследствии  стало вполне реально отражать его собственную сущность. Да, Серега любил приврать и прихвастнуть, но делал он это, скорее, из любви к искусству, нежели из корыстных или меркантильных соображений.
- Что за дом? Развалюха, небось?
- Дом и вправду очень старый - чуть ли не сто лет - но чрезвычайно крепкий. Там и погреб, и печи - аж две! А земля какая - сплошной чернозем!  И участок тридцать соток! Андрюха, от сердца отрываю!
- И чего это ты вдруг так расщедрился?
- Понимаешь, мне - без надобности. У меня дача в тридцати верстах от Москвы. А ты говорил, что тебе без разницы, где. Лишь бы лес рядом был нехоженый.  Вот! А это - глушь - километров двести по Ленинградке,  а там еще в сторону километров семьдесят-восемьдесят. В общем, без машины не доберешься!
- А там живет-то хоть  кто-нибудь?
- Деревенька, конечно, старая, небольшая - дворов четырнадцать всего, но несколько домов  до сих пор заселены. Зато все местные, без понтов!
- Да ты-то откуда все это знаешь?
- Как не знать, Андрюха, если в этом доме отчим мой последние годы жил.
- Чего ж сразу не сказал, что твое жилье?
- Да какая разница? Ну, чего, смотреть будешь? - Свистун уже начал терять терпение. 
Я медлил. Что-то в этом рассказе меня настораживало. Еще больше я удивился, когда услышал, какую именно сумму хотел мой приятель за такое богатство! Нет, тут явно что-то было не так!
- Серега, почему так дешево?
- Потому что это - полная ж...! Из нормальных людей туда никто не поедет, а ты всегда был сдвинутым на природе-матушке!
Как ни странно, но именно это простое по своей грубости объяснение меня вполне удовлетворило. К тому же, завтра суббота. Почему бы не прокатиться, в самом деле?
- Я готов! Во сколько едем?

Сказать, что это была полная ж...,  не сказать ничего! Пока мы с ним добирались на моём стареньком Форде до места, я проклял все на свете! Дорог там не было и в помине! Ведь нельзя же было назвать дорогой то, что когда-то проложили тяжелой гусеничной техникой для последующей доработки с помощью дорожных рабочих. Но, как зачастую у нас бывает, на первом этапе, похоже, все и закончилось!
Мы несколько раз буквально зарывались моим многострадальным бампером в раскисшую после дождя землю, подгребая её, словно экскаватором. Но всему бывает конец.
Был уже полдень, когда мы подъехали к околице крохотной деревушки. Со всех сторон её обступал густой лес. Казалось, что эта частичка человеческого обитания по какому-то адскому недоразумению попала в это совершенно глухое место - настолько странно она была вписана в местный ландшафт.
- Ты не удивляйся, Андрюха, здесь ведь всегда староверы жили. А они стремились к уединению. Кстати, ближайший населенный пункт - в тридцати верстах. А там  есть и магазины,  и прочие блага цивилизации.
- Какие еще блага? - я уже был несколько раздосадован увиденным и услышанным.
- Ну, почта, там, амбулатория какая-никакая, еще что-то...
- Круто! - саркастически прокомментировал я.
Между тем мы подъехали к объекту купли-продажи. Дом был сравнительно небольшим, если судить по современным меркам. На крытой шифером крыше торчали две трубы. Он стоял самым последним в ряду таких же, почерневших от времени. Дома были почему-то без номеров в два ряда по единственной улице без названия.
- А почему здесь  дома без номеров? - я был озадачен.
Отъехав на триста километров от Москвы, я попал в какое-то Берендеево царство!
- Да я и сам не знаю. В  документах значится: дом N13, а улицы нет!
- Круто! - в который уже раз воскликнул я.
Я оглядел улицу, на которой не было даже собак!
- Слушай. Свистун, а здесь точно люди живут? А то я не согласен покупать дом в вымершей деревне.
- Не боись! По этой стороне, кажется, в трех домах старики живут и по той тоже в двух или трех. Да тебе-то, какая разница? Ты что, знакомиться сюда приехал, что ли? Да, забыл сказать: здесь, за тем лесочком, и речка чистейшая имеется. Мне Федор рассказывал, что там даже сомов в свое время ловили в заводях!
- Какой еще Федор? - я уже начал злиться на себя, что, как дурак, повелся на свистуновские байки.
- Ну, отчим мой, который жил в этом доме. Я же тебе рассказывал.
В конце концов, какое мне, действительно, дело до соседей?  Вон, природа-то, какая!
Довольно крепкий с виду дом, срубленный из крупных бревен, был окружен частоколом из поломанных кое-где жердей. Большой участок упирался в лес. На нем росли несколько яблонь и груш, жавшихся к забору. Все остальное пространство заросло высоченным бурьяном. Видно и вправду земля здесь плодородная.
Я подошел к дому вплотную и пнул сапогом в нижний венец.  Он  зазвенел чистым звуком. Ух, ты! Надо же!
- Я же тебе говорил, - удовлетворенно произнес Свистун, - ни миллиметра гнили! Ты вовнутрь зайди.
Мы отперли крепкую дверь, и Сергей, поколдовав за притолокой, щелкнул выключателем. Под низковатым потолком загорелась тусклая лампочка,
Я вытащил мыльницу - маленький любительский фотоаппарат, чтобы зафиксировать все для жены. Хоть и за копейки, но, все же, дом - это покупка серьезная! Пощелкав в двух просторных комнатах с русской печкой в одной и буржуйкой в другой, я спустился в погреб. На удивление, он оказался очень глубоким и  сухим!
Да, дом был действительно хорош! Неужели ему сто лет?! Мы с Сергеем вышли на двор, и тут я увидел, что весь участок буквально изрыт какими-то большими ямами.
- Здесь что, клад искали?
- Кабаны! - спокойно ответил на мой вопрос Свистун. Что ты хочешь - лес кругом. Нехоженый, как ты и хотел! - он упивался произведенным впечатлением. – Жратву ищут по ночам. Здесь ведь Федор картошку сажал и еще что-то. Ничего не боятся!  Да и некого, собственно. Отчим-то мой уж года три, как помер. Один он тут жил после смерти моей матери.  Мать-то  моя в свое время не особо жаловала этот дом, так как со свекровью не ладила. А как старуха умерла, стали они с Федором чаще сюда летом выбираться. Отчим  тоже, знаешь, грибником да ягодником, как и ты, был!
- А тебе, что же, не нравятся здешние места? – я уже откровенно любовался окружающим пейзажем.
Свистун поежился.
- Да, не знаю, - протянул он, - не очень. Боязно мне здесь, как-то. Я, Андрюха, цивилизацию люблю. Шум машин, понимаешь, запах бензина. Опять же без интернета не могу и дня прожить! Да и тачку свою по этим дорогам ломать тоже никогда не стремился. Тебе-то здесь нравится?
- Мне – да! Слушай, а давай в лес сходим! Раз уж приехали, а? Здесь,  наверняка грибов не меряно!  Заодно и проверим, так ли уж здесь не хожено.
- Ты еще сомневаешься? – Свистуну эта затея с лесом явно была не по душе, судя по его кислой физиономии. Он медлил с ответом.
- Только недалеко! Лады? – он опасливо глянул на шумевшую чащобу.
- Не дрейфь, Свистун! С тобой – профессионал! Наберешь грибов, жена только спасибо скажет. А их здесь  - прорва, я шкурой чую!

Мне показалось, что ходили мы совсем недолго, но когда я опомнился, ахнул – прошло часа два, не меньше! Большая часть дня уже прошла, а нам ведь надо было еще перекусить и пилить обратно!
Чертыхаясь, мы устремились назад к  деревне. Я очень сносно ориентируюсь на местности, обладаю превосходной зрительной памятью, и нисколько не сомневался, что  мы выберемся  минут за сорок. Ведь, набрав и впрямь полный рюкзак отборных белых и подберезовиков, обратный путь мы должны были пройти гораздо быстрее, уже не отвлекаясь на грибы.
Каково же было мое удивление, когда я понял, что мы заблудились! Первый раз в жизни я засомневался в себе.  Как же так? Я был абсолютно уверен, что мы идем правильно!
На  этой полянке, кажется, мы уже были! Вот то дерево с раздвоенной верхушкой мы точно проходили минут двадцать тому назад! Неужели мы ходим по кругу! Ничего не понимаю! Я остановился и посмотрел на часы. Было  половина пятого! Ого! Мы проплутали уже полтора часа!
Я поглядел на моего приятеля. Более несчастной физиономии я еще не видел!
- Ну, что? Заблудились, Сусанин хренов?! – заныл Свистун. - Я ведь тебя просил – не далеко. Что мы теперь будем делать?
- Не ной, выберемся! Отдохнем чуток и пойдем. Смотри, какая красота-то вокруг! А воздух! А птицы-то как поют! Музыка! Наслаждаться надо, а ты раскис!
- Да пускай они подавятся, твои птицы! Как мы обратно поедем? Смотри, кажется, уже темнеть начало!
Я закинул голову и посмотрел на удивительно голубое небо без малейших признаков облачности, но мне тоже показалось, что стало немного темнее. Хотя, мы же в лесу, а здесь все по-другому воспринимается. Однако надо поторопиться!
- Все пошли, дачник. Я с десяти лет по лесам хожу. Еще ни разу не заблудился. И отсюда дорожку найдем! – Я говорил весело, уверенным голосом, но на душе у меня кошки, все-таки, скребли. 
Не хочу утомлять подробностями,  лес, в конце концов, все же, выпустил нас из своих цепких объятий. Но, когда мы вышли к деревне, было уже довольно поздно.
Злые и голодные, мы поели, молча, и развели костер на небольшом пятачке возле дома. И только сейчас я увидел, что в этой забытой богом и людьми деревушке, жизнь все же теплилась. В нескольких избах тускло светились окошки.
И этот факт придал мне больше уверенности и оптимизма.
- Серега, не переживай! Переночуем здесь, а завтра с утреца и поедем. Домой вот только позвоним и – на боковую! Романтика! – я пытался подбодрить моего приятеля, пребывавшего в мрачном настроении. – Вот если бы еще накатить пару граммов, то было бы вовсе шоколадно!
- А это – мысль! – Свистун оживился. – И я, кажется, знаю, где нам достать эти граммы! – Он вскочил и ринулся в дом.
Через некоторое время он вернулся, держа в руках сильно запыленную бутыль с самодельной деревянной пробкой.
- Смотри, Андрюха! Надо же, сколько лет пролежала заначка, а я вспомнил!
- Это что? – я с трудом вынул пробку и осторожно понюхал. В нос шибануло сивухой. – Ф-фу! Ну и гадость!
- Что бы ты понимал! Первач это! Федор сам гнал. Чистейший! Спиваться вот только он стал после смерти жены. Ну, а я, когда последний раз здесь был, и припрятал эту  бутыль от него. Вылить, понимаешь, рука не поднялась! И хорошо, теперь пригодилась! 
Я, будучи профессиональным водителем, отношусь к выпивке с осторожностью, но иногда, как любой нормальный человек, не могу отказать себе в удовольствии. Сегодня был именно такой случай. С некоторой опаской мы разлили самогон по жестяным кружкам, которые откопали в доме, и выпили. Свистуна мгновенно развезло. Пойло это было, на удивление, крепкое, хотя пилось довольно легко. Если бы не ужасный запах сивушных масел, напиток был бы на славу!
Я проводил разомлевшего Серегу на старую скрипучую железную кровать, стоявшую в большой горнице, недалеко от русской печи, а сам принялся искать место для себя. Но скоро убедился, что Федор, проживший здесь бобылем последние годы, гостей, по-видимому, не любил и не ждал. Второй кровати или чего-нибудь, на нее похожее, в доме не было и в помине.
«Ну, и черт с тобой!» – в сердцах обругал я про себя  негостеприимного Федора и поплелся к своему верному старому Форду. Уж там-то я сам себе хозяин!
Уснул я мгновенно. Мне снилось, что я находился в деревянной лодке. Меня окружала небольшая заводь, а рядом шумел тот самый лес, в котором мы с Серегой набрали столько грибов. Я сидел на корме с удочкой в руках и с удовольствием смотрел на поплавок. Мне было очень хорошо и спокойно!
Вдруг меня словно что-то толкнуло. Я вздрогнул и проснулся.  Было раннее–раннее утро. Я приоткрыл стекло, и в машину ворвался  гул предрассветного леса.
И тут из дома раздался сдавленный вскрик Сергея:
- Уйди, уйди! – закричал он вдруг. – Я не виноват, прости! – Его голос звучал жалобно.
Меня прошиб холодный пот. Что это такое? Сердце мое заколотилось так, что, казалось, вот-вот выскочит из груди. Надо было что-то предпринимать. Там ведь находился мой приятель! Дрожащей рукой я нашарил под сиденьем монтировку и осторожно направился к дому.

На кровати сидел всклокоченный Свистун и, обхватив голову руками, тихо постанывал и покачивался, как китайский божок. Вид у него был чрезвычайно испуганный и жалкий
- Ты чего? – остолбенел я. – Чего ты здесь орал только что? 
- Андрюха, мне сейчас такой кошмар привиделся, ты себе не представляешь!
- Нажираться вчера не надо было! – я немного успокоился. – Видишь,  тебя от недругов отбивать пришел, и я со смехом показал ему монтировку.
- Ты не понимаешь! – Серега все еще был напуган. – Мне приснился ОН!!! И  Свистун указал на печку трясущимся то ли от перепоя, то ли от страха пальцем.
- Кто? – не понял я и опасливо оглянулся, но ничего не увидел.
- Федор! – выдохнул Серега. – Все абсолютно реально, даже запах я чувствовал от него. Затхлый такой, как от старого тряпья. Стоит он возле печки, головой качает и говорит так укоризненно: «Эх, Сережа, Сережа...!».
 А  потом жаловаться мне начал. Говорит, что никак, мол, не успокоится. Мается, мол. Обижен он на меня за что-то. Не пойму только, за что! 
- Может, за то, что ты ему опохмелиться когда-то не дал? Бутылек-то спрятал!
- Напрасно ты смеешься! Знаешь, как это страшно! Я вот думаю, может, за то, что последнее время ездить к нему совсем перестал?
- Давай-ка собираться будем, Серега. Устал ты. Отдохнуть тебе надо, расслабиться.  Может, пару капель?
Сергей только отрицательно покачал головой. Да, видать сильно его прихватило!
Обратный путь мы со Свистуном проделали гораздо веселее. Я уже принял для себя решение. Дом мне понравился, места здесь – шикарные, люди – какие-никакие живут, хотя мы так ни с кем и не столкнулись. А что касается плохих дорог, то ради такого вот отдыха вдалеке от городской суеты на свежем воздухе, можно было и потерпеть. Ведь собирался я здесь проводить все свои законные отпуска. А если принять во внимание, что все эти прелести мне достаются за сущие копейки, то…  Ну, вы меня понимаете!
Знал бы я, чем все это кончится!

Мы с Аней, моей женой, сидели на кухне и тупо рассматривали фотографии, сделанные мной в горнице Серегиного дома. И никак не могли взять в толк, что же такое я заснял. На фото рядом с печкой в легком облачке белой дымки на фоне темной стены и пола явственно вырисовывалась… фигура очень старой женщины, сидящей в кресле!  Глубокие провалы глазниц, хищный огромный нос, даже копна рыжеватых волос, стянутых на затылке. И большая кисть руки у безобразного лица.  Все это вызывало у нас оторопь, граничащую с ужасом.
Это могло быть только привидение! Но чье? Я кинулся к телефону.
- Серега, можешь описать мать Федора? – сходу выпалил я, едва поздоровавшись с ним. – Вообще, что ты про нее знаешь?
- А что стряслось? – подозрительно осведомился Свистун.
- Да, просто так интересуюсь. – Я решил пока ничего ему не говорить.
- Я ее и видел-то один раз всего! Довольно неприятная старуха с большим шнобелем и рыжей гривой с проседью. Да, мама мне про нее говорила как-то, что она  - то ли колдунья, то ли ведунья. Короче, в деревне она была вроде местной знахарки. Все у нее лечились. Колоритная, в общем, особа! А почему ты спрашиваешь?
- Я тебе сейчас по электронке пришлю одно фото, увидишь сам!
Через полчаса мне позвонил Сергей.
- Если откажешься, я тебя пойму! Но, если все же, надумаешь его купить –  позвони! - сказал он и положил трубку.
Звонить я ему не стал. Мы с женой решили, что жить в доме, хранящем чужие тайны, а самое главное, фантомы не успокоившихся душ, по меньшей мере, не комфортно. Я уж не говорю о том, что это может быть просто опасно.
 А заводь ту, на которой  я так и не побывал, до сих пор вижу во сне!