Проделки Пифагора

Людмила Каутова

Спокойный сладкий сон перешёл в кошмарный. Это был   сон из прошлого. Стоя на броневике с наганом в руке,  учительница математики Казимира Павловна вела урок.  А ученики, в том числе,  и Ольга,  сидели смирно,  боясь получить пулю в лоб. Математичка медленно подняла наган и прицелилась …

- Не надо! – закричала Ольга и услышала лёгкий щелчок.

  Маленькая лампочка под самым потолком тускло осветила на стене  портрет любимого кота царя Алексея Михайловича – рисунок из альбома австрийского посла Мейерберга.

- Значит, я дома, - успокоилась Ольга.

-  Вставайте, государыня, Вас ждут великие дела! - торжественно произнесла Алёнка, включившая  свет. - Оля, а ты сегодня где?

- «Фигаро здесь, Фигаро там…»  - вяло ответила не совсем проснувшаяся Ольга, натягивая свитер. – С утра в Универе пару лекций послушаю.  Потом в Академгородок через лес бегу  в восьмом классе ноосферную геометрию изобретать…   После обеда -  в Ветлужанку… Там у меня четыре пятых класса. Потом обучение на дому. Лицезреть меня сможешь только  поздно вечером.

- Ты, как челнок, туда-сюда… - заметила Алёнка, заваривая чай в гранёном стакане. - В  Британии, между прочим,  учёные установили,  что  тараканы от челночного бега умирают, если свет на кухне выключать каждые пять секунд.

Она училась на естественном факультете и подобными  историями интересовалась. Сегодня Алёна    явно не торопилась в университет:  у неё свой распорядок.

- Так  это тараканы…  - усмехнулась Ольга. - До моей смерти, Алёна, дело не дойдёт… Мы-то  свет в комнате два раза включаем: утром и вечером…

  Закончив утренний туалет и сделав несколько глотков чая,   она исчезла за дверью.
В стареньком зимнем пальто, шапке-ушанке из кролика, преклонного возраста облезлых унтайках, Ольга не чувствовала себя человеком второго сорта. Её счастье не зависело от внешних обстоятельств. Оно зависело только от внутреннего состояния. Ольга постоянно прислушивалась к себе, своему внутреннему голосу и поступала так, как подсказывал он.  Сейчас это был голос совести. Он настойчиво напоминал, что двигаясь в таком темпе, на лекцию  она  может опоздать.

А тут ещё перебежал дорогу  бомжующий  рыжий  кот по кличке Пифагор, который только что спустился  с крыши и буквально задыхался от любви.  Пифагора на физмате знали все. Кот был рыжий, а жизнь у него -  полосатая.  Если сегодня усыновлённый девчонками, он разгуливал в бантах, закормленный и обласканный,  то завтра вполне мог вновь оказаться на помойке. По вечерам он со скорбным выражением стоял на крыльце общежития с протянутой лапой. Не давали ему разве что только деньги. А говорили , конечно, разное. Кто-то считал, что кот счастье приносит, кто-то с пеной у рта доказывал, что все студенческие неприятности только от него. В результате  многообразия мнений кота любили, ласкали, кормили, пинали, ненавидели, боялись.

Пифагор посмотрел на Ольгу, угрожающе мяукнул  и исчез в подворотне.

-  Не к добру! - подумала Ольга.

Два часа на лекции любимого профессора Разумовского, высокого седовласого  старика с карими умными глазами, спрятанными за стёклами очков,  пролетели незаметно.

-  Дорогие мои, -  в заключение сказал он, имея привычку именно  так обращаться к студентам, -  представьте огромное лоскутное одеяло из пятисот разноцветных фрагментов, которое покрыло мировое пространство. Каждый фрагмент – педагогический подход. Как сориентироваться? Какой выбрать?

Вопрос висел в  воздухе минуты три …

- Я думаю, нужно знать плюсы и минусы каждого подхода, - нашла выход Ольга.

- Но любой минус можно превратить в плюс, если смотреть на него сквозь вытянутый средний палец, - пошутил профессор. - Вот мы выбрали ноосферный подход, то есть разумный. Для него характерна системность, целостность во взглядах на природу, мир, человека. Мы идём по пути развития высокой нравственности, самосознания, самораскрытия потенциала личности для выполнения её предназначения на Земле, - уже серьёзно продолжил он.

- Идём… А я никуда не иду… Нет, иду. Через пятнадцать минут у меня урок в 8 классе.  Можно с Вами  попрощаться?

Конечно. Это же Разумовский устроил Олю Вершинскую в школу, заметив у лучшей студентки курса неукротимую жажду практической деятельности и почти полное отсутствие денег.

В школу Ольге можно было ехать на автобусе. Но  в час пик  не хотелось принимать позы, достойные описания в Камасутре.  Да и  куда девать молодую энергию? Через лес ближе: в горку подняться, с горки спуститься, и ты у цели.

Весна. Сполоснув лица утренним туманом, похорошели берёзки. Вырвавшийся из ледяного плена ручеёк, сбегая с горы, звал за собой, прокладывая путь.

Следуя за ним, Ольга  не думала  о том, как найти «золотой ключик» мотивации, как вовлечь жизненный опыт ребёнка в учёбу и познание мира… Она просто радовалась жизни.
Плясали   солнечные зайчики, каркали повеселевшие вороны, добровольно уступая друг другу ценные находки,  душа пела,   а ноги сами несли  на урок в любимую школу.

- Почему сапоги-скороходы только в сказке? – думала Ольга, скользя на подошвах стареньких унтаек.

 Спускаясь с горки, на очередном вираже она запнулась о подтаявшую ветку и упала, ударившись коленом. Не почувствовав боли, на этот раз «доехала» до школы быстрее, чем всегда, и даже успела отругать знакомого старшеклассника за то, что он курил за школьной теплицей в сменной обуви.

«Театр уж полон, ложи блещут». Это значит, что все в классе, все готовы учиться. Недобрым словом ещё раз помянув приёмы Казимиры Павловны, назло ей, излучая оптимизм, оставив «на потом» остальные способы покорения детских сердец, Ольга бодренько объясняла новую тему, пока не заметила нездоровый интерес учеников к её ногам, хотя  к  мини-юбкам они, как ей казалось, давно привыкли. Забеспокоился внутренний голос. Разбудил совесть.  Сразу вспомнилось возмущение коменданта общежития:

- Постыдились бы, девушка, вызывать такое желание!

- Мне всего двадцать лет. Могу себе позволить, - попыталась Ольга утвердиться  в собственной правоте, но,  на всякий случай, решила сесть за стол, привычно закинув ногу на ногу, и увидела то, что с интересом рассматривали восьмиклассники: нога, которую она ушибла, стала в два раза толще другой.

Вспомнился рыжий кот Пифагор… Все беды от него! Вот, паршивец!

Три урока Ольга не выходила из-за стола. Пришлось добавить к имеющемуся лоскутному одеялу  существующих подходов в обучении маленький лоскуточек. По готовой формулировке теоремы дети пытались самостоятельно доказать её, по очереди выходя к доске.

- Чем не самораскрытие личностного потенциала? Ноосфера! Обращение к разуму каждого ребёнка! Вот профессор обрадуется! –ликовала Ольга, не обращая внимания на боль в ноге. Одни доказательства удивляли простотой, другие -  оригинальностью, третьи - вызывали улыбку.  В любом случае - это попытка самореализации!

Так минус превратился в плюс. К автобусу Ольгу проводил знакомый старшеклассник, который всё-таки шёл в сменной обуви по грязи. У входа в общежитие её встречал кот Пифагор. Он  виновато посмотрел Ольге в глаза и, замурлыкав, словно извиняясь, стал ходить возле неё  кругами.

- Простить что ли? Может, он и не виноват? – подумала Ольга.

Дверь открыла Алёнка.

- Что с ногой? – в первую очередь спросила она, помогая подруге раздеться.

Выслушав, посочувствовала, проводила в комнату, усадила на стул:

- Завтра – к врачу! Значит, твои планы на сегодня накрылись медным тазом?

- Понимаешь, Алёна,  когда мы что-то планируем, Господь смеётся над нами. Всё в его руках. – Зато я изобрела новый метод  обучения, который соответствует ноосферному подходу.

Ольга, волнуясь, изложила его суть и вопросительно посмотрела на подругу в ожидании приговора.

- Ну что ж, - важно протянула Алёна. – Хороший метод… Нет, он замечательный… Но… его придумали до тебя… И называется он -  проблемный.

- Ах, эта бестия -  противный рыжий Пифагор!

Но внутренний голос разбудил совесть:

- Забыла, как вы вышвырнули кота на улицу в мороз, когда он изодрал когтями  Алёнины конспекты?