1-XVI Муция в роли авгура

Публий Валерий
                XVI

  В Амагальтусе, вечером пятого дня перед идами, молодая домина, подустав сочинять и диктовать (что называется «писать»), лежит на террасе, вдыхает чудный воздух и вдруг обращает внимание на поведение двух воробышков в воздухе и на перилах таблиния.

  – Скажите-ка, – обращается она к Ане и Кробилу, занятым здесь же переписыванием, – как вы смотрите на то, чтобы женщины могли совершать публичные ауспиции и, вообще, становится авгурами?

  Юные красивые слуги выражают своё одобрение и интересуются, чем вызвана эта великолепная мысль. Госпожа удовлетворяет их любопытство.

  – Наблюдала сейчас за двумя пташками, и мне показалось, это кое-что означает. Я вам скажу, но только и вы мне сначала кое в чём признаетесь. Кого из фамилии вы хотели бы видеть в своих кубикулах?

  Кробилу лет пятнадцать-шестнадцать, он очень миловидный, мягкий, изнеженный, замечательно наносит притирания и масла. Мальчик краснеет и отвечает:

  – Благодарю, госпожа, с Хатанидом мы живём мирно и дружно.

  – Эй, Кробил, – играючи хлопает его по ноге Ана, – ну ты и негодник! Небось в нашу чудесную домину влюбился?

  – Ана, не шути так, не зарывайся, – строго говорит Фабия, но замечает, что мальчишка краснеет ещё гуще, уши прямо горят. – И ты не ответила.

  – Простите, моя госпожа! – подбегает к ней служанка, целует ноги и возвращается на место. – Прошу вас, моя чудная домина, вместо Флеи пусть в моей спаленке будет Ксана. С вашего разрешения я провела с ней пару ночей. Ей, по моему, было приятнее, чем со всякими мужланами.

  – Хорошо, пусть Ксана переберётся к тебе.

  – Госпожа, а что же вы увидели в тех птичках? – не забыла Ана того, что хотела сказать хозяйка.

  – Ах, да, слушайте. Почудилось мне, будто их поведение и чириканье означает, что завтра ко мне приедет какой-то молодой человек. Возможно, просто показалось. Впрочем, завтра и увидим, – Фабия, прикрыв рот, зевнула. – Пойду спать. Ана, идём. Возьми это покрывало, и тунику снять поможешь, что-то сил нет самой…

  На следующий день после прандиума она снова собиралась вздремнуть. Перед этим прочла начатые записи. Обратила внимание на интересный момент – за один день два случая с переодеванием и ещё один из прошлого, но в тот же день рассказанный. Едва Присцилла начала засыпать, в её спальню заглядывает Ана и шепчет:

  – Госпожа, вы спите? Моя госпожа, к вам приехал гость.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/11/19/879


--------------------
170) ауспиции – гадания по полёту и крику птиц и атмосферным явлениям. Правом публичных ауспиций обладали некоторые жрецы и магистраты.
171) авгур – специальный р. жрец, толковавший волю Богов и совершавший гадания, наблюдая атмосферные явления (гром, молния, облака и т.д.), полёты птиц и поведение (в ч., аппетит) священных цыплят. Почётнейшая должность; для всех важных гос. и других решений необходима была санкция коллегии авгуров.