Портфолио Homo sapiens

Майкл Улин
Портфолио Homo sapiens

   -ОБРАЗ-
 
   публикация в ж-ле "Лохматый клоун", №1, 2009.
                ( идеализм 1)
... я рассматриваю лепесток цветка, любуясь сочным цветом, переливами и переходами тонов, сочетаемостью цветов, формой цветовых пятен, сформированным эволюцией языком для "неграмотных" насекомых, и Птичек колибри, у меня приятный резонанс образа, меня, которому казалось бы должно было быть по-барабану все эти излишества красок и форм ...
и тем не менее я наслаждаюсь этими образами, и сотый раз спрашиваю - зачем мне это дано!? возможно для человека заложена и программа "быть селекционером", выбирать и сохранять, если не создавать!?  эти прекрасные формы. В то же время многие животные не воспринимают такой гаммы цвета, это им не нужно. И что такое, по большому счёту наслаждение цветовым пятном, формой цветка, (аромат не берём, это связано с питанием)? Всё это заложено у нас в мозгу, в био-программе, на генетическом уровне!!! Думаю мы избраны или назначены быть элементами механизма эволюции! Все прелести - порождение нашего сознания, ведь иногда, и часто формы не имеют ассоциативной связи с другими существенными структурами поведения и т. п., но они "работают" обеспечивая абстракционистов хлебом насущным, и даря причудливым сочетаниям цвета и формы в селекции право на жизнь в этом мире. А как, а что думаешь Ты по этому поводу?!?

                -------------
               
КАЛЕЙДОСКОП (или Идеализм 2)
               
     Феномен калейдоскопа – объект, с которым современный человек соприкасается в раннем детстве – в виде чудесной игрушки, позволяющей простым (технически) способом получать во истину волшебные узоры, завораживающие своим совершенством многомерной симметрии. Эти чудесные минуты заканчиваются; - в конце концов они всегда «под рукой» у юного создания, в ящике для игрушек… и всегда (но всё реже и реже) можно достать чудную трубку, чтобы снова, ещё раз уловить это ощущение нереального чуда. Далее жизнь заполняет нас более реальными иллюзиями, полезными и загадочными, простыми и непостижимыми образами и понятиями. Но где-то там, в глубине памяти продолжает загадочно переливаться, искриться в воспоминаниях радостный образ далёкого детства – божественный дар скромной незатейливой игрушки – детский калейдоскоп. Прошло более года с тех пор, когда я впервые соприкоснулся с творчеством одного малоизвестного художника, чуть позже позиционирующего себя под ником Ли Волна. Рисунки были необычны. Это была преимущественно графика с забавно наивными образами, иногда апеллирующими к Ван Гогу, либо тоновыми зарисовками, в которых имело значение сама штриховка, фактура материала, игра цвета и тени без всякого образа, либо с незначительным намёком на образ. Только в этот период я наконец понял, что такое живопись «на любителя». У каждого свои особенности восприятия образа – это я понял уже в студенчестве. Созерцая плитку , изготовленную с о случайным неповторяемым узором, и непроизвольно «проявляющимися» образами - я доверчиво поделился своими открытиями с однокурсником и получил странный взгляд в ответ, взгляд снисходительный, - таким смотрят на слабоумного, блаженного.(Этому видимо способствовало и то, что размещалось в общественном туалете военной кафедры БГУ им В.И.Ленина на ул. Московской).
   Однако вернёмся к нашим картинам. Среди картин множество было без образа как такового. Это подавалось автором как вариант своеобразного эскиза на котором отрабатывался стиль, опыт штриховки. ( Почти как в известной книге «Беседы о живописи Ши Тао», перевод с китайского.) В качестве идеологического обоснования приводились идеи Болотова. И было в этих картинах что-то… что останавливало взгляд. Однако чаще всего такая задержка взгляда не давала практически никакого результата, так и оставаясь в незавершённом состоянии. См. рис. 1. Однако судьба распределила обстоятельства т. о., что как раз в этот период я самостоятельно обучался некоторым новым приёмам в фотошопе, - очень интересной компьютерной программе. В этой программе, наряду с работой над цветом, контрастом и т. д. имеется замечательная возможность работ с изображением, - в частности вырезании частей их поворотом, в том числе зеркальным и сшивкой этих частей слиянием слоёв в произвольном порядке. И вот тут, именно экспериментально «кромсая» это изображение (Рис. 1), вдруг стало открываться некоторые чудесные феномены нашего восприятия образов. Так, поворачивая под разными углами вышеназванный рисунок 1 и затем разрезая изображение через небольшие шаги, соединяя полученные части с зеркальным их изображением, совмещаемых по линии разреза, были получены сотни новых образов в зоне симметрии. Возврат, сравнение такого нового образа с исходным изображением давало, как ни странно, всё ту же без образную картину оригинала. Ещё раз подтверждая, что весь феномен рождения очередного фантазийного образа лежит в техническом решении : - симметричного сочетания этой конкретной части изображения. Первой идеей было создать коллекцию таких изображений и оформить это как «Музей одной картины», тем более, что по весу полученные образы явно тянули на целый СД. Примеры таких образов приведены для тех, кто не может сразу и самостоятельно поиграть с Рис. 1, на Рис. 2(а-к). Однако, учитывая крайне узкую прослойку потенциальных потребителей такого продукта, идея осталась в виде отдельно взятого чернового образца СД (и данной публикации, прим. автора). Спустя некоторое время, периодически применяя вышеприведенную технологию фотошоп, были созданы уникальные своим дизайнерским решением образцы; например для керамической плитки (Рис. 3 и 4). Идейной основой создания керамической плитки (Рис. 3) было организация такого узора, в котором практически все 4 стороны образуют сложный фантазийный узор, сливающий воедино симметричный образ соседних плиток, и, т. о. по меньшей мере значительно увеличивая размерность абстрактного рисунка до нескольких соседствующих плиток. Это создаёт положительный эффект увеличения, который уже несколько приближается к к наборным, как правило более дорогим плиткам, содержащим цельную картину на значительной по площади поверхности. И всё-таки наиболее важным выводом из обсуждаемых феноменов является тот особый механизм восприятия образа, который проявляется в организации симметричного участка. В представляемой выставке славянских православных икон , периодически проходящей в Минске, явствует механизм поворота ликов святых к зрителю. Как правило центральная фигура смотрит на вас, посетителя, (Спас нерукотворный), притягивает некоей доминантностью восприятия очень симметричного лика. Эта симметрия не абсолютна и незначительные элементы нарушающие симметрию лишь приводят абсолют образа к жизненности, какой-то конкретике соприкосновения с реальным миром. ... По бокам , всё больше лики в профиль и они уже лишены этого манящего зрительного эффекта. Имеется ещё один производный парадокс симметрии образа:- он практически не работает в условиях церковного использования , однако в случае музейной экспозиции обнаруживается! Этот эффект проявляется в зависимости от расположения, удалённости зрителя. Так, если представить себе умозрительно плоскости либо векторы, которые проходят медиально через лики, скажем Мадонны и Иисуса в зависимости от поворота их голов, и мысленно продолжим проекции этих плоскостей в пространстве ( как правило, эти плоскости где-то недалеко перед образом иконы ), то совместив свою точку созерцания с линией такого пересечения вы ощутите дополнительную силу воздействия!!! К вам, именно к вам – созерцающему, будут обращены эти святые лики. Вы, вероятно почувствуете дополнительную СОПРИЧАСТНОСТЬ себя и образов святых, на миг однажды включённость в святую троицу. Это, как справедливо говорят для данного случая, дорогого стоит. Однако, мы опять слегка отклонились от исходной темы. Оставим на суд специалистов психологии образа, гештальт-психологов данный феномен резонанса образа симметрией. Что же полезного для нас, смертных в данном феномене, будь то просто наблюдатель, или специалист – дизайнер? Полезным и в то же время простым механизмом такого исследования является обычное зеркало – удобный, как правило небольшой по размеру кусок зеркала, по меньшей мере с одной ровной кромкой, приближаемой к исследуемому образу. Очень простым способом - механическим передвижением по поверхности исследуемой зоны способно показать, исследовать множество дополнительных свойств. Для того, чтобы образ был чарующим практически всегда – нужно использовать специальное приспособление типа старого доброго и знакомого калейдоскопа из двух зеркал, соединённых под углом друг к другу и занимающим ; по 30 % области обзора (под углом ; 120;, а 1/3 области без зеркала и будет исследуемой зоной, отражаемой этими зеркалами для наблюдения. Действующей моделью «чарующей картинки» в исполнении 19-го – передней части 20 веков была бы конструкция, изображённая на рис. 5. Думаю, что в нашем веке возможно создание программного продукта, осуществляющего динамическую резку, отражение любой цифровой картинки.

       \автор просит извинения за невозможность иллюстрации им текста. в течение недели постараюсь внести адресную строку публикации ж-ла "Лохматый клоун" в нэте, с иллюстрациями.\

                -------------------------

      Прошлые размышления по теме ... (открытая экосистема)

 - К вопросу о саморазвитии жизни, механизму формогенеза.
08.06.2005 г.   

      Божий промысел находится повсюду в жизни и при определённой внутренней подготовке его можно отметить на уровне сканирования группы связанных объектов-событий.  Однако в мире христианской, мусульманской и некоторых других конфессий, единство бога и его персонификация создают определённые трудности ментальной оценки достаточно верных суждений о том, что всё в мире происходит по воле божьей или что « бог всё видит…»  (и конечно же знает). 
      Вопросом данного очерка является ментальная расшифровка механизма функционирования всевидящего ока, причём не в его искусственной социальной интерпретации, а в реальном механизме живой эволюции.
      Это трансцедентальный механизм, где орган зрения всех существ, им обладающим, имеет второе значимое для эволюции в целом применение:  -  посредством этого свойства реализуется отбор в природе, называемый естественным.  Так, например, насекомые, благодаря своей в том числе и видовой многочисленности (более миллиона видов), относительной древности и выраженной специализации пищевой цепочки влияют на эволюцию растений Сложный фасетчатый глаз насекомого служит для оперативной оценки растения для пищи этого конкретного насекомого или для отложения на нём яиц и питания личиночной стадии этого насекомого.  Нельзя, конечно исключать другие признаки – запах, ароматы и даже вкус, однако наиболее оперативную информацию для летящего насекомого даёт, безусловно, зрение.  Вероятнее всего глаз насекомого, а вернее та его часть, которая повёрнута в сторону вероятной встречи с растением (переднее-нижние кластеры) имеют врождённые гештальты для реагирования, но они соподчинены с обонятельными центрами и являются механизмами оперативной ориентации в среде.  Сходный механизм помогает насекомому узнать представителя своего вида и пол, сориентироваться и выразить поведенческие механизмы при встрече с жертвой и хищником.   
       Такие же функции мы наблюдаем у морских существ. Как правило, в зонах, где достаточно света, глаза моллюсков, членистоногих, рыб и других классов  хорошо развиты и способны к эффективному различению. За гранью распознавательной возможности этих существ балансирует мимикрия, а величину «сдвига» образа определяет  диапазон различий между близкими видами. Интересно, что половые различия не должны налагаться или переплетаться с видовыми, ибо это приводит к ошибкам и дополнительному эволюционному давлению.

       Вероятно в механизме саморазвития природы используются зрение, слух, обоняние и даже ментальная адекватность миропредставления  реального мира и генерального объекта.    Последнее относится и к социальной эволюции человека.               
                -------------------------

      -ЛОГОС-

      КРАКАТУК  ( идеализм – 3 )
               
     О, этот кракатук!!! в нём зарыта тайна НЛП и наши ошибки, наши просчёты, наши несовершенные Судьбы. продолжение следует итак ... Кракатук. Все мы, конечно помним этот мистический орешек – Кракатук, в «Щелкунчике» - такой крепкий, что его не раскусить. Возможно это один из тех мистических элементов, приходящих к юному, строящемуся интеллекту и манифестирующий инвариантность , априорность свойства к образу (не реальному предмету, а именно образу). Ведь только такой орех невозможно расколоть! Это при том, что технически тривиально запросто раскатывать или плющить стальную болванку в лист, или раздробить в пыль горный минерал, А вот Кракатук раскусить невозможно! Невозможно и всё. Это вам не золотое яичко, которое умудрённые жизненным опытом и , конечно, невзгодами,дед и баба не разбили – потому что золотое, потому что дорогое. А мышка не знала об этом и … на поверку всё оказалось не прочным )). Таких предметов с априорными свойствами имеется несколько, они – опора волшебства, переплетаясь с различными сюжетами создают идеалистический мир образов и понятий, в том числе религиозную мистику, эти абсолюты, блаженные сияния, священные книги, и т.п. Реальность же релятивна по своей сути – рукописи горят (физически), к сожалению. Создание и использование семантических структур, включающих такие априорные элементы второй сигнальной системы эффективно используют всякого рода манипуляторы, Эггрегоры, "маятники", НЛП приёмы.

                --------------
 
 ИМЯ
                … что в Имени моём … ? !
 
«им Я»  - написав это слово в своих лингвистических размышлениях, как «имЯ», т. е. моё личное для них, социума, … и вложенная программа грамматики «Word» сделала правку – «Им Я»   

     При рождении человека, потенциального субъекта, обладающего опять таки потенциально всеми качествами, которые Мы, (читатели) можем назвать, и свойственными Нам.
      Далее происходит его физическое, физиологическое развитие, на которое всё более властно  влияет социум.  Один из первых актов такого действия и есть та самая номинация, название которому  -  Имя. 
       Имя – одна из важнейших «пристёжек», якорей человека к социуму, и это происходит посредством универсального механизма – слова (Логоса).
       Имя – это некий звукоряд, на который положено реагировать с окружающим миром, миром социума. Сочетание звуков, похожих … и закрепляемое как условный рефлекс, становится твоим звуковым паспортом при общении через посредство второй сигнальной системы.   
Не будем пока вдаваться на начальных стадиях нашего исследования в те чудные нюансы вариаций имени, создающие клише вариативности образа – носителя имени.
       Имя, персонифицируясь на подсознательном уровне как своеобразный вербальный личностный код, активно участвует (а не только используется) в сонастройке врождённых потенций в логос, систему общения и отношений социума. Далее следует персонализация знакового кода, как вторичного «слоя» логоса.
       Раскрытие дальнейшей персонализации  собственного «Я», Эго  идёт по двойственному пути «растворения» в группах «тёсок» и «индивидуализации» через отчество, фамилию, то есть род и т. п. .  Некто выбирает для себя эту степень индивидуализации. Незрелая форма личности предпочитает остаться в более «растворённой» зоне своеобразного вектора индивидуальности  - Сашка, Вовка, Таня.  Более продвинутая форма Эго тяготеет уклоном в сторону «индивидуальности»  с обозначением типа Александр Григорьевич, Владимир Иванович,  Татьяна Николаевна.
Аналогичный эффект имеет сочетаемость имени с фамилией. А также углублённая форма – или полная форма – Имя Отчество Фамилия.  Иногда, если этого требует либо социум, либо Эго, - уточняется добавка, типа … второй, … Третий, …восьмой.
      Эволюция системы общения может иметь иные аспекты персонификации – псевдоним, ник, кликуха (кличка, как низшая степень дополнительной персонификации), низшая в индивидуальном плане, потому, что такая персонификация по каким-то причинам нужна не самому индивиду, а его окружению. Она даётся не только животному.
      Приобретение Ника, псевдонима характерно для зрелого уровня личности и позволяет (по началу в игровой форме) «оторваться» от закрепляющих родовых связей второй сигнальной системы для приобретения нового звукового (знакового) образа, как символа иной индивидуальности. Индивидуализации не связанной родовыми ниточками, связками, освобождающей от неисцелённых личностных травм линии роста.

      Система логоса имеет только едва различимую малость интереса к роду (наследственности) человека. Потому, возможно считается признанным, что душа человека не связана с его семьёй, родом, наследственностью. Последние – лишь субстрат, возможности для функционирования системы логоса у индивида.  Обращение к роду идёт «сверху», через познание генома и этот путь слегка компенсирует традицию безразличия настоящему.                26.11.11
                Продолжение следует
                Инох д. Фоникен.
          \ ПРИМЕЧАНИЕ -  у автора имеется договорённость относительно печатания работ Иноха д. Фоникена \


    - СУБЪЕКТНОСТЬ -


            Диагностика Музы  (дочерей Гармонии)
                1
     Устройство нейронных сетей у человека, а именно ассоциативных зон, организовано таким образом, что одновременное возбуждение двух зон  генетически увязывается в причинно-следственную связь на уровне психики. Сложнее обстоят дела при сдвиге возбуждения по времени, здесь начинается зона предположительной связи событий, и дело тут в нейронной организации мозга, в том, что период возбуждения пропорционален величине сетей нейронов, это врождённое качество. Тут могут возникать различные фантазии  - когда один из очагов возбуждения так или иначе связан с внутренними причинами, состоянием организма.
     Вектор связи как правило двухсторонний и потому мы запросто ассоциируем причину и следствие и наоборот.
Ассоциативная зона – важнейшая для служителей Музы Клио, тем не менее почти так же важна для  служителей Муз Каллиопы, Эвтерпы, Мельпомены и Талии.
Однако пропустим некоторые подробности и особенности этого рода деятельности мозга человека и приступим наконец к диагностике!

Итак диагностика Муз  от Эмулина – рекомендуется выполнить с помощью ассистента.

1. Приготовьте лампу достаточно интенсивного света, секундомер, либо часы с секундным отсчётом времени.  Диагностика производится по следующей схеме:   Исследуемый служитель Муз удобно располагается сидя перед столом с лампой. Ваш ассистент располагается рядом с часами, секундомером и записывающими принадлежностями при себе.

2. Включив лампу зафиксируйте свой взгляд на ярком свете в течение  ; 10 секунд стараясь не изменять запечатлевания светового пятна или образа непроизвольным движением глаз.

3. После этого, испытуемый закрывает глаза и прикрывает их ладонями т.о., чтобы наступила полная темнота. Одновременно с этим ассистент выключает лампу и включает секундометр или фиксирует время по часам. Основная диагностика наступает именно в этот момент. Всё дело в динамике остаточного образа в зрительной зоне мозга человека.

4. В норме, у молодых людей и тренированных йогой, образ достаточно быстро «тает» и проходит стадии угасания до достижения полной темноты. С возрастом этот процесс, как правило, удлиняется и претерпевает некоторые особенности  - могут появиться цветные фантомы - зоны световых пятен различной формы и стабильности. Они могут менять не только цвет, но и форму, перетекая как бы в другие образы. Все эти переходы нужно комментировать своему ассистенту и с его помощью протоколировать основные переходы и время происходящей в них трансформации. Внутренним стремлением должно стремиться к полной темноте как норме, следя также за плотностью прикрывания своих закрытых глаз ладонями.

5. Такие исследования рекомендуется повторить несколько раз, не менее двух для объективизации результата. При этом картины могут быть различными, однако общая их характеристика и динамика должны совпадать.  Это необходимо провести для диагностики обычного нормального состояния у исследуемого служителя Муз.

6. Полезным будет составление некоего подобия графика во времени или гистограммы.

7. Анализ достаточно индивидуальный, однако определённо можно сделать вывод о коэффициенте впечатлительности – чем длиннее «хвост» угасания светового образа, тем выше индивидуальная впечатлительность.

8. На фоне среднестатистической модели «хвоста» можно выявить влияние некоторых факторов на этот феномен – а именно влияние кофеиновых нагрузок, физических упражнений, общего состояния организма, его самочувствия, усталости, времени суток, и т.п. на ход динамики процесса.

9. Выводы может сделать каждый самостоятельно – как впрочем и обнаружить факторы влияющие на этот процесс. Ведь восприятие – следствие работы нейронных сетей зрительного анализатора, а не сетчатки глаза, ведь мы добросовестно закрыли доступ света.

10. По моему убеждению с возрастом всё более длительными и живописными становятся следовые образы последействия. Динамика процесса позволяет осознать зону комфортную для «прихода Музы» проявление ассоциаций на «хвосте» + состояние организма.

11. Возможно некоторые особенности будут обнаружены при повторах с малым промежутком времени. И это так же имеет значение, так как говорит о резервной возможности настройки человека.

12. Наконец следует сказать, что сама по себе вышеописанная процедура полезна для глаз, особенно если перед её проведением растереть руки до появления в них теплоты, и постепенно совершенствуется система релаксации. Этот навык полезное приспособление человека в достаточно сложных дёргающих условиях бытия.           Удачи в самоисследовании и понимании, дорогие служители Муз! Помните, что гармония – основная составная часть Души, что когда Вы по-настоящему больны и не до гармонии, нет и прихода Музы.               
                13.04.2011 г.
                2
    Вторая часть методик диагностики Музы менее очевидна, менее визуальна, это и важный элемент самопознания. Строение, неврологическая архитектоника ц.н.с. включает н. сети с физической и синаптической передачей заряда между нейронами. При этом на одном нейроне (нервной клетке) может одновременно «сходиться» десяток нервных окончаний от других нервных клеток, т.н. нейритов, заканчивающихся на поверхности нейрона особыми образованиями – синапсами. Синапсы передают возбуждение благодаря выделению медиатора – химического вещества (чаще всего это ацетил-холин) и его выделение сопровождается деполяризацией мембраны и возникновения нервного импульса, бегущего по нервному волокну - волны возбуждения. Имеются как возбуждающие импульсы, так и тормозящие. Одновременное возбуждение двух или нескольких контактирующих между собой нейронов приводит к структурной перестройке синапса с формированием значительно более эффективных связей между нейронами. Например : - жёлтый цвет кенаря фиксируется в зрительном анализаторе,  совместно с пением (звуковой анализатор) и формой в частности, заключённой в клетке, а также его название. Этот образ, закрепившись вышеназванными кластерами в их сочетании способен как бы  резонировать образ кенаря исходя из части раздражителей, присущих образу. Это может быть цвет + форма, соответствующий звук за стеной, наконец просто слово, как символ второй сигнальной системы - способны вызывать воспоминание цельного образа.  Такого рода образы диссоциированы в целом мозге, имея свои нервные цепочки в разных областях коры, в различных анализаторах. Они способны группироваться по своим качественным показателям с другими образами, например с воробьём по форме, с иволгой по цвету и т.п. Эти образы могут появляться в сочетании с другими – например соловей, заливающийся прекрасными трелями в тёплую летнюю ночь и романтические чувства влюблённой парочки, переживаемые одновременно и параллельно.  Когда-нибудь потом, вспоминая и выражая свои чувства, такой некогда влюблённый субъект свяжет эти события в тексте, лирической рифмовке – так, или примерно так рождаются ассоциативные образы.  «… i толькi надпiс, Верaнiка …» , «зорка Венера ўзышла над Зямлёю …», «… ой цветёт калина в поле у моста, …» и др. такие родные, известные лирические образы классики.
Способность эта, как и структурная организация нервных сетей, связей, тонкие их соотношения, способные к оптимальной настройке наследственна. Она определяет интеллект, чувственность, темперамент, и др.
И для такого рождения образа требуется соответствующее состояние организма, некий особый уровень настройки ц.н.с.   У одного это просто спонтанное возбуждение, запущенное случайным событием (образ, запах, звук, вкус). У другого и \ или под действием кофеина - чая, кофе, кока-колы, какао, шоколада. У третьего обязательно сигарета (действие никотина увязано с метаболизмом нейромедиатора ацетил-холина, в частности это холиномиметик). У четвёртого слабый или средне-действующий наркотик, влияющий на ц.н.с. У пятого некий висцеральный импульс (аффектация от органов тела, подсознательного состояния организма), уровней (баланса) равновесия симпатической и парасимпатической нервных систем, имеющих различные медиаторы-передатчики нервного возбуждения. Наконец сочетания всех этих факторов или их части, в том числе и с периодом суток, другими биологическими ритмами.
     И тут очень полезно понять причины, которые действуют, срабатывают у Тебя, такого гостеприимного хозяина, ожидающего свою Музу. Ведь их понимание, осознание и даёт тот самый ключик – искусство грамотного приглашения Музы.  А знание ритмов, динамики некоторых волн нейронного возбуждения позволяет эффективно и творчески провести время с этой капризной дамой (Музой).
Ну вот, хотелось бы более-менее романтического текста, а получился психо-физиологический трактат; надеюсь полезный для Вас, мой глубокоуважаемый профи и любимый (терпеливый) читатель.  искренне Ваш  М.уЛИН                25.05.2011 г.