По фильму Остаться в живых

Алкора
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УВИДЕННОМ

   «Остаться в живых» или «Пропавшие» (Lost) – фильм, который у всех смотревших его вызывает бурю эмоций, а вернее – догадок. Что в нем – реальность, что - вымысел  и намек на что-то существующее, но… мистическое? Как поняла этот фильм я? Вот об этом и расскажу. А правильно ли мое понимание  или нет – это уже другой вопрос.

  С бытующим мнением «постановщики фильма сами не знали, что хотели сказать - просто держали зрителя в напряжении» я категорически не согласна. Может, с самого начала они и не знали, но все, что им было нужно – они нам поведали, и получившийся в итоге  фильм - великолепен. Не коммерческий (хотя и принес авторам огромную  прибыль), не развлекательный (хотя и вызывал непреходящий интерес зрителя на протяжении всех серий), не фантастика (хотя в нем много такого, что в реальности представить себе невозможно), не приключенческий (хотя жизнь каждого его  героя полна приключений), не… 

  Какой же это фильм? Я бы назвала его  философским и психологическим,  с элементами мистики и аллегории, где мистика – не самоцель, а аллегория - способ помочь зрителю задуматься о своей жизни, о жизни вообще, о ее разных смыслах, о добре и о зле, о жизни во времени и о существовании в вечности, о нашем предназначении. Вот об всем этом я и напишу – так, как я это поняла.

   Начну с важного эпизода из последнего, 6-го  сезона – того самого, до которого многие зрители не дошли, отпав по дороге. Для меня он – один из самых значимых, многое объясняющий.

   На некотором Острове в очень давние (мы даже не знаем, в какие ) времена жила Женщина, выброшенная в результате кораблекрушения на берег. Она жила одна  и охраняла источник Света, находящийся в глубокой подземной пещере, спрятанной в глубине Острова – за бамбуковой рощей. Той самой, с которой начинается фильм (Джек Шеппард открывает глаза и осознает, что он выжил после авиакатастрофы), и которой фильм заканчивается (тот же Джек на том же самом месте закрывает глаза и умирает).

   От кого Женщина охраняет Свет? – От людей, которых тоже выбросило на остров море, по ее оценке - «плохих» людей,  жаждущих  найти этот Свет и использовать его в своих корыстных целях. Что это за Свет? Цитирую слова Женщины: «Он яркий и теплый. Важно охранять его, чтобы его никто не нашел. Частица этого Света есть в каждом человеке, но человек всегда хочет больше, чем имеет. Если Свет погаснет здесь, на Острове,  Остров погибнет, а Свет погаснет для всего человечества». «Свет – это жизнь и смерть, это  возрождение. Это источник, сердце Острова».

   Женщина, хранительница Света – обычный  человек. Из благих побуждений (а человек всегда и все делает только «из благих побуждений») она убивает Клавдию – жертву очередного кораблекрушения - сразу же после того, как принимает у нее роды. Женщина не хочет, чтобы родившийся ребенок ушел к другим людям и стал «плохим» (намек на грехопадение человечества?), но чужой ребенок ей нужен, как преемник – тот, кто будет после нее новым Защитником Острова. Рождаются  близнецы: первенец Джейкоб и его брат, так и оставшийся для зрителей без имени. Тот, второй - безымянный, рождается  «особенным», получившим  дар видеть мир мертвых, считывать и понимать знаки судьбы. Он менее послушен, лжив, но зато и более умен - более любим Женщиной, которую братья считают родной матерью.

   Итак, желание Женщины сохранить добро вынуждает ее совершить убийство? Удивительно, не правда ли? С самого начала добро и зло не только сражаются в фильме, но и постоянно переплетены кровными узами – они близнецы, которые не могут уничтожить друг друга (так устроила Женщина!),но они, хоть способны жить долго, не бессмертны. Каждый Хранитель Света должен когда-то найти себе преемника, прежде, чем уйти в мир иной. Безымянный брат, наделенный особым даром, случайно узнает о своем истинном происхождении и уходит от Женщины к людям на Острове. Люди эти несовершенны, они жадны и корыстны, но среди них есть умные – они нашли способ подобраться к Свету и изучить его. Эти люди находят особые места повышенного магнетизма, копают там колодцы и мечтают подчинить Свет своим нуждам – перемещаться во времени и пространстве и получить возможность убежать с Острова. Именно этого жаждет и младший брат – вырваться с Острова. Чтобы предотвратить его уход  и обуздать его бунт (намек на Люцифера – лучшего из Ангелов, но восставшего?), Женщина сжигает поселение людей («Других») и закапывает колодец. Джейкоб – всегда послушный и не умеющий лгать - остается на стороне матери, и именно его она делает своим Преемником – Хранителем Света.

 Брат Джейкоба, оскорбленный поступком матери, в гневе убивает ее. Джейкоб в отместку сбрасывает своего брата в пещеру с источником Света (приближаться к которому ему строго запретили), и брат, убить которого Джейкоб не может,  превращается в Черный Дым – источник Зла. Он все еще способен существовать и в своем прежнем, человеческом обличье, но внутренне становится другим: главная цель Черного Дыма – погасить Свет и сбежать с Острова, потому что именно Свет и живой хранитель этого Света – те силы, которые не дают ему возможности освободиться. Задача Джейкоба противоположна – предотвратить бегство с Острова Брата (в этом случае Остров погибнет, а человечество утратит бессмертие) и охрана Света, а еще – поиск  преемника на случай собственной гибели.

  Перед нами почти библейский сюжет – Эдем (остров) с его источником Вечной Жизни (Светом) и две силы – добра (Джейкоб) и зла (Черный Дым), борющиеся за власть над остальным миром (людьми, прибывшими на Остров и пытающимися воспользоваться его благами для себя).

   Но эта модель в фильме не так проста, как кажется. Силы добра и зла (кровные братья–близнецы одной матери – земной женщины) трудно различимы. На протяжение всего фильма мы не можем разобраться, кто из героев лжет, кто правдив, кто на чьей стороне действует, ибо все аргументируют свои действия только «благими» и очень убедительными намерениями. А разве не такова наша жизнь? Не таковы все люди?

  Черный Дым (он в фильме предстает перед нами в трех разных обличьях - телах умерших людей: в собственном, в теле отца Джека – Кристиана Шепарда, и в теле погибшего Джона Локка) лжет вполне сознательно. Он знает, чего хочет и ищет для этого возможные пути. Носитель Зла -Черный Дым - часто спасает основных героев, защищает их, ибо он заинтересован в их совместном уходе с Острова – пока они остаются на Острове, кто-то  один из них в любой момент станет преемником, а при живом преемнике Дымок не может этот Остров покинуть. Таковы условия игры, которые нам даны в фильме без объяснения.

   Джейкоб совсем другой. Это – хозяин Острова, указания которого для всех «других» - особой группы людей, посвятивших себя служению Острову - закон. Хотя конкретных указаний Джекоб никогда не дает: он оставляет им самостоятельный выбор – каждый живущий должен сам найти свой путь или погибнуть. Джейкоб никогда не врет и ничего не обещает. Он не обещает воскресить погибших (как Дымок), отпустить грехи или подсказать правильный путь. Хотя своим прикосновением может сделать человека нестареющим (как это он сделал с Ричардом). Джейкоб, неведомым образом материализуясь в разных городах и странах, находит там людей, в чьей жизни слишком много проблем – одиноких и переполненных сожалениями о своих поступках, обиженных и обидевших, потерявших веру в себя и запутавшихся. Он собирает их вместе в одном самолете, который терпит катастрофу над Островом, и дает им новую жизнь – жизнь, в которой можно и нужно перечеркнуть все старые ошибки и измениться. Именно это и происходит со всеми героями фильма – все они выбраны Джейкобом как претенденты на место нового хранителя Острова, все они записаны в его особом списке. Но не все проходят испытания Острова и по разным причинам выбывают из этого списка.

  А что же такое Остров? Аллегория Чистилища – посмертная проверка перед уходом или в Вечную жизнь или в полное небытие? Близнецы – Джейкоб и Дымок - по разному объясняют природу бытия людей на Острове.

   Джейкоб – называет это бытие жизнью  и  последней возможностью изменить судьбу, чтобы  уйти в новую жизнь (и в Вечность) другим человеком. Черный Дым считает существование на Острове – смертью, а всех живущих на нем – уже умершими и пребывающими в аду, но не сознающими этого. Черный Дым помогает убежать с Острова тем, кто в списке Джейкоба, и заодно, в обличье Черного Дыма, убивает всех лишних, случайных и пассивных. Джейкоб – препятствует уходу с Острова людей, более того, он привлекает все новые и новые жертвы катастроф на Остров, пополняя ряды его жителей. Именно за это Черный Дым именует Джейкоба дьяволом. Пытаясь объяснить Ричарду, что такое остров, Джекоб показывает ему бутыль с вином. «Вино – это ад, злоба, тьма. Бутыль и ее пробка – это то, что удерживает вино (зло) от распространения его по всему миру». Пока светоносная энергия Острова (а она творит с некоторыми прибывшими чудеса – исцеляет, изменяет, преображает, наделяет особым видением) заперта в земле Острова – зло не может распространиться по миру.

  Катастрофа, случившаяся во время научных разработок «Карма-инишити» (организации ученых, поселившихся на Острове для исследования его природы) случайно высвободила эту энергию (приоткрыла пробку), и чтобы ее нейтрализовать, им пришлось внедрить особый механизм сдерживания энергии – «жать кнопку компьютера после набора определенного кода». Более подробно нам этот процесс в фильме не объясняется – да и так ли это важно? Куда важнее самим героям – без помощи извне – понять свою задачу, свое предназначение (у каждого оно свое, исходя из их жизни) и стать людьми «веры»: просто жать на кнопку, чтобы «спасти мир», не вникая в подробности. Вера в Бога – источника вечной жизни и возможность зачеркнуть все прежние непоправимые ошибки – это тоже условная «кнопка, на которую мы нажимаем постоянно и регулярно», не мудрствуя и не рассуждая, чтобы этим спасти свою душу.

   У каждого из главных героев фильма, которых Джейкоб свел вместе на Острове и познакомил, есть свой номер в его тайном списке. Те, кто не оправдал его надежд на роль защитника – переметнулся на сторону зла и погиб или просто стал жертвой чужих влияний, вычеркивается им из списка претендентов. Номера последних "оставшихся в живых" образуют дьявольский код, который и вводится каждые 108 минут в компьютер перед нажатием кнопки – этот номер одновременно и  символ спасения мира (сдерживания выхода зла вовне), и символ искушения (эта комбинация цифр, использованная Херли в лотарее и победившая, не только обогащает, но и приносит беды всем близким Херли).

   Не всё в фильме стоит воспринимать буквально: каждый эпизод - не только реальность, но и носитель особой символики, тема для глубокого размышления о жизни. Добро и зло – близнецы, не способные убить друг друга, но вечно противоборствующие и вынуждающие человека самостоятельно делать трудный выбор.

        (продолжение, возможно, следует, жду ваших отзывов, вопросов, мнений)