Как мы ездили в Кению. Путевые заметки

Маргарита Пономарева
Акуна матата - нет проблем (перевод с суахили)


 
В январе 2010 года компания, где мы работаем, подарила нам Кению.
Естественно, перед поездкой я открыла карту и полезла в Интернет, чтобы расширить весьма скудные географические познания о стране. Лучше б я этого не делала, потому как справедливость утверждения меньше знаешь – крепче спишь в данном случае проверять не стоило. Судя по карте, совсем рядышком с Кенией, буквально через дорогу, находится Сомали, и границы между странами, как я поняла, просто нет (ровненький такой пунктирчик на карте).


 
Интернет порадовал еще меньше. Вот что я нашла.
 
Кенийцы в большинстве своем дружественные и общительные люди, но Найроби считается наиболее опасным для туриста городом в Африке, окраинные районы столицы и большинство бедных районов других городов категорически не рекомендуются для посещения иностранцами в одиночку. Во внутренних районах, особенно на севере страны, орудуют
вооруженные банды сепаратистов, а в районах заповедников - и браконьеров.
Кения - один из "лидеров" по распространению ВИЧ-инфекции. По оценкам ВОЗ в городах почти треть населения ВИЧ-положительна. При этом в туристических районах "работает" огромное количество проституток, не использующих никаких средств контрацепции.
Высокий риск заражения СПИД, гепатитом А и Б, тифом, полиомиелитом, малярией и холерой. Вакцинация рекомендована.
Не смотря на относительно стабильный политический климат, в августе 1998 здание посольства США в Найроби было взорвано террористами.
На сегодняшний день политическая ситуация в Кении сложная. В начале 2008 года после президентских выборов в стране произошли вооруженные столкновения.
 
Когда мы собирались в Малайзию, на остров Пенанг, окрестности которого совсем недавно смыло цунами, ШЕФ сказал: «Да неужели вы можете подумать, что вопросы безопасности не проработаны тысячу раз? Запомните, никогда наша компания не станет рисковать всем, что у нее есть, - а именно ВАМИ.“
С тем и поехали. Вернее, полетели. На этот раз в Кению.
Общее число участников кенийского путешествия 1240 человек (это со всего мира). От Украины 160. Летели чартером, чуть больше 10-ти часов с дозаправкой в Шарм-эль-Шейхе. По пути туда случилось небольшое происшествие. Не буду рассказывать, из-за чего мы сидели в Египте 2,5 часа, вместо положенного часа. Скажу только, что на обратном пути уже опытный экипаж нашего чартера сразу после приветствия сообщил, что РАСПИВАТЬ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ В САЛОНЕ САМОЛЕТА КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
 
В полете было холодно, летели в куртках (некоторые и в шапках). Приземлились около 6-00 по местному времени. Вышли из самолета в свитерах, стуча зубами.
Помните «Любовь и голуби”? Как Вася прощается с семьей, делает 2 шага назад – и прямо из своей хаты выпадает в море? Так и мы буквально выпали из авиа-января в реалити-июль. +30!!! В 6 утра!!! Яркое солнце! Пальмы! И лучезарно улыбающиеся негры! В огромном количестве. Кайф J   
Приехали в отель Voyager. Травка зелененькая, обезьянки по территории бегают, собственных детей на себе таскают, опять-таки, пальмы, все в цветах.
 




 
А наших соседей в номере ждал гость – игуана, сантиметров 60-ти длиной. Причем вылезла она неожиданно, начала метаться по номеру и издавать громкие звуки. Не слышала, но подозреваю, что звуки, издаваемые нашими соседями в этот момент, были еще громче. На крик прибежали 5 негров с метлами, граблями и другими орудиями для ловли игуан. Но, видимо, работники отеля были не из племени охотников – игуана куда-то благополучно скрылась. Когда наши соседи зашли в номер вечером, игуана сидела посреди номера, готовая ко второй части марлизонского балета. По весьма эмоциональному требованию обеих  сторон-участников конфликта территорий этот номер оставили игуане, а наших соседей переселили. 
 
Мы же сразу после размещения рванули на океан – и очень удивились, т.к. увидели перед собой метров 100 осушенного морского дна… Со всеми подсыхающими водорослями и другими малоприятными внутренностями.


 


 
О существовании приливов-отливов я, конечно, знала. Но никогда не думала, что это может быть выражено так ярко (еще бы, Кения ведь находится на самом экваторе). Залезли в бассейн. Повисли на бортике, глядючи в океан. Вода прибывала, подробности дна медленно скрывались под ней, волны катились к берегу - зрелище завораживало. Его Величество Океан возвращался…Кстати, мы почему-то никогда там не употребляли слов ПРИЛИВ и ОТЛИВ. Мы говорили ОКЕАН УШЕЛ/ОКЕАН ВЕРНУЛСЯ.
Я так ни разу и не смогла искупаться утром, до отлива (до 10-00), какая там вода с утра – не знаю. Но вечером (после 16-00) она горячая! И, к сожалению, в береговой зоне весьма мутная, на дне морские ежики и другие опасные обитатели. Поэтому на океан лучше смотреть. Можно часами. Особенно, если из бассейна.   
 
На следующий день поехали на экскурсию по городу. Все мы видели африканские страны очень третьего мира в телепрограммах. Представление имеем. Мне всегда казалось, что корреспонденты выхватывают особенно давящие на жалость куски из жизни кенийцев и иже с ними. Оказывается, все действительно так плохо. Везде. Ничего выхватывать не надо. Фотографировать хотелось бесконечно, так как экзотика нищеты просто валилась на нас со всех сторон.


 


 


 


 


 
Грязь на улицах – караул! Весь мусор, все отходы жизнедеятельности оставляются там, где они стали таковыми. Впечатление, что на тротуар выгрузили содержимое мусорного контейнера и немного потоптали-распинали его.
Какие-то бесконечные ларечки, слепленные из палок/веток, картона и тряпок.


 


 
Жилища строят так: берут несколько дубин, высотой метра 2 и диаметром сантиметров 5, втыкают их в землю и переплетают дубинами в горизонтальном порядке. Получается решетка с большущими ячейками, которые залепляют глиной. Все, стена готова. По одной дыре на каждой
“стене” оставляют – это типа окно.

 
В него вставляют “горизонтальные жалюзи” – тоненькие веточки поперек так сказать окна. Если на крыше столетний шифер – это, я так понимаю, уже круто. А так, в основном, пальмовые листья. И это во втором по величине городе страны с полуторамиллионным населением.
 
Видели и многоэтажные дома, но мало. Они такие же грязнющие, разваливающиеся, как и все вокруг. Но там есть водопровод и канализация, а значит, это достойное жилище для среднего класса.
 
Попадаются неслабые виллы за забором с колючей проволокой, но их, как мне показалось, можно пересчитать по пальцам.
 
Стариков не видели вообще. По данным Интернета средняя продолжительность жизни в Кении — 54 года, но эта цифра кажется очень завышенной. Еще немного статистики: 1 врач — на 20 тыс. человек, 1 больничная койка — на 700 человек. Уровень безработицы 60%. Естественно, никаких пособий. Утром тучи народа бегут куда-то, где можно получить временную работу на сегодня. Занимаются ремеслами, но туристов немного, и продажи сувениров соответствующие. Ловят и продают ракушки. Но большие ракушки вывозить из страны нельзя (нуууу, разве что обложив их обувью), а на маленьких много не заработаешь. В общем, спасибо, я уже ел в этом месяце…
На улицах огромное количество детей. Складывается впечатление, что их отдают в школу с 3-х летнего возраста - такие малыши в форме идут.
 
Школы в ужасном состоянии: облезлые здания, часто без стекол. Все нараспашку. Видели и такую картину: возле школы под деревцем в пылище сидят учитель и ученики. Учитель что-то рассказывает. Кто-то слушает, кто-то откровенно спит, кто-то на проезжающих туристов глазеет. Ни тетрадей, ни книг, ни ручек…
 
Нас сразу предупредили, что высовываться с фотоаппаратурой из окна автобуса не стоит – вырвут камеру. Глядя на некоторых местных жителей, в это предостережение реально веришь. У одной из наших дам пытались сорвать золотую цепочку прямо через открытое окно автобуса, стоявшего на перекрестке. Цепочка не поддалась, но напугали и поцарапали ощутимо. Понятно, что ни о каких самостоятельных походах в город не было и речи. Только в супермаркет или соседний отель, только на такси. Но в основном, не смотря на все тяготы жизни, кенийцы очень улыбчивые, веселые, открытые ребята. А те, у кого есть работа, аж светятся от счастья и совершенно искренне рады, что ты приехал в их страну, поселился в их отеле и именно к ним подошел за фруктами на шведском столе.
 
Наш гид говорил о колонизации с ностальгией: это мост, его построили во времена англичан; это больница, ее открыли англичане; это железная дорога, ее проложили при англичанах… Представления о роли колонизации в жизни порабощенных народов просто сдвигаются до полной противоположности. Сравним две бывших колонии:  провинцию Испании  - Канарские острова и президентскую республику Кению. Ну и кому нужна эта независимость?
Благоговение к белым у кенийцев в крови. Подъезжаем на такси к отелю. Выходит охранник с винтовкой. «Кого везешь?” – спрашивает у таксиста. «Белых”, - отвечает тот. Охранник пристально смотрит через стекло, лучезарно улыбается и распахивает ворота. Все! Никаких карт гостя, никаких вопросов. Белый едет! Welcome!
Другой пример. Выхожу из автобуса. Местный водитель стоит рядом с дверью и смотрит. Если я делаю движение рукой – тут же протягивает руку и помогает выйти. Если нет движения  – улыбается, но руки не подает. Ну мало ли, может, я не хочу к нему, черному, прикасаться. Никогда раньше я с подобной ситуацией не сталкивалась, обычно водители/швейцары или сразу руку подают или вообще в зоне видимости не появляются.
Аналогичная ситуация сложилась у нас в ЮАР. Подходим с мужем к остановке шатла. Четырехметровая лавочка под крышей, на ней сидит седовласый негр. Один. Садимся, соблюдая дистанцию. Негр сначала ПОДскакивает, потом ОТскакивает к самому краю остановки. В верхней части его лица застывает панический испуг, в нижней части – беззубая лучезарная улыбка. Белые сели! Не может он рядом сидеть! Законы колонизации у него не в памяти – они у него в крови…   
А европейцы наоборот активно демонстрируют принципы рассового равноправия: запросто обнимаются с официантами в ресторане. И надо видеть счастье официантов в этот момент!
Ну и секс-туризм, конечно, развит. В нашем отеле отдыхали европейского вида дядечки с чернокожими девочками. Коллеги из соседнего отеля рассказывали, что у них были и европейского вида тетеньки с чернокожими мальчиками. Видели сцену прощания в аэропорту. Шоколадная красавица лила слезы, а седовласый европеец махал ей рукой и посылал воздушные поцелуи. Нет, может, конечно, она ему внучатая племянница, каждый думает в меру своей распущенности. Моя мера рисовала совсем другие предположения.
 
Ездили на сафари. Ребята, это что-то! Мы были на аналогичном мероприятии в ЮАР, но Кения в этом отношении значительно круче. Слон перебегал дорогу перед нашими автобусами – даже как-то страшновастенько было. Мы видели семейство (или стадо? или табун?) жирафов с малышами. Они тоже переходили дорогу прямо перед нами. 2 страуса танцевали, медленно приближаясь. Бегемот выглядывал из озера. Зебры, самые разнообразные козочки, какие-то удивительные звери, похожие на кабанов… За семейством обезьян можно было наблюдать часами – такие они очаровательные. И все это так близко! Я не сильна в определении расстояний на глаз, на мой взгляд, большинство животных мы видели с расстояния 20-30 метров. И, конечно, в дикой природе они совсем другие, поэтому в зоопарк теперь даже заходить не хочется.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гонялись за львом: типа где-то кто-то его только что видел. Не догнали. Но самое волшебное зрелище – это купание слонов. Словами не описать, но попробую. Озерцо такое меленькое-меленькое, маленькое-маленькое. А в нем купаются взрослые слоны и, если я верна в украинском написании,  слоненятки. Такие маленькие! Такие хорошенькие! Забегают в воду, ложатся на бочок, поднимают хоботом тучи брызг. 2 слоника то ли объяснялись в любви, то ли выясняли отношения. И все это в саванне, на фоне седой травы, под зелеными зонтикоподобными деревьями, на красной земле, из-за которой вода и сами слоны окрашивались в оранжевый цвет…
 
 
 
 
   
А потом нас повезли в ресторанчик. Место для него в национальном парке выбрано потрясающее: на горе над долиной слонов. Сидишь на свежем воздухе весь такой обалдевший от впечатлений, чего-то ешь - и смотришь, как внизу слоны гуляют. Фантастика!
 
Еще одно ярчайшее впечатление - морское сафари. Началась эта экскурсия в 6-00 и закончилась в 19-00. Сначала нас долго везли в автобусе, переправляли на таком экзотическом транспорте, как БЕСПЛАТНЫЙ паром. Сколько там народу!
 
Потом привезли в пещеры, показали, где и как держали рабов перед отправкой на другой континент. Жуть! Убедились, что выживали там только сильнейшие. Следующая точка маршрута – погрузка на кораблики.
 
 
Плавсредства еще те, издания где-то 50-х годов прошлого века. Вместимость чуть более 20 человек. Сразу предупредили, что разместиться на корабле нужно равномерно и по первому требованию менять место дислокации, дабы судно не перевернулось. Хорошо, что с нами был один очень крепкий товарищ и, когда судно наклонялось, ему одному достаточно было перейти на другой борт, чтобы корабль выровнялся. Плыли часа 2, по пути погонялись за дельфинами. Привезли нас  в какую-то только команде ведомую точку, раздали ласты, маски, спасательные круги (последние по желанию), попросили запомнить в лицо НАШЕГО спасателя – и высадили в океан. Я выпрыгнула в числе первых, т.к. к этому моменту меня конкретно мутило. В воде самочувствие наладилось мгновенно.
 
Те, кто был на Красном море, говорят, что там круче. Я не была. Я могу сравнить Индийский океан только с прибрежной зоной Геленджика и Анапы. Поэтому мой восторг от увиденного в этот день был близок к щенячьему. Мы плавали вдоль рифа часа полтора-два. Разноцветные рыбы, красивенные кораллы, семейство морских ежей, морские звезды всех цветов радуги, анемоны (в которых Немо из известного мультика жил), а ракушки какие!.. Временами выныривая, я сначала пыталась найти НАШЕГО спасателя. Ага, щаз! Кораблей с туристами было несколько, с каждого по 2 спасателя, которых даже на суше я вряд ли смогла бы отличить друг от друга, а тут в воде, где одна голова торчит. Через некоторое время я поняла: не то, что спасателя, я свой корабль найти уже не могу, т.к. они тоже все одинаковые. Но коллег, как оказалось, я узнаю даже в воде, даже в масках. В общем, прибилась к нашим людям и уже старалась далеко не отплывать, чтоб не потеряться.
На корабль залезали замерзшие, счастливые и, как выяснилось позже, обгоревшие, хотя с погодой нам повезло: на небе постоянно были облачка. Поплыли на обед. Медленно, но верно я начинала понимать, что есть не смогу при всем желании. Становилось обидно. И тут наши моряки поставили парус. Оказывается, если плыть под парусом, то совсем не качает. Как меня порадовало это открытие! У берега оказалось очень мелко, поэтому сначала мы добирались на маленьких лодочках, а потом вброд. И вот он апофигей морского сафари – крабы и пиво! Крабов было много, я их наелась, хотя была уверена, что этого со мной не случится никогда. Выяснилось, что пиво в неограниченном количестве входит в стоимость экскурсии, тут уж настроение приблизилось к пику восторга.
 
Потом принесли рыбку-гриль. Когда мы готовы были отползти от стола, вышел счастливый официант и сказал, что сейчас будет главное блюдо – жареная курица. Мы не разделили его восторга этим деликатесом и от курицы дружно отказались в пользу бедных.
И после этого всего нас повели на экскурсию в деревню. Было очень жарко, мы перебегали от одного деревца к другому. В деревне все та же бедность, которую мы видели на протяжении всего пребывания в Кении. Особенно бутик покорил
 
НО нам показалось, что именно здесь бедность стилизована: откровенно удивила спутниковая антенна на крыше глиняно-соломенного домика.
 
Дети из-за угла снимали полураздетых нас на мобильные телефоны. Правда, за бутылку воды эти же дети чуть не подрались. Пакет конфет разорвали в клочья и слопали в течение нескольких секунд. На ура пошли шариковые ручки, кепки и все, с чем готовы были расстаться наши туристы. В общем, мы так и не поняли, декорацию нам показывали или настоящую деревню.
И снова вброд, на лодочки, на кораблики. Команда спела нам АКУНА МАТАТА. Кстати, песня потрясающая. Они лепят туда все слова, понятные туристам. Звучит это приблизительно так:
Кения-Кения, акуна матата,
Сафари-сафари, акуна матата,
sunny-sunny, акуна матата и т.д.
Попросили нас спеть национальную песню. Эх, опять за державу обидно. Национальное сознание у нас так и прет, гордость непонятно чем сквозит через слово, а просьба спеть НАШУ песню поставила в тупик: не знаем мы ни одной украинской песни до конца. Попробовали (прошу прощения за написание) Червону руту – на втором куплете застряли, попробовали Ты ж мене пидманула – почти до пятницы добрались, а там про баню, хоть кенийцы не понимают, а как-то не пошло, вспомнили Нэсе Галя воду – грустная она какая-то, не в тему. И, опять-таки смысл: Галя тянет 2 полных ведра воды, а Иванко, вместо того, чтоб помочь, вьется у нее под ногами с какими-то дурацкими комплиментами. Понятно, что кенийцам непонятно, но опять не пошло… В результате дружно спели Катюшу – и счастливые поехали в отель.               
 
Описать все интересное, что ждало нас в Кении просто невозможно. Неделя пролетела – и закончилась возвращением в родной двузначный минус по Цельсию…   
 
Остается только смотреть фотографии да вытирать пыль с кенийских сувениров. Брысь, тоска! Мы там были – а значит АКУНА МАТАТА! 

P.S. Коллеги! А есть ли возможность опубликовать произведение с несколькими иллюстрациями? К этому рассказу прилагаются весьма красноречивые фотографии, но больше одной закачать не смогла. Дальше появляется возможность только заменить одну иллюстрацию на другую. А вот как вставить несколько, да еще и в определенные места текста - так и не поняла. Помогите, если кто знает.