Закон и справедливость

Проскуряков Владимир
        Что-то в последние годы затихла шумиха вокруг строительства правового государства! Нынче у нас все больше о гуманизации наказания пекутся да о введение евростандартов на «посадочные места». Что ж, комфорт в узилищах – это хорошо, о человеке надо заботиться, даже если он в местах не столь отдаленных. Не худо бы, правда, взглянуть таким же внимательным оком на дома престарелых, детские дома и прочие богоугодные заведения. Ну да это совсем другая тема…
     Обратимся к российской уголовной политике. Сейчас в ней совершенно отчетливо просматривается дифференцирование наказания по имущественному признаку. Лишение либо ограничение свободы альтернативно заменяется солидными штрафами. Как это выглядит на практике – ясно каждому: не сможешь откупиться – будешь сидеть.
Кто будет сидеть – тоже понятно. Не те, кто миллиарды уворовывает, у них денег на любые штрафы хватит. Какое уж тут «правовое» государство, если для богатых одно наказание, для бедных – другое!
     Сегодня в России штраф как мера уголовного наказания – категория совершенно безнравственная. Вместо того, чтобы обеспечить правовыми мерами максимально полное возмещение вреда, который причинил преступник потерпевшему, государство извлекает выгоду из преступления, собственно государству никакого ущерба и не причинившего. Представьте такую картину: пассажиры автобуса волокут к полицейскому карманника. Блюститель закона находит у вора украденный кошелек и кладет его в собственный карман… Что, невероятно? Напрасно вы так считаете. Не столь откровенно, но именно так это и выглядит.
     Вдруг в один прекрасный день очень большой государственный дядя возмутился незаконным завышением цен на горючее. Заработал карательный механизм, в бюджет поплыли штрафные миллиарды от наказанных монополистов. А миллиарды-то эти на бензоколонках из карманов покупателей были украдены! Озаботилось ли государство тем, чтобы вся незаконно полученная сверхприбыль была возвращена потерпевшим, то есть народу, путем снижения цены на бензин до уровня ниже средней рыночной стоимости? Ведь часть этой самой стоимости потребитель уже оплатил, покупая бензин по завышенной цене. Да ничуть! Государство лишь собственного престижа ради погрозило монополиям перстом и обязало вернуть цены на рыночный уровень, фактически положив в свой карман незаконно полученный навар. Получается, вор у вора украл…
    Чем же при такой политике должен довольствоваться обманутый, ограбленный? Моральным удовлетворением от осознания того, что его обидчик изобличен и наказан штрафом в пользу государства? Сомнительное утешение, если оно не сопровождается возмещением имущественного вреда самому потерпевшему. А вот этом-то государство и не слишком озабочено. И мошенники разных мастей, обманывая людей кто как сумеет, заранее учитывают риск уголовного наказания как неприятные издержки своего бизнеса. Мол, отсижу тихо-скромно пару-тройку лет, две трети срока – и на свободу с чистой совестью, навстречу припрятанным капиталам. Так оно обычно и получается, вот только Ходорковскому не повезло…
     А почему бы законодателю не установить уголовную ответственность в виде ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ за умышленное уклонение от возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением? Я имею в виду как раз те случаи, когда, когда преступник имеет возможность расплатиться с потерпевшими, но не желает этого делать. Да не применять в таких случаях никаких альтернатив в виде «условно с отсрочкой…» либо «условно-досрочно…»! Уверен, что показатель возмещения ущерба вырос бы многократно.
В свое время автору этих строк представилась возможность провести своеобразный криминологический опрос в ИТК среди осужденных, имеющих непогашенные исполнительные листы по возмещению ущерба. Каждому из опрошенных был задан один и тот же вопрос: «Что бы вы сделали, если бы невозмещенный ущерб грозил вам двумя-тремя годами дополнительного срока?» Ответы были однозначными: «Расплатился бы еще до суда».
     Для того, чтобы усовершенствовать законодательство, в России хватает светлых голов. Но строить новые законы следует, исходя прежде всего из принципа справедливости. Только тогда их будут уважать и соблюдать. И если будет действенным механизм реализации закона, без которого любой нормативный акт превращается в пустую, ничем не обеспеченную декларацию.
     Еще очень хочется затронуть проблему реорганизации системы органов внутренних дел. Новое название «полиция» непривычно режет слух, но не в названии дело. Каждый сотрудник прошел строгую аттестацию на предмет соответствия высокому званию полицейского…
Для кого придумано это шоу? Разве что для наивных налогоплательщиков. Неужели власть предержащие сами всерьез верят, что таким образом можно в насквозь прогнившем, погрязшем в коррупции обществе создать некую «стерильную» систему, к которой впредь ниоткуда и ничто не прилипнет, не пристанет? Причем не просто изолированную систему, а огромный аппарат, призванный бороться именно с этой «грязью». Систему, формируемую из тех же кадров, которые составляли ее прежде (не обижайтесь на меня, коллеги, я не хочу оскорбить кого-то лично, я говорю о системе!).
     Полицейский – это не восковая кукла под музейным стеклянным колпаком. В первозданном, непорочном виде полиция существовать НЕ СМОЖЕТ, если вместе с ней не будет очищена от скверны вся система правоохранительных органов, включая суды и прокуратуру, а также госаппарат и вся вертикаль власти.