Судьба Левиафан в контексте энерговойн

Петр Иванов 7
Мифы и реалии энергобаталий 21 века: разработка «Левиафан» или финальная игра с Богом
Владимир Иванович Матвеев

Проблемы переформатирования мира и (совместной) эксплуатации новых  нефтегазовых месторождений на спорных территориях шельфа Средиземного моря, при оспаривании Ливаном и Турцией израильских претензий на морские границы группы нефтегазовых месторождений «Левиафан» и других в Восточном Средиземноморье, в контексте морской и воздушной блокады Кипра Турцией, - разжигают тлевшие очаги военных конфликтов в регионе, в фокусе которых находится Иран, в связи с чем, российским нефтегазовым компаниям следует быть чрезвычайно избирательными в принятии решений по участию в освоении месторождений.
В группу нефтегазовых месторождений в Восточном Средиземноморье под общеупотребительным знаковым названием «Левиафан» входят разведанные месторождения Левиафан, Тамар и Далит и перспективные месторождения греческой морской зоны "Геродот", морской зоны Египта и Кипра. Подтверждённые запасы собственно Левиафана составляют 453 млрд.куб.м газа и неподтверждённые запасы нефти - 3-4 млрд.бар. на значительной глубине залегания.
Многостороннее столкновение интересов и претензий транснациональных корпораций и стран не только закрывают перспективы мирного урегулирования между греческим Кипром, Израилем, с одной стороны, и Турцией, турецким Кипром, Ливаном, с другой, а и разжигают очаг военных конфликтов, в контексте глобальной политики США, которые поддерживают ливанские претензии в вопросе пересмотра границ территориальных вод. Более того, Заявление Президента США Барака Обамы по поводу необходимости возвращения Израиля к границам 1967 года, свидетельствуют о том, что Израилю не миновать уступки  части обнаруженных новых месторождений в пользу Палестинской Автономии, лидеры которой отдадут часть из них своим партнерам.
Ливан не доволен тем, что Израиль планирует эксплуатировать газовые месторождения без определения морских границ, полагая, что, по крайней мере, часть запасов газа находится в ливанской эксклюзивной экономической зоне. Правительство Израиля утвердило в июле с.г. границы исключительной экономической зоны Израиля в Средиземном море, включив в их периметр потенциально крупные запасы нефти и газа, в то время как  Израиль и Ливан, по-прежнему пребывают в состоянии войны друг с другом, не имея договоренностей о морских границах, а  Израиль также не является подписантом Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Президент Ливана Мишель Сулейман заявил о намерениях своей страны защищать «границы на суше и на море» и предупредил Израиль не принимать односторонних решений в отношении северной морской границы «вопреки международному праву». Параллельно ливанская и иранская стороны подписали ряд соглашений о расширении сотрудничества и подтвердили готовность Тегерана содействовать научно-техническому и экономическому развитию Ливана, включая нефтегазовую отрасль.
В июле с.г. министр энергетики Ливана Джубран Басиль, комментируя определенные Израилем экономические границы на море,  обращаясь  к работающим в регионе нефтегазовым компаниям, сказал: «Либо у всех будет шанс извлечь выгоду из наших природных богатств и нефтяных запасов, либо мы все окажемся под угрозой». Напомним, 10 июля Израиль определил границу экономической зоны Израиля в Средиземном море, которая определяет зону, где Израиль имеет право проводить научные исследования, добывать полезные ископаемые, заниматься рыбной ловлей и осуществлять другие  экономические операции. Эта зона граничит на севере с Кипром и с Ливаном, однако только с греческим Северным Кипром подписано соглашение о границах (cursorinfo.co.il). Таким образом, в то время как Израиль согласовал наиболее важный – северный  - участок границы со своим партнером - Северным Кипром, он стал предметом дискуссии с Ливаном, который предоставил в ООН свой вариант размежевания, оспаривающий принадлежность Израилю обнаруженных месторождений углеводородного сырья. В этом контексте организация «Хизбалла» заявила о готовности вернуть Ливану все «оккупированные территории», как на море, так и на суше. Кроме возникшего политического противоречия, напомним, что "Хизбалла" считают «рукой» Ирана в регионе, которому не выгодно создание комплекса газовой добычи в Восточном Средиземноморье, кто бы его ни контролировал, потому, что это ослабит зависимость Европы от иранского газа.
Необходимость в четком разграничении экономических зон между Израилем, Кипром и Ливаном возникла после того, как американо-израильский консорциум Noble Energy объявил об обнаружении на шельфе Cредиземного моря у берегов Ливана и Израиля месторождений природного газа «Тамар» и «Левиафан», а бурение скважины на месторождении «Левиафан» подтвердило, что его запасы составляют около 450 миллиардов кубометров, в то время как годовая добыча «Газпрома» составляет около 500 миллиардов кубометров.
В свою очередь, Турция продолжает выражать естественное недовольство последними израильско-кипрскими энергетическими контактами. Турция оперирует международными нормами, согласно которым разработка газовых и нефтяных месторождений в восточной части Средиземного моря (так называемый «Блок 12») невозможна ни со стороны Израиля, ни со стороны Республики Кипр без согласия Турецкого Кипра (Турецкая Республика Северный Кипр). Однако Турецкую Республику Северного Кипра в ООН признает лишь Турция, в связи с чем рассматривать данный вопрос в контексте международного права непросто. Наряду с этим, Израиль и Республика Кипр намерены разрабатывать нефтегазовые месторождения и создавать инфраструктуру для транспортировки газа, планируя превратить  часть Кипра в перевалочный пункт на пути транспортировки газа указанных месторождений в Европу. В частности, Израиль планирует к 2014 г построить с помощью компании Noble Energy газопровод из оспариваемых газовых месторождений на Кипр, который, в свою очередь, планирует построить две новые газовые электростанции.
Одновременно Турция выступила активным защитником прав еще одной стороны – Ливана, борющегося с энергетическими претензиями  Израиля в Средиземном море, в контексте израильско-ливанского конфликта вокруг разработки Израилем  «Левиафана» и «Тамар». Ситуация осложняется тем, что натовская Турция играет особую роль в «сирийском вопросе», наладив в этом году диалог с умеренными исламистами Туниса, Египта и Ливии, а также стремясь стать лидером арабского мира, потеснив Саудовскую Аравию и Иран. Турция подрывает стабильность мощного геополитического игрока и союзника Ирана и России в регионе – Сирии, в ослаблении которой, как и самой Турции, заинтересован Израиль.
На фоне стремления израильтян вовлечь  россиян в разработку оспариваемых месторождений, Турция не признает заключенные межгосударственные соглашения о морских границах в Восточном Средиземноморье между Республикой Кипр и Израилем. Не подписав конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, Турция настаивает, что разграничение средиземноморского шельфа не произведено. Напомним, что, когда в 2008 году Noble Energy подписала концессию на разведку участков на кипрском шельфе, Турция направила туда корабли ВМС Турции. Как заявил премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган, его страна предпринимает шаги для того, чтобы остановить одностороннюю эксплуатацию Израилем природных ресурсов восточного Средиземноморья.
В свете того, что в фокусе активности США и ЕС находятся, прежде всего, энергоресурсы Каспийского бассейна (ср. экспансию азербайджанской Socar на европейский и мировой рынки), а Израиль стоит на пороге новой региональной войны, планы Израиля на то, что американо-израильскому консорциуму во главе с Noble Energy, в ближайшее время удастся наладить поставки газа из Восточного Средиземноморья в Европу, предоставляются весьма иллюзорными. Наряду с этим, проекты США-ЕС через Турцию типа составляющих Nabucco, рассчитанные на поставки газа из стран Центральной Азии и Ирана, не утратят своей экономической и политической целесообразности при поэтапном складывании их из частей крупных стратегических газопроводов. По сообщению 1NEWS.AZ от 16 ноября 2011 года с началом экспорта газа с месторождения «Шах Дениз-2» Азербайджан открывает новый газовый коридор в Европу, планируя превратиться в одного из крупнейших игроков в обеспечении энергобезопасности Европы. SOCAR, посредством недавно учрежденного в Швейцарии дочернего предприятия по переработке и продаже SOCAR Energy Switzerland, купила и намерена продолжить коммерческую деятельность компании Ecco Schweiz GmbH».
Основными поставщиками газа, потребляемого Израилем, являются израильское месторождение «Ям Тетис», принадлежащее Ицхаку Тшуве («Делек») и американо-израильской компании Noble Energy, а также – Египет. При этом 80% газа поступает из «Ям Тетис», в котором свыше 30 млрд. кубометров, однако Израиль нуждается в новых поставщиках энергоресурсов. Израильские компании, основным акционером которых является холдинг Delek Group Тшувы, и действующие в партнерстве с Noble Energy, на кипрском рынке энергоресурсов оказались в состоянии конкуренции с "Газпромом", пытаясь одновременно вовлечь Россию в израильские игры с одной стороны, с мусульманским миром, Ираном, а с другой, - с США, которые стремятся доминировать на рынке энергоресурсов региона. Отметим, что с 2008 года Noble Energy обладает правом на поиск и разработку углеводородов на юго-западном участке шельфа Республики Кипр. Наиболее перспективным в указанной зоне считается упомянутый так называемый "Блок №12" ("Афродита"), граничащий с богатой газом израильской экономической зоной Восточного Средиземноморья.
Вместе с тем, особого внимания заслуживает информация о том, что Noble Energy могут заставить продать месторождение "Левиафан", поскольку в сентябре новый глава антимонопольного ведомства Израиля Дэвид Гило объявил, что на рынке добычи природного газа существует ограничительное соглашение между компаниями Noble Energy, "Делек" и "Рацио", ограничивающее честную конкуренцию. Не исключено, что государство Израиль обяжет компании, контролирующие месторождения "Тамар" и "Ям Тетис", расстаться со своей долей прав на месторождение "Левиафан". После прекращения поставок газа из Египта консорциум стал эксклюзивным поставщиком природного газа для "Хеврат Хашмаль", сообщает NEWSru.co.il



В контексте изложенного, «Газпром» корректирует стратегию по освоению регионального рынка. Так, своевременно отказавшись от возможности прокладывания ответвления от «Голубого потока-2; в Израиль, «Газпром» изучает целесообразность участия в разработке указанных местных месторождений. В клубке переплетенных интересов Россия и Турция заинтересованы в продвижении проектов "Голубой поток" и "Южный поток", в то время как проект трубопровода Nabucco, с участием Турции, идет в разрез с интересами России. Главная опасность заключается в том, что в конфликтном регионе компании и страны могут быть вовлечены в масштабные военные конфликты, в связи с чем российским компаниям следует предварительно изучить весь комплекс факторов и экономических, политических рисков участия в разработке новых месторождений.
При указанных играх на энергорынке региона именно США со своими сателлитами теснят РФ как в Каспийском бассейне, так и на Средиземноморье, провоцируя рост напряжения между Израилем, Кипром, Турцией, Ливаном, Грецией, Ираном. Иллюзорное стремление Израиля сохранить полный контроль над новыми месторождениями сталкивается также с проблемой реального обеспечения безопасности чрезвычайно уязвимых для потенциальных военных атак и террористических ударов не только по буровым платформам. В то время, как конфликтные ситуации на Ближнем востоке значительно обостряются, поступают данные о росте количества приезжих израильтян и реэмигрантов из Израиля на Украину, и компании по ввозу израильскими организациями медиков из стран СНГ в Израиль. Договоренности вице-премьера Израиля Авигдора Либермана с Президентом Украины Виктором Януковичем и премьером Николаем Азаровым 3 октября с.г. в Киеве и запланированный государственный визит Президента Украины Виктора Януковича на 1 декабря 2011 года в Израиль, еще раз подчеркивают тесное сотрудничество Украины и Израиля в торговли, включая торговлю оружием, космической области, энергетике  и др. Стороны обсуждают участие Израиля в газовых разработках с Украиной в контексте того, что в Израиле, по сообщению 17 октября с.г. компании «Ям Тетис», газ из одноименного месторождения, который она поставляет Электрической компании Израиля, заканчивается. Украина готовятся подписать до конца 2011 года соглашение с Израилем о Зоне свободной торговли в контексте приобретения израильскими миллиардерами стратегически важных аэропортов Украины в Виннице, Черкассах, Севастополе, Одессе, и иных стратегических объектов (к примеру, намерение олигарха Игоря Коломойского приобрести активы г. Севастополь), что свидетельствует об особой роли, отводимой Украине Израилем.
По данным из конфиденциальных источников, Израиль и Украина договорились развивать сотрудничество в создании новой ракетно-космической техники. Обсуждается возможность совместной разработки и создания спутников дистанционного зондирования Земли и спутников связи, а также модернизация израильских ракет-носителей «Шавит» с целью увеличения их энергетики, а также наработки возможностей по разработке пусковых ракетно-космических комплексов авиационного базирования. Наряду с заявлениями руководителей Израиля о готовности Израиля нанести удар по Ирану, это свидетельствует о запланированном нападении правительства Нетаниягу на Иран к концу 2011 года. В этой связи интересно особо подчеркнуть, что в последние месяцы 2011 года Греция, которая заключила с Израилем пакт о взаимной обороне, прекратила закупки российских и казахских углеводородов и сделала ставку на иранскую нефть, несмотря на то, что Иран находится в черном списке из-за «ядерной программы».
Взрывоопасная ситуации на Ближнем востоке и Каспии (прежде всего, Нагорный Карабах), заявления руководителей Израиля об атаке на Иран свидетельствуют о том, что к Рождеству Израиль нанесет самостоятельный удар по Ирану. Нападение может произойти и в связи с тем, что Президент США Барак Обама не контролирует Израиль, поскольку у него нет влияния на премьер-министра Израиля Нетаниягу, который вместе с министром обороны Израиля Эхудом Бараком намереваются провести самостоятельную военную операцию, которая может привести и к ответному удару иранцев в Афганистане, что повлечет вмешательство США и союзников в войну в регионе, с непредсказуемыми последствиями.
В этом контексте важно отметить, что после пробного бурения Noble Energy на "Блоке №12" члены турецкого правительства, включая премьер-министра Эрдогана, выступили с угрозами в адрес Никосии, предупредив греков-киприотов, что в случае, если те не откажутся от разработки газовых месторождений, Турция снова направит туда свои ВМС. После договоренностей  Турции с Северным Кипром относительно проведения геолого-разведывательных работ на шельфе турецкой части острова, достигнутых в сентябре с.г., исследовательское судно Koka Piri Reis, сопровождаемое эсминцами, торпедными катерами и подлодкой, в течение нескольких дней пребывало в 45 км от буровой платформы Noble Energy на "Блоке №12". Приняв на себя защиту ливанских интересов, Турция автоматически получает поддержку большей части арабского мира и внерегиональных держав, не испытывающих симпатий к Израилю. При этом, Турция, обеспечивая восточный фланг НАТО, проводит сложную многоходовую игру, с втягиванием в нее как стран Ближнего Востока, так и мировых игроков. В этой связи показательно, что 17 ноября с.г. натовская Турция и пронатовский Азербайджан заявили об изучении возможности строительства нового газопровода «Транс Анадолу». Как сообщает AnadoluAjans, президент Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR), выступая на Международном Черноморском энергетическом форуме, отметил, что проект является составной частью «Южного газового коридора», лоббируемого США, НАТО и ЕС. Напомним, что одним из основних поставщиков оружия в Азербайджан в обмен на энергоресурсы является Украина, которая, не будучи формально членом НАТО, фактически участвует в обеспечении энергобезопасности глобальних проектов США, НАТО и транзитних поставок нефти по схемам замещения своп в Европу и США.
В связи с изложенным, газовым компаниям РФ следует взвесить все факторы и возможные угрозы при потенциальном предоставлении России Израилем права на разведку и эксплуатацию месторождений на спорных территориях Средиземноморского шельфа, с учетом как заявлений руководителей  Ирана о поддержке Ливана в разработке месторождения полезных ископаемых на шельфе Средиземного моря, так и заявленной поддержки позиции Ливана по вопросу спорных территорий указанного шельфа Соединенными Штатами Америки. России целесообразнее отказаться в настоящее время от разработки «Блока -12», в контексте блокады Кипра Турцией и нагнетании обстановки Изриалем, глубоко и всесторонне изучив целесообразность получения лицензий двух других месторождений участка в рамках конкурса, который власти Кипра намерены организовать в 2012 году, когда в большей степени прояснится ситуация с озвученными военными операциями Израиля в регионе, а также накаленной ситуации на Каспии.
За глобальной перестройкой Ближнего Востока, Средиземноморья и Каспия стоят конкретные интересы США по установлению контроля над новыми нефтегазовыми  месторождениями на оспариваемых территориях, далеко не всегда совпадающие сегодня с интересами Израиля, а эксплуатация крупных нефтегазовых месторождений  будет иметь "глобальные последствия" – положительные и отрицательные, когда Израиль, пытаясь превратиться в "энергетического экспортера" получит  "самый драматический эффект" не только для его экономики.  В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:20—41:26), а согласно Книге Псалмов, Бог поразит ветхозаветного Змия Левиафана в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). Создание нефтегазового Левиафана современным Израилем грозит ему судьбой мифического персонажа.