Слепая муза вдохновенья

Наташа Лазарева
«Слепая муза вдохновенья» – так называлась одна из моих статей о необычному питерском художнике, профессиональном непрофессионале (не имея диплома, всю жизнь работал художником).


Надо долго вспоминать, как я познакомилась с Олегом Зиновьевым. Кто мне дал его телефон, когда я занималась выставками в доме культуры?
Куратором была самодеятельным. Не училась этому, не знала, как это делается, всё нарабатывалось методом проб и ошибок. Сначала делала  выставки детей, занимающихся в кружках дома культуры, потом стала привлекать друзей и знакомых (Подруга Аня как явление класса Уникум http://www.proza.ru/2011/08/14/1224), через несколько лет у меня выставлялись художники из-за рубежа и проводились выставки из городских музейных фондов.
Экспозиции менялись ежемесячно, выставок было по 3-4 каждый месяц – на разных площадях (зал, стенды, витрины). Планы составляла за год. Но, иногда случались срывы. Как раз в такой форс-мажор меня выручил слепой художник.

К ДК подали автобус для поездки к некоему художнику-инвалиду, для доставки картин на выставку, посвящённую Дню инвалидов. И тут звонит этот живописец и сообщает, что наш дом культуры для него – фигня на постном масле, а он сейчас отдаёт свои работы в престижный выставочный зал. Я в шоке. Директор в негодовании. Мы ждём высоких гостей, нам выделили денег на транспорт, а художник отказался от сотрудничества. Кто виноват? Куратор, естественно.
Я выслушала начальство, раскрыла записную книжечку и нашла номер с пометкой «слепой художник». Олег Ефимович сразу же сказал: «Да» и спросил: «Когда нужны работы?» - «Через полчаса» - «Приезжайте».

Я могла ожидать чего угодно, потому что не знала, что могу увидеть.
Выставку назвали «До и После». Впервые художник дал свои картины, которые писал до того, как полностью ослеп. Зал разделили на две части. Одна стена – картины «До», вторая – «После». Витрины в коридоре заняли скульптуры из глины, дерева, мыльного камня. Выставка получилась потрясающей, фантастической, великолепной! А незрячий гений ещё согласился на встречу с посетителями и провёл мастер-класс, на котором все увидели, как он рисует.

Когда монтировала выставку, позвонил тот, чьи работы мы ждали с утра, и сообщил: «Ну, ладно, я согласен! Где ваш автобус?» Я ответила: «Извините, но у нас уже идёт другая выставка». Он заорал: «Что значит – другая?! По планам у вас сегодня должен выставляться я!» Я объяснила: «Понимаете, дом культуры работает не на Вас, а для вас, как и для других людей. Вы были в планах, но отказались. А у нас по плану – выставка. И очередь из желающих представить свои работы. Можете приехать, посмотреть, оставить запись в книге отзывов». Дальше было горе. Типа Федориного. Невиденный мной знаменитый творец вопил как базарная торговка, угрожая дойти до президента, перезванивал, меняя голос, представлялся представителем мэра и интересовался, когда открытие выставки такого-то великого пейзажиста, снова перезванивал, крыл матом, снова перезванивал, снова… Уставшая от его выходок администрация попросила договориться с ним полюбовно. Я предложила ему сделать выставку в свободное время, в мае, то есть, через полгода. Через полгода история повторилась. Затем он снова стал просить выставиться. Я согласилась и внесла в планы на сентябрь совсем других претендентов, потому что поняла – человек невменяем. Конечно же, в сентябре он снова отказался, ругая наш ДК и хвалясь своей востребованностью, а через день снова вопил о том, что его оскорбили, и что он уже везёт свои картины к нам и требует места.

Ну, а Олег Ефимович выставлял свои работы у нас ещё несколько раз и принял активное участие в Фестивале мастеров и любителей классического силуэта, в 2007 году. Потому что  раньше работал на студии мультипликации и делал мультфильмы как раз из бумаги. Память рук осталась.

Его работы занимали почётные места на всех фестивальных выставках, а сам художник охотно демонстрировал, как он вырезает из чёрной бумаги силуэты. Мне на память достался силуэт «Слепой музыкант».

Описывая эти события, стала искать в сети информацию (свои статьи не сохранила, т.к. за три года дважды переезжала, а народная молва приравнивает два переезда к полноценному пожару – у меня вообще мало чего сохранилось) и нашла забавную публикацию. Вот выдержка: «Чтобы создать силуэт из черной бумаги, Олег изобрел специальный инструмент. Уникальное устройство выглядит очень просто. Изготовить его может даже ребенок. Картонка в виде рамки и прикрепленная к ней линейка помогают незрячему ориентироваться на бумаге».
Бред!
Рамка помогает ориентироваться при рисовании карандашом! Она служит ограничителем поля листа, которое художник не видит, а только чувствует кожей. Олег Николаевич на всех своих выставках так рисует для публики, неизменно поражая зрителей.
На фестивале силуэтистов Зиновьев спокойно сидел и ножницами вырезал картинки, тут же раздавая их гостям и участникам.


Олег родился в Ленинграде в 1937 году и пережил блокаду.
Рисовал с детства. Кисточек не было, но была кошка, пушистый хвост которой служил материалом для кисточек.
Академического образования не получил по медицинским показаниям – терять зрение начал после войны. Сначала работал художником на ЛФЗ, затем – 30 лет мультипликатором на телевидении. Для того, чтобы работать художником, наизусть выучил таблицу для проверки зрения, иначе его никуда не брали.
В 1991 году – инвалидность по зрению, I группа. Полностью ослеп. А, потеряв зрение, посвятил себя искусству, стал активно выставляться, вступил в Союз художников.

Акварель Олега Ефимовича оказалась единственной работой, представлявшей Россию на международной выставке незрячих художников в Шотландии.




На фото: силуэт «Слепой музыкант», дорогой для меня подарок от Олега Ефимовича.