КинОкрошка. Трилогия о Камо. Легенда наших отцов

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка


Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО


«Лично известен» (1957)
Другое название: «Камо»
Приз ВКФ-1959 (Киев)

Режиссеры: Григорий Баласанян, Эразм Карамян, Степан Кеворков
Сценарист: Марк Максимов
Операторы: Артем Джалалян, Иван Дилдарян
Композитор: Арно Бабаджанян
Художник: Петр Бейтнер

Производство: Арменфильм (СССР)

В ролях: Гурген (Георгий) Тонунц, Борис Смирнов, Мария Пастухова, Ваган Багратуни, Ваче Багратуни, Вагарш Вагаршян, Гурген Ген, Арчил Гомиашвили, Кахи Кавсадзе, Артем Карапетян, Акакий (Како) Кванталиани, Петр Малек, Давид Малян, Афрасияб Мамедов, Ашот Нерсесян, Грачья Нерсесян, Ж. Овнатанян, Вахтанг Пирцхалава, Борис Свобода, Константин Скоробогатов.

Прошло лет 30 с гаком с последнего просмотра. В детстве нравился. Играли во дворе и в Камо*.
Но с годами былые ореолы, подчас, сползают как пена. Начиная просмотр, пребывал в несколько настороженном ожидании: "Ну-те’с-ка, товарищи "эксы", как проймете взрослого?"...

И не лукавя: с учетом, что фильм 55-летней давности без «той» идеологии просто не прошел бы, идеология здесь - дело десятое.
 
Этакий сов-истерн мог смело конкурировать с лучшими вестернами США.

Прекрасен Гурген Тонунц - "Дата Туташхиа с партбилетом" (без партбилета тогда бы не показали). Красавец почти саженного роста - больше, чем подпольщик, просто джигит, абраг, Робин Гуд армянский, примеривший красный революционный башлык.

Если еще скостить малость "тенденциозную пылкость", то фильм на все времена. Впрочем, пылкость для джигита - не в новинку, и, значит, опять же извинительна и вне времени.

Смотрится и сегодня отличнейше. Продолжу знакомство с трилогией.

* Камо - партийный псевдоним Симона Тер-Петросяна (1882-1922).

«Кино-Театр.Ру», 25.06.2010 17:57


«Чрезвычайное поручение» (1965)

Режиссеры: Степан Кеворков, Эразм Карамян
Сценарист: Константин Исаев
Оператор: Артем Джалалян
Композитор: Эдгар Оганесян

Производство: Арменфильм (СССР)


В ролях: Гурген (Георгий) Тонунц, Борис Чирков, Анатолий Фалькович, Алексей Бахарь, Эльза Леждей, Семён Соколовский, Владимир Кенигсон, Владимир Дружников, Нина Шацкая, Тристан Квелаидзе, Нина Алисова, Владимир Гуляев, Владлен Давыдов, Сергей Карнович-Валуа, Леонид Кмит, Николай Кузьмин, Эммануил Геллер, Савелий Крамаров, Валентин Брылеев и др.

Ничуть не пожалел, что углубился в прокрутку всей трилогии. Чем дальше в лес, тем больше... грибов. И все ядреные «боровики да подосиновики».

2-й фильм на 10-летку взрослей и современней, мягче и тоньше иронический план. Приключенческая линия безукоризненна.

Уже по ходу вспомнил, как когда-то наши отцы хохотали над сценой, где Камо (все тот же бесподобный Гурген Тонунц) обставляет сперва в карты, а потом в меткости маузерной стрельбы Кривого, которого живописно и смачно "лепит" Владимир Кенигсон. А арбитром - мрачный лысак, "мозг" анархической банды в шикарной отделке Георгия Бударова. Даже ни разу не видав, можно догадаться, какая это фреска! Паратов Михалкова в подобной сцене - малость вторичен. На самом деле, если бы этот фильм не "забыли", подобные коронные эпизоды и сейчас бы котировались на уровне излюбленных сцен "Неуловимых", только чуток посерьезней.

А сколь мерзок Борис Чирков в ипостаси пожизненного шпика или его подручный Николай Кузьмин, он же Иван "божий человек"! Ледяной айсберг чистенького негодяйства – золотопогонный палач и фат Неледецкий (Владимир Дружников) опять же выше похвал.

По части подлости и коварства ему не уступит миледи контрреволюции - "актриса-стукачка" (Эльза Леждей).

В красоте же нет равных Оле, в смысле Нине Шацкой.

С детства помню редко экранизированного Георгия Плеханова, честного, спокойного и непреклонного перед посулами Савинкова. Отца российской социал-демокартии, если я верно разглядел, играет Сергей Карнович-Валуа.
Абсолютно на особинку, в пику эксцентрическим трактовкам, делает своего Бориса Савинкова Семен Соколовский. Его умный император террора - это безжалостный враг, исполненный собственного, а не карикатурного, достоинства.

Очень интересен в сериале Дзержинский  интерпретации Анатолия Фальковича. Впрочем, на одних эпизодах тут звезд насажено, как шишек на Кремлевской елке: Савелий Крамаров, Леонид Кмит, Владимир Гуляев, Эммануил Геллер, Виктор Колпаков, Нина Алисова, Арчил Гомиашвили, Леонид Пирогов...

Очень советую посмотреть этот фильм тем, кто уверен, что в забойных крутых боевиках мы слабинку дали Западу. Вот уж фигушки, плюс ко всему супермены наши были абсолютно реальные, не придуманные, исключительно даровитые и разносторонние, артистичные и обаятельные, то есть загадочные и харизматичные (народ, в смысле трудовой коллектив, их всамделишно обожал). Что Чапаев, что Буденный, что Фрунзе, что Котовский, что тот самый Камо, для своего времени и в конкретных условиях ничуть не уступающий Лоуренсу Аравийскому или Отто Скорцени.
Отменное кино. Осталась 3-я часть.

«Кино-Театр. Ру», 25.06.2010 21:22


«Последний подвиг Камо» (1973)

Режиссеры: Степан Кеворков, Григорий Мелик-Авакян
Сценаристы: Георгий Капралов, Семен Туманов
Операторы: Иван Дилдарян, Альберт Явурян
Композитор: Эдгар Оганесян
Художник: Рафаэль Бабаян

Производство: Арменфильм (СССР)

В ролях: Гурген (Георгий) Тонунц, Анатолий Фалькович, Ия Саввина, Гаруш Хажакян, Бабкен Нерсесян, Иван Ванян, София Девоян, Метаксия Симонян, Владимир Маренков, В. Белановский, Владимир Абаджян, Юрий Багинян и др.

Каждый нормальный человек с возрастом становится спокойней, взвешенней, в общем, мудрее… То же с нормальным кино. По сравнению с первыми сериями трилогии о Камо заключительная часть, действительно, кажется слишком спокойной (не путать с «безмятежной»). Здесь уже нет ультрареволюционной экспрессивности и праздничной плакатности 50-х («Лично известен»), но нет и экспансивной афористичности с хрестоматийным изяществом 60-х («Чрезвычайное поручение»). Почти нету киношной пылкости, экзальтированности и эмоциональности. Все реалистичней, сдержанней, будничней, обдумчивей, правдивей, то есть, попросту говоря, застойней. Так и на календаре – 1973-й.
Нет, этот фильм очень хорош. Но я бы его поставил третьим, коим он и состоит согласно хронологии!

«Кино-Театр. Ру», 9.07.2010 23:09

Далее, дабы не завязать в «заезженных контрах» тех, кто судит Героев на свой аршин (чаще  вершок) и клинически ненавидит все, связанное с Советской властью, даже, если при ней родился и получил бесплатно университетское образование с квартирой, привожу последовавшие ярлыки, свои ответы и отзывы на то и другое («не лести ради», всего лишь по факту и по сути):

№ 9   Лев  (Крымский район)  11.07.2010 12:40

По большому счету Камо был гопником, который брал кассу на гоп-стоп. Т.е руководитель бандитской группировкина Кавказе.В наше время наверняка был "в законе")))))))))

№ 10   Владимир Плотников  (Самара)  11.07.2010 14:07

А что, "Овода" слабо приобщить туда же? Без нравственного разбору, без попытки понимания причин и, главное, «больших разниц». И Дату Туташхиа, и реальных "разбойников", можно сказать, "крутейших гангстеров": князя Кропоткина, Дольчино, Мюнцера, Спартака…

И какого черта затрудняться и углубляться по поводу того, что тот же Камо себе не брал ни копейки! Что это был интеллектуал и универсал, в отличие... Камо был, перво-наперво, революционный идеалист. И уже, во-вторых, убежденный спецагент, но от партии большевиков. И поступал, как все разведчики-спецагенты, которые совершают далеко не всегда законные акты (что не новость: власть во все времена творит таких актов не в пример больше, облапошивая и даже истребляя целые нации). Потом, когда ВКП (Б) стала легально-правящей, ее вполне законным (без вопросов) агентом стал уже разведчик Исаев (Штирлиц), тоже, по логике кой-кого, гопстопник, не говоря про реального же Кузнецова или Зорге.

Понятно, проще мерить "по понятиям", с верхотуры, но, увы, не высоты мудрых лет. Зачем вникать в суть истории и психологии? Руби, пили и клей то, что видишь.
 
И плевать, что Камо "воров в законе" элементарно «разводил» (вы б, прежде чем, распальцовывать, кино б посмотрели). А если б исчо читали "за революцию", знали б, что "политические"  держались – и железно - особняком от "блатных", не опускаясь до их дешевых понятий.

Современный гопстопник и гений конспирации... Камо. Ну, уподобили!

Кстати, а Кромвель и Наполеон с их революционными генералами кем были на противоходе-то собственным законным монархам? А ими гоп-стопорились целые страны и даже Европы... А обоих числят в национальных героях и даже гениях. Ворами (пусть и "в законе"), язык уж точно ни у кого не подымется облаять. Но это у них - в Англиях и Франциях.

Хотя об чем речь-то? Помешанные на деньгах и на "понятиях" не поверят (просто не поймут), что даже в наше время далеко не все купились на поганое "бабло" и, более того, что подавляющее большинство великих открытий, произведений, идей, свершений делались не ради гонорара и статуса, а как раз вопреки им - ценой риска, здоровья, свободы и даже собственной жизни... Камо был из таких самых идеалистов.
 
И если даже нам не по вкусу большевики, не стоит задевать тех из них, кто счел бы высшим оскорблением обвинение в корысти и причисление себя к ворам.
 
Да уж, через 90 лет после гибели супермена развелось смельчаков погадить на его репутацию. Клянусь, много б дал, чтоб посмотреть на таковых с товарищем Камо тет-а-тет: «Ты, Тер-Петросян, погрелся на эксах. Бандюк ты, брателло, и жулик»…
 

№ 11   Камо  (Тамбов)  11.07.2010 15:58

выкрики некоторых "постотворцев" здешних по поводу Камо мелочны и жалки потому что не дай бог вернись лидер подобный И.В.Сталину так они первые крикнут "Интернационал",это они в советское время были комсоргами получали возможность сделать карьеру и прославиться в той стране ,то же время они же и обгаживают теперь,как хамелионы будут меняться и с приходом другой власти.


№ 12   евгений. з.  (одесса)  6.11.2010 04:54

Большое спасибо,В.Плотникову за трезвую не зазомбированную оценку истории. можно обвинять большевиков(часть) в методах , но "вешать" на них корыстолюбие? ВИдимо многим тяжело представить,что людьми может двигать идея, не матерьяльная заинтересованность.


№ 13   А.И.  (Петербург)  20.11.2010 22:04

И от меня спасибо Владимиру Плотникову (Самара).

В посте от 9.07.2010 меня поразили краткость и точность характеристики трёх серий о Камо.

Причём вне фильмов о Камо. По моему это великолепное описание изменения атмосферы сов. кино 50-60-70х гг.

Спасибо, Владимир.
сообщение было отредактировано в 22:05


Кадр из фильма "Чрезвычайное поручение": Камо (Гурген Тонунц) "разводит" вожака анархистов (Георгий Бударов)