Тяжело в ученье?

Проскуряков Владимир
«Для работающих подростков… установлена сокращенная рабочая неделя, составляющая 24 часа для лиц, не достигших 16 лет… В возрасте от 14 до 16 лет продолжительность… времени, свободного от работы, должна составлять не менее 14 последовательных часов…»
      (Из комментария к ст. 268 Трудового Кодекса РФ)
               
       Прочтешь – и больно становится… Нет, не за работающих подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Слава Богу, при всем несовершенстве российского законодательства охрана труда, как и охрана здоровья работающих несовершеннолетних, в наших законах прописана неплохо. Считаем:  24 часа в пятидневку – это менее 5 часов работы в день. Причем, не изнуряющего, каторжного, ведь нормы физических нагрузок законом тоже установлены. 14 часов отдыха подряд – это нормальный восьмичасовой ночной сон да еще целых 6 (шесть!) часов досуга.
      А ну-ка, позавидуй черной завистью, школьник того же возраста! У тебя, как минимум, шесть часов в школе, пара часов в учреждении дополнительного образования (это по интересам – музыка, танцы, живопись, спорт и пр.). А вечером вместо досуга - еще и домашнее задание…
    Странно как-то получается! При всем многообразии нормативных документов по организации школьного образования законодатель, кажется, так и не удосужился установить ежедневные предельные нормы рабочих часов для школьников. Именно рабочих - я не оговорился. Учеба – это тяжелый умственный, интеллектуальный труд. И нормы этого труда должны быть установлены и дифференцированы с учетом возраста детей, должны учитывать и объемы учебных программ, и примерные объемы домашних заданий. Вот тогда можно реально вести речь о заботе государства об охране здоровья школьников. Впрочем, может быть, автор плохо знает действующее законодательство? Вполне возможно, что где-то в дебрях указаний, распоряжений и инструктивных писем Минобразования с неведомых пор пылятся означенные нормы, прописанные настолько мелкими буковками, что ни одна подчиненная министерству структура, ни один директор школы не собирался и не собирается их исполнять.
      Нет, шалишь! Не пропишет Министерство такие нормы, потому что они оставят без зарплаты учителя. Тогда сокращение часов придется компенсировать увеличением зарплаты учителя за каждый отработанный час, а сегодня родное государство не может позволить себе такую роскошь. Вот и получается – паши, учитель, целый день за гроши, благо предмет твоего труда, твои ученики, будет в твоем распоряжении столько, сколько предусматривает твоя педагогическая нагрузка. А у тебя, учитель, кроме учебных часов, и методическая работа, и новомодные образовательные эксперименты (О, бедные дети!). А без экспериментов нынче никак нельзя. Эксперименты – это гранты. А гранты – это особо изощренная форма выборочного финансирования образовательных учреждений на  фоне общей нехватки в бюджете средств на образование.
      Поставив детей в условия, когда выдержать установленные системой нагрузки могут либо слишком умные и организованные из них, либо слишком хитрые, школа делит их на «нормальных» и «не очень…». Нормальные – это те, которых я только что перечислил. Которые «не очень» - подлежат «коррекции». А может быть, коррекции подлежат те мудрецы от образования, которые спокойно делят учащихся на умных и дебилов? Нет, те же мудрецы придумали шаблон в виде единого госэкзамена, чтобы весь мир поверил, что у нас в каком-нибудь Старом Перепелкине детей учат ничуть не хуже, чем в элитном московском лицее. Кому втираем ?!
      Может, лучше открыто признать, что далеко не каждый из наших учащихся достойно, в полном соответствии со своим объемом знаний, а не с объемом папиного бумажника, поступает в вуз! А если так, то не лучше ли ввести базовые программы обучения для простых смертных, которые не собираются в МГИМО, и углубленные, профилированные программы обучения для вундеркиндов. Простите автора за серость, но не может он понять, зачем восьмикласснику, который нацелился на профессию автослесаря или электрика, алгебраическая формула длиной в восемнадцать сантиметров! Зато продвинутые смогут по-настоящему углубленно, не отвлекаясь на второстепенные программы, изучать полюбившиеся дисциплины.
     Нередко, знакомясь с биографиями известных всему миру людей, можно прочесть:  «… он изучал философию (историю, математику) в Кембридже (Сорбонне)». Это во всем остальном мире можно в колледже или университете изучать конкретную дисциплину, но не у нас. У нас не изучают науки – у нас заканчивают факультеты. Каждый факультет – со своим набором учебных дисциплин, как нужных, так и ненужных. Как комплексный обед в столовке!
Говорят, мечтать не вредно…  Вот и автор мечтает, что когда-нибудь наступит время, и его внук в рамках средней школы с увлечением будет изучать, скажем, историю, а потом продолжит это изучение в высшей школе. И при этом он не будет чувствовать себя неучем из-за того, что не знает ничего из органической химии.