Постсоветские евреи избегают Израиля

Петр Иванов 7
Почему они едут в Германию, а не Израиль?

Матвеев Владимир Иванович, Киев

 Серьезные "многослойные" проблемы в Израиле в самой еврейской среде вызывают рост настроений и "русскую" еврейскую иммиграцию в Германию

 Встречи со многими евреями возле Посольства Германии в Киеве и других еврейских центрах и организациях иллюстрируют мотивацию их иммиграции в Германию, а не Израиль, несмотря на опасения и чувства, связанные с трагедией Холокоста. Так, все ли так хорошо в современном Израиле для самих евреев?

 Билинсон Семен Шаевич (69 лет), галахический еврей, иммигрировал два года тому назад в Германию по еврейской эмиграции с женой Раисой Григорьевной (63 года), неееврейкой. Родился и жил до эмиграции в Житомире, где проработал до выхода на пенсию рабочим на литейном производстве. "В Израиль не эмигрировали, потому что у меня жена русская, и мне сказали, что мы там не будем жить хорошо", - сказал Билингсон. "Живем вместе с женой в земле Юстернберг, Штутгарт. Я посещаю синагогу. Я доволен в Германии всем. Недавно нам предоставили двухкомнатную квартиру", - сказал Семен. "Большую роль в выборе страны эмиграции сыграла социальная помощь, предоставляемая по еврейской эмиграции в Германии. В Германии я почувствовал себя человеком", - сказал Билингсон. Семен приехал в Украину, чтобы пригласить на ПМЖ в Германию своего сына Ивана (18 лет), который работает в Житомире сварщиком. "Я очень хочу эмигрировать в Германию, поскольку не вижу перспектив хорошей жизни в Украине. К тому же там живет мой отец и предоставляется достойная социальная помощь", - сказал Иван.

 Многие потенциальные эмигранты в Германию стесняются говорить открыто. Так, Фаина, пенсионерка из Киева, сказала, что хочет воссоединиться в Германии со своей дочерью. "Привлекает то, что Германия предоставляет еврейским эмигрантам хорошую социальную помощь", - сказала Фаина.

 Александр, еврей из Киева (примерно 50-55 лет) и его неееврейская жена собираются эмигрировать в Германию. "Я уже был в Израиле. Мне там нечего делать с моей женой. В Украине в ближайшее время перспектив для себя я не вижу. Германия более цивилизованная страна, чем Израиль. Меня очень привлекает хорошая социальная помощь, предоставляемая в Германии", - сказал Александр.

 Еврейка из Кривого Рога Елена (24 года) собирается эмигрировать в Германию вместе со своим мужем-украинцем. Елена работает уборщицей. "По сравнению с Израилем, в Германии меня очень привлекает предоставляемая социальная помощь и жилье", - сказала Елена.

 Алексей Ильющенко, украинец (30 лет), харьковчанин. Собирается эмигрировать в Германию со своей женой-еврейкой Александрой (в девичестве – Гехтман) по еврейской эмиграции. Александра работает сотрудницей еврейского Хеседа в Харькове. "В Израиль отказались эмигрировать из-за боязни терактов", - сказал Алексей.

 Супружеская пара Мусориных из Львова приехала в посольство Германии в Киеве забирать визы. Оба – галахические евреи. Будут жить в земле Гессен. Прадедушка Брониславы Мусориной (девичья фамилия Каплун) (53 года) был хасидским раввином в Каменец-Подольске. Бронислава – безработная, а Михаил (57 лет) работает в коммерческой фирме.

 "Решили эмигрировать в Германию, поскольку наша дочь, которая живет уже несколько лет в Израиле, сообщила нам о плохом отношении местных жителей к эмигрантам из бывшего советского союза", - рассказала Бронислава.

 "Эмигрирую в Германию потому, что там хорошая социальная помощь. В Украине плохое экономическое положение. Немалую роль в выборе страны сыграло и то, что к нам формально, бюрократически отнеслись в некоторых еврейских, израильских организациях Львова", - сказал Михаил. "Насколько мне известно, в Израиле не только к нашей дочери относятся плохо, а и к большинству "русских евреев", - добавил Михаил.

 София и Александр Топорковы приехали в посольство Германии из Чернигова. София, еврейка по маме (62 года), работала в черниговском магазине продавцом. Ее муж Александр (61 год) – русский - работал несколько лет "нелегалом" в Израиле. "Мы - малообеспеченная семья, и меня очень привлекает предоставляемая в Германии социальная помощь и жилье. К тому же, у меня плохое здоровье, и я боюсь, что не выдержу климата Израиля", - сказала София Топоркова. "В Израиле существуют проблемы с жильем", - добавил Александр, конфединциально добавив, что ему далеко не понравилось отношение многих местных израильтян и ортодоксов к "русским евреям".

 Киев