Ирина Каренина Минск, Беларусь

Литературный журнал «Контрабанда»
 Поэзия с плюсом
 
Подробности

А давайте поговорим о Вологде. Любопытнейший город. Литература в нем цветет пышным цветом. Весь прошлый век цвела и сейчас продолжает, хоть широкому читателю это, быть может, и не особо известно. Стало быть, просветимся все вместе, дружненько.

Так вот, Вологда. Прелестнейшее место, чтобы вы знали. Попала я туда – после долгих дружеских зазывов – впервые осенью этого года. Причем, попала сразу после Петербурга. Причем, и в Петербурге, и в Вологде были у нас сотоварищи литературные вечера, где читались стишки. И что до Вологды, то контраст с Северной Пальмирой разительный. Будем честны: нигде стихи так не любят, как в Вологде, и нигде так хорошо не принимают нашего брата-рифмоплета. Больше того (сейчас страшное скажу и неправдоподобное) жители Вологды платят деньги за билеты на поэтические вечера. Что по нынешним российским реалиям вообще фантастическая фантастика.

Россия – страна, к литературе предрасположенная до патологии. Но Вологда в некотором смысле побивает все рекорды этой предрасположенности. И если от памятника коню (народное название памятника К.Батюшкову) пройти до памятника водопроводчику (народное название памятника Н.Рубцову) или двинуться немного в другую сторону и упереться аккурат в дом В.Шаламова, то все как-то встает на свои места и вопросов, а почему так, уже не возникает. А потому что гладиолус. Вернее, потому что Вологда.

Публика здесь чудесная. Верите-нет, но на литературные вечера в Вологде ходят не только литераторы. Нет, что вы. Ходят просто местные интеллигенты, музыканты разные, художники. И, верите-нет, но эти не-литераторы решительно всё понимают, что вы им читаете. В Вологде даже бедолага капитан Лебядкин со своими виршами почувствовал бы себя гением и оттаял бы от читательской чуткости. Словом, место для поэта – райское и ангельское. Приезжайте – не заобижают.

Итак, литературоцентричность вкупе с живым и неравнодушным читателем приводят к тому, что Вологда для каждого, проходящего по ведомству Аполлона, кому довелось в эти места попасть, становится эдаким N-ским треугольником, который не обойти и не объехать, даже если очень захотеть, – а вам не захочется. Недаром про одного кочевого литератора суровой внешности ходит острота, что, даже если он соберется ехать в Африку (что вполне может быть), то и туда он поедет непременно через Вологду (что обязательно будет).

Если Бермудский треугольник, по Высоцкому, незакрытый пуп Земли, то Вологда – один из центральных пупов современной нашей литературы (что поделать, литература у нас многопупковая), опять же, у ряда авторитетных исследователей античности есть подозрение, что Пегас, тарабаня своими божественными копытами по чему ни попадя, созданием одной Иппокрены не ограничился, и в Вологде с давних времен тоже какой-то такой источник секретно протекает. Оттого и памятник коню, замаскированный под памятник Батюшкову, а крылья не изваяли исключительно в целях конспирации. И оттого же случается в благословенном этом городе много интересного по муз-аполлонно-орфеевой части с привлечением разного рода минерв и марсиев во всем многообразии их российской (и не только) прописки. Кожу, по счастью, живьем ни с кого не сдирают – вологжане добронравны, не то что вам древнегреческие героические мужи, те как раз могли бы.

Это было длинное вступление (да и вообще, данный текст представляет собой панегирик Вологде, таковым и прошу его считать), призванное привлечь внимание к одному из событий, не так давно всколыхнувших наши поэтические массы и направивших их на север, как гусей перелетных. Это я о фестивале «Плюсовая поэзия», собственно. 5-м по счету, кажется. Так вот, в первой декаде нынешнего ноября современная российская литература медленно, но неуклонно сползалась в Вологду. К сожалению, сползлась не вся, которую бы хотелось лицезреть, а некоторая так лучше бы и не сползалась вовсе, но, тем не менее, было интересно и весело.

Что такое среднестатистический литературный фестиваль в наше бурное время? Это, как правило, сборище литераторов сомнительных достоинств и сомнительной трезвости. В случае же с Вологдой, как всегда, все выходит наособицу: и литераторы были по преимуществу достойные, и трезвость большинства из них внушала уважение (по крайней мере, на ногах держались твердо, с песнями по полу не плавали, и голос тоже не дрожал). Также по мероприятиям перемещались стайкой литературные дети, поэтому матерщины в стихах не было, что особенно радостно.

Организаторы же приятнейшего этого дела – Ната Сучкова, Елена Волкова и Мария Суворова – суть дамы самоотверженные и героические, эпической выносливости и стрессоустойчивости. Три дня разнообразных мероприятий на четырех площадках, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, чтения, презентации – а наши красотки сохраняли персиковый цвет лица и радостные улыбки. Несмотря на вечерние посиделки в кафе с поэтическими товарищами, приехавшими поразвлечь себя, коллег и публику. Словом, этим трем харитам должен быть изваян памятник соответствующей художественной направленности, чем администрации Вологды предлагается заняться немедленно. Или хоть мемориальную доску где-нибудь пускай повесят, что ли.

Чтения радовали и радовали – презентация новой книги стихов Наты Сучковой под названием «Деревенская проза» прошла на ура, отстрелялись Герман Власов с «Определением снега» (таки снег был определен) и Всеволод Константинов, Александр Переверзин представил книгу покойного Сергея Королева, очаровательный Михаил Айзенберг провел мастер-класс для молодых поэтов вместе с Марией Марковой, а затем на собственном вечере трепетно и мягко читал чудные стихи. Словом, было чем восхититься, и мы были в восхищении. Тем более что незадолго до этого нас истерзал и измучил некий чудовищно демагогический вечно юный критик с кошмарными мечтами о новой литературной иерархии с собой любимым во главе. Корпорация монстров, право слово. Мой ребенок, у которого от этих речей уши вяли, в это время читал Книгу рекордов Гиннеса и предлагал ущемить критика прищепками, как одного рекордсмена.

На вечере товарищества поэтов «Сибирский тракт» отметились практически все почетные гости фестиваля, в том числе Евгения Вежлян, известная как критик и приятно удивившая серьезными и сильными стихами. Какие еще свежие сплетни? Андрея Пермякова объявили почетным вологжанином, меня, впрочем, тоже приписали к местному литературному салону, а я и радуюсь. Есть, чему порадоваться, право слово, ведь в Вологду мы непременно еще вернемся. А вологодским фестивалям – пять, пять с плюсом.

 


   


Рецензии
Сердечно Вас благодарю. Рад, что вижу Вас на своих стр.
Смеюсь, но я именно в Вологде. НАЕЗДОМ.
Добра Вам и счастья.

Иван Кожемяко 3   29.04.2019 12:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.