Курсы сценаристов

Таисия Фоменко
  Вот и  пришло моё время уходить на пенсию, и я, конечно, не обрадовалась возможности остаться без дела. Но годы берут своё, и деваться некуда.  Всю жизнь копила знания и вдруг они оказались никому не нужны. Как-то не укладывается  в голове. Мне ещё до сих пор снится сон, что завтра идти на защиту диплома, а у меня что-то не доделано, и я просыпаюсь в холодном поту. Но, слава Богу, это сон. С дипломом у меня всё в порядке, в своё время я защитила его с отличием.
  Вот и мой первый свободный пенсионный день.  Хожу я по дому без дела, спешить некуда, теперь домашние дела можно делать и завтра и послезавтра, а можно и совсем ничего  не делать. Мне не хотелось ничего делать, просто опускались руки от сознания, что я "выпала из обоймы". День оказался длиннее обычного, и вечер длиннее. Пришла ночь, но сон не приходил, уснула к утру и рано проснулась, спать не хотелось. Пока работала, я никогда не могла выспаться, всё были какие-то дела.  А теперь и сон пропал. Пришёл второй день моего сидения на пенсии. Мне казалось, что я уже год сижу без дела.  Я решила, что надо мне искать какое-то занятие.  Открыла интернет и случайно набрела на объявление, известный режиссёр набирает  группу на курсы сценаристов. Обрадовалась, это то, что мне надо. Может быть в этом новом деле я смогу использовать свои знания,  напишу интересный сценарий для фильма про строителей.
  Я всю жизнь занималась строительством и знаю много чего интересного, о чём можно рассказать людям. У меня прекрасная профессия, самая древняя на земле. Но её, как бы, и не замечают. Всё принимается, как должное. Восхищаются архитектурными памятниками, но редко вспоминают тех, кто их построил. В лучшем случае знают архитектора. Сегодня  тоже все хотят жить красиво, каждый хочет иметь квартиру или дом или дворец, каждый человек. Никто не живёт без крыши над головой, и все хотят работать в шикарном офисе или на современном заводе, или на современной фабрике, или в шикарном торговом центре. Хотят жить в красивых городах, где красивые парки и набережные, ходить в красивые театры, в шикарные рестораны, но редко кто знает, как и кем это создаётся. Надо суметь обо всём этом рассказать, я знаю, о чём надо рассказать, но не знаю, как это сделать. Вот так я сама себя вдохновила и позвонила на курсы, заплатила деньги и, буквально,  через два дня у нас начались занятия.
  Занятия проводились в офисном здании, в уютном зале для просмотра фильмов.  Я пришла к началу занятий, зал был почти заполнен,  на меня смотрели много симпатичных  молодых людей, но моих ровесников,  или, хотя бы людей среднего возраста среди них не было. Меня это ни сколько не смутило, я поздоровалась и села во втором ряду, поближе к столу, который стоял на невысокой сцене. В дверях показалась женщина среднего возраста с дорожной сумкой. Я обрадовалась и позвала её к себе. Она села рядом со мной, а следом за ней вошёл невысокий, щупленький мужчина лет шестидесяти, это и был наш преподаватель. Прежде всего, он всех нас перезнакомил, каждый вставал и кратенько рассказывал о себе. Публика оказалась самая разная. Кто-то уже работает в кино и захотел повысить свой профессиональный уровень, кто-то ещё студент и хочет прослушать курс у известного мастера, кто-то на телевидении, кто-то в журналистике.
  А моя соседка, к моему удивлению, тоже оказалась инженер-строитель.  Она сказала, что  приехала в Москву из Сочи, приехала специально прослушать курс.  Зовут её Полина.
  Лекция была очень насыщенная и познавательная. С преподавателем работали помощники, они ставили для просмотра фильмы и показывали нам частями, включали, выключали, уносили, приносили. Всё было чётко отлажено. Только часа через два объявили перерыв,  и мы смогли поговорить с Полиной.  Она прямо с аэропорта и нигде не остановилась, так вот вышло, после занятий поедет устраиваться в гостиницу. Я предложила ей остановиться у меня, особого комфорта я предложить не могла, у меня дома живёт собака, и соседство с собакой многим не нравится. Она обрадовалась моему предложению, сказала, что любит собак, да и вместе ездить нам будет веселее и надёжней, в чужом городе одной не совсем уютно. Мы с ней сразу нашли общий язык и почувствовали какую-то духовную близость и симпатию. На перерыве для нас всех накрыли стол и организовали чаепитие. На столе стояло три самовара, разовые стаканчики, заварка, сахар и печенье. Всё это было очень кстати, многие были иногородние и только с транспорта. Двое ребят были  из Киева, один из Калининграда,  несколько человек из Питера, прилетели специально послушать лекции. После чаепития занятия продолжились.
  От этих занятий у меня голова пошла кругом. Я думала, что написать сценарий может каждый, но оказалось, там столько всяких правил. Преподаватель показывал нам отрывки из известных фильмов и делал разбор техники и ситуаций по кадрам. Потом спрашивал у нас, что мы поняли из его рассказа, подымал некоторых слушателей и просил повторить то, что он нам рассказывал. Оказалось, что это тоже очень не просто.
  Я, когда смотрю фильм, проникаюсь содержанием и живу вместе с героями, если фильм интересный, забываю, что это фильм. Прихожу в себя только тогда, когда загорается свет в зале. И никогда не думала,  как этот фильм делали. Теперь я всю эту работу сценариста сравнила с работой проектировщика в строительстве. И там и здесь всё должно быть продумано до мелочей. Только в строительстве работает инженер, а сценарист, похоже, должен быть, прежде всего, психологом. Надо знать, как построить события, чтобы увлечь зрителя. И чем больше он нам рассказывал, тем больше мы, основная масса, ничего не понимали. Он приходил в ярость, говорил, что таких бездарей, как мы он никогда не видел, и начинал рассказывать всё сначала. Так закончился наш первый день занятий. Я была слегка подавлена своими неожиданными «успехами». 
  Приехали домой, собака нам несказанно обрадовалась, и мы пошли вдвоём её выгуливать, заодно показала Полине наши окрестности. Потом устроили праздничный ужин, у меня для такого случая была бутылка хорошего вина. Нам сразу стало хорошо, моё плохое настроение куда и делось. Мы перешли на «ты» и стали обращаться друг к другу по имени, хотя разница в возрасте у нас была очень приличная. Полина руководила большой строительной организацией,  и до пенсии ей было ещё очень далеко. А мне было приятно пообщаться с работающим человеком. О том, что я теперь буду сидеть на пенсии, мне было страшно вспоминать. А так, как мы обе строители, нам было о чём поговорить. Спать легли мы в одной комнате, выключили свет и ещё долго говорили.
  Следующий день занятий был такой же насыщенный, как и первый, и преподаватель был нами так же недоволен, как и в первый день. Но, несмотря на это, я уже кое-что начала понимать. Сценарий имеет структуру. В основе лежит идея. Идея утверждается через конфликт. Конфликт-всё то, что стоит на пути к цели. Драматическая ситуация - когда обстоятельства сильнее характера героя. Сценарий состоит из сцен. Сцены создают непрерывное течение. В каждой сцене должно быть желание, действие, конфликт, изменение. Драматическая перипетия-изменение состояния героя на противоположное. И ещё много чего. Мне было интересно всё узнавать. Полине занятия не понравились. Она сказала, что всё это она знает из книг, и не только то, о чём он рассказывал, но много важного и значимого. Об этом мы говорили с ней, пока ехали домой. Зашли в магазин, и Полина купила бутылку хорошего вина, я отговаривала её, у меня было  вино, но она настояла.
  Когда мы сели ужинать, она сказала, что это у нас прощальный ужин, завтра утром она улетит. Она не хочет тратить зря время. Она сказала мне: «Даша, я не просто хотела узнать, как написать сценарий, я это знаю. У меня особый случай. Я хочу написать сценарий для одного героя и действие в замкнутом пространстве. Вернее и действия никакого  не будет, будут только внутренние переживания. Я хотела узнать, как это показать зрителям, чтобы было всё понятно, но здесь я точно ничего не узнаю».
- Поля, а что это за случай, если не секрет?- спросила я.
- Я об этом никому не рассказывала, это было так давно, но всё, что было, осталось и живёт во мне, живёт внутри меня. Я, это мои две параллельные жизни, одна видимая для всех, другая - только для меня.  Когда я защитила диплом, мы с подружкой решили поехать на море в Сочи. До этого я никогда не была на море. Я окунулась первый раз, внутри у меня всё кричало: «Ура! Море! Настоящее!» И я поплыла. Плыла, пока стала уставать. Повернула назад, к берегу, а берег еле виден на горизонте.  Плыву, а такое чувство, что море уносит меня назад. Может быть, так и было. Меня обуял страх. Я представила, что подо мной бездна, у меня похолодело внутри, моё тело перестало меня слушаться. Но я изо всех сил старалась плыть к берегу. Я почувствовала свою ничтожность  перед стихией. Но мне не хотелось умирать, и я плыла и плыла. Вдруг я увидела человека, плывущего мне навстречу. Он быстро приближался. Вот он уже рядом. Моё первое желание было крепко зацепиться за него руками. Он это понял и спокойно сказал мне, чтобы я перевернулась на спину, а он поддержит меня, и я смогу полежать, отдохнуть. Я так и сделала, я поверила ему. Совсем близко я увидела его рыжие глаза. Я отдохнула, и мы поплыли вместе. Страх отпустил меня, а берег начал приближаться. На берег мы вышли далеко от того места, где ждала меня подруга. Парня звали Коля. Мы три дня с ним не расставались. За эти три дня мне показалось, что я растворилась в нём. Каждая клеточка его тела была дорога мне. Я хотела смотреть только на него, я хотела видеть только его. Мне казалось, что я обрела счастье, и оно будет длиться вечно. Но вечером третьего дня он сказал мне, что завтра на рассвете  улетает, и мы сможем увидеться через три месяца. Он военный лётчик, ему предстоит трудный и почётный полет, пока он не может сказать больше. Если всё будет так, как задумано, о его полёте я узнаю из новостей через две недели.    Через две недели в новостях сказали, что пилотируемый космический корабль с грузовым отсеком отправился к космической станции, а пилотирует его Коля.
  Я ожидала всего, чего угодно, но только не это. Сообщение меня потрясло. Я стала следить за всеми сообщениями.  Корабль успешно выведен на орбиту. Потом новое сообщение, корабль столкнулся с неизвестным предметом, с кораблём потеряна связь. Прошло время, Коля вышел на связь, корабль в результате столкновения выбит с заданной орбиты, получил ускорение, потерял управление и  и он ничего сделать не может. Потом связь оборвалась.
  Так закончилось моё счастье.  Я познакомилась с его мамой, мы стали с ней очень близки. Нас объединяла любовь к Коле. Мы обе были бессильны что-либо сделать. Да и не только мы. Коле никто не мог помочь. Мы с его мамой ходили к иконе Николая Угодника, он помощник всех путешественников, мы просили его помочь нашему Коле найти дорогу домой. Для меня он жив и сегодня, я общаюсь с ним каждый день, рассказываю, как живу, а он в моих снах рассказывает мне о себе. Он помогает  мне во всех жизненных ситуациях. Помогает морально, он со мной, он живёт во мне. Это мой стержень, и я этим сильна. У меня родился сын. Он уже взрослый. Он знает, что папа живёт в другой стране, что он нас любит, и возможно, сможет когда-нибудь к нам приехать, пока же у него нет такой возможности, он не может нам ни позвонить, ни написать. Так надо. Сын учиться на факультете радиотехники и кибернетики. Я думаю, уже пришло время всё сыну  рассказать.
  Я хочу написать сценарий о жизни в Колиной ситуации, что делает и что чувствует человек, когда ничего нельзя сделать. Я должна написать такой сценарий и снять фильм, должна ради Коли, ради нашей любви, ради нашего сына. Стоит ли лишать жизни и счастья, пусть даже нас троих, но есть ещё и его мама, и наши не рождённые дети,  ради каких-то призрачных научных экспериментов, может быть на земле можно прожить и без них.
 Вот это, Даша, кратенько, о моей жизни и моём желании. Может быть, ты узнаешь на курсах, как это сделать и поможешь мне написать. Давай не теряться, а летом приезжай ко мне в Сочи, мы много о чём с тобой поговорим и отдохнём на море.  Давай немножко поспим, скоро уже пора вставать. Мы легли, но ни она,  ни я не смогли заснуть. Утром я проводила её в аэропорт.