1. 5

Нина Марченко
Лес элизиум мой.
Давно не ходила в лес. То внуки были маленькие, теперь мама болеет. Она очень старенькая и у нее сильнейший маразм. Одну не оставишь. Дом может спалить.
А раньше, помню, заходишь в лес как в храм. Деревья – стойки невероятной высоты. И акустика особая, хруст ветки под ногами слышно за километры. Воздух как будто бы звенит от напряжения. И запахи. С непривычки побаливает голова. Тут ягодка, там гвоздичка красоты необыкновенной. Заболоченная колея лесной дороги. Как будто специально, чтобы никто не проехал. Также было и сто и семьсот лет назад. Нигде я не чувствовала себя такой свободной. Я упивалась одиночеством. Пребывание в лесу вроде молитвы. Как прекрасна жизнь леса. В корзинке орешки, мята. Я бы и грибы не собирала, но без грибов зарастают лесные тропинки. Идти трудно.
Был странный случай. Мы пошли по грибы с дочерью. Шли молча, чуть поодаль друг от друга. Лес волшебный, но грибов не было. Саша вышла на опушку набрать лисичек. А я шла по древней дороге, заросшей,  с валунами на обочине. Справа  и слева поля, а вдоль дороги перелески. В конце знаменитый источник, освященный преп. Сергием. Навстречу старичок моховичек. С палкой, одежда бесформенная и серая. Сам ворчит, «ходят тут разные, все грибы разбежались». Прошел и чудо – под каждым деревом в пролеске все усажено грибами. И так сладостно на сердце. Дух захватило. Я не знаю, была ли эта дорога при Сергии, но во времена Ивана Грозного точно была. В этих местах их много с тех пор. Как я читала, ездил этой дорогой царь в Александров и в этих местах останавливался на ночлег. В деревне Слатино.
Впервые я поняла, что эти лесные дороги очень древние в одном месте, около Слатино, где одна из них пересекается с современным шоссе. Там крутой спуск, и этот кусочек эксплуатируется до сих пор как подъезд к пионерлагерю. Так вот, там ее размыло, и было видно, что она составлена из многих рядов бревен, скрепленных досками. Выходит распекаемое в прессе бездорожье относится к нашему времени.  В лесу эти дороги на метр…полтора выше поверхности. На них не растут деревья, поэтому похожи они на аллеи. Зато много грибов.