Другая Белая. Восток и Запад Христа

Ирина Аллен
                ***


Началось все давно и не вдруг. Христианство медленно, но верно создавало две разные системы миропонимания  и, как следствие, существования, на европейском Востоке и европейском Западе.

На востоке - Византийская империя, и молодая, уже выбравшая себе путь в ее форватере, Русь. В модели мира, созданной русским православием, человек был как бы  без места. Откуда же было взяться этому месту, если реальный земной мир не считался достойным обживания и улучшения – он плох и грешен. Он временный.  Идея постепенного обустройства жизни путем «малых дел» здесь никогда не работала. Власть земная, власть небесная – два столпа, к которым прислонялись. Прислонившись к власти ли, к идее ли, разве  жизнь устроишь?! Не жизнеустройство, а вечный поиск сильного плеча и сильной руки не уверенных ни в чем и не способных ни к каким формам социальной самоорганизации людей.

На западе - развалины Рима и понаехавшие-понаплывшие-понаприскакавшие из разных мест варвары. Приняв христианство и веря в то, что рай или ад неизбежны, они, тем не менее, с полным уважением относились к земной жизни. Обустраивали ее шаг за шагом, обязанности строго выполняли, поэтому и права свои отстаивали. Власть не обожествляли и благ халявных от нее не ждали. (Даже слова, полностью соответствующего русскому слову «власть», в английском языке нет). Люди сами создавали свое земное человеческое сообщество. Отсюда все: закон и уважение к нему, чувство собственного достоинства, «взрослость» западного человека и даже европейская вежливость – не что иное, как осознание своего законного места на земле и уважение к такому же законному месту другого. Такая вот социальная антропология!