Кэнайхэлпью? 2

Османова
2
   
     Кямиль Зейналович – очень крупный, интересный мужчина, чем-то напоминавший Омара Шерифа – любимого актёра мамы Вагифа – сидел за огромным столом, курил сигарету и  смотрел в окно, вид из которого был просто великолепен. Город, словно, лежал на ладони, а крассавец Каспий, бережно и  страстно охранявший самую ценную свою жемчужину - Баку – был сегодня спокоен, лишь мелкая-мелкая зыбь изредка пробегала по его зеркальной поверхности,  отражавшей   синее, высокое небо и искрящиеся солнечные блики.
-     Добрый вечер.   – сказал Вагиф, переступив порог кабинета и  прикрывая вторую дверь..
- Здравствуй. Садись, Вагиф...  Не против такого обращения, надеюсь? Ты  - к
счастью – довольно молод, чтобы называть тебя по имени –отчеству, а до  «мяллима»* (дословно учитель )или  «бяйя»** (бек, господин) пока не дорос. Или не докатился – это уже как тебе угодно..По-мне, так не докатился..Это раньше нужно было родиться беком или  выучиться до мяллимя..А сейчас каждый чобан*(пастух) – мяллим, а голодранец – бек..
 Вагиф  прекрасно  понял  иронию Кямиля Зейналовича. Эти  два слова, применявшиеся исключительно к людям, действительно, заслуживающих уважения и почтения, давно потеряли свою истинную значимость.
  -   Неджя мясляхят билирсиз, Кямиль Зейналович* (Неджя мясляхят билирсиз* -  дословно « Как посоветуете». В  данном случае «Как посчитаете  нужным»). – ответил, проявляя этим  уважение к собеседнику, Вагиф спокойным, уверенным голосом.Он ещё в школе понял, что его голос обладает уникальным действием. Его обожаемая учительница истории Татьяна Васильевна не раз говорила, что  родись он в Древнем Риме или Греции, из него получился бы прекрасный оратор.
    Кямиль Зейналович перевёл взгляд,  и Вагифу стало не по себе от, практически,  не мигающего взгляда серых, холодных глаз.
- Молодец, правильно сообразил. Бёйюгюн мясляхятиня гулаг асмайан -  бёйюмяз.* 
(Дословно «Не прислушивающийся к советам старших не вырастет) -  Вот, что, Вагиф.  Я редко общаюсь с работниками лично.. Для исполнения моих распоряжений есть люди..Но возникла ситуация о которой ни один человек  не должен знать.. Я навёл справки...И решил, что могу поручить тебе кое-что..Но мне нужно услышать от тебя, что ты понимаешь – раз уж я, лично, - выделил он голосом это слово – обратился к кому-то, то это  неспроста…
    Нависла тишина.. Кямиль Зейналович всё это  время смотрел Вагифу в глаза. Взгляд его серых глаз  был ужасен..Своей непроницаемостью…Было одинаково трудно,  как выдержать его, так и отвести  взгляд.. Но Вагифу это  удалось.. Он выдержал ровно столько, чтобы это  не показалось  игрой в «гляделки», тем более, что победитель был предопределён.  Он не отвёл взгляд в сторону, не стал искать на чём-бы его задержать,а опустил глаза и несколько секунд  внимательно  разглядывал  узор стола из красного дерева ..Затем, вновь посмотрел в глаза шефу..
- Я Вас внимательно слушаю…
- Ну, что ж...  Я решил   отправить тебя в Лондон,  управлять одним из филиалов
моей компании. Естественно, что всех это  очень удивит.. Ты - относительно новый человек. Но, учитывая, что ко мне  с улицы не попадают, то при случае ты  просто намекнёшь Сабине  - а остальное дело техники -   что с недавних пор кто-то  из  твоих  родственников  породнился с нами. У меня куча родственников, количество которых  растёт  как  на  дрожжах,  и даже седьмая  вода на киселе пытается с этого что-то иметь..Что поделаешь? Кумовство – это неотъемлемая часть наших  вековых традиций…И запомни: кто бы  ни  спрашивал -  ни  в коем случае не  придумывай  ни имён,  ни степени  родства. Особо любопытствующим персонам  скажи,  что  я  запретил  тебе  об этом  распространяться. Такова версия твоего карьерного взлёта.  А  теперь слушай меня  внимательно…