Альберто Джакометти

Улексия Миссосупова
Alberto Giacometti, 10 октября 1901, Боргоново, Стампа, Швейцария — 11 января 1966, Кур, Швейцария, похоронен в Боргоново — швейцарский скульптор, живописец и график, сын художника, один из крупнейших мастеров XX века.

Венецианской биеннале он был признан лучшим скульптором современности.
Атмосфера искусства окружала Альберто с детства. Его отец Джованни Джакометти был  художником. Сам Альберто учился в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремёсел в Женеве, увлекшись скульптурой, продолжил свое образование в Париже в студии Гранд Шомьер у Эмиля Антуана Бурделя. В поисках собственного стиля Джакометти прошел через увлечение кубизмом и сюрреализмом, его вдохновляли образы, созданные Джотто и Тинторетто, ему была интересна скульптура Древнего Египта и искусство примитива.
Наибольшую известность мастеру принесли работы, созданные после Второй мировой войны. Свои произведения Джакометти создавал в бронзе. Он тщательно и долго вылепливал модель перед отливкой. Прикосновения его пальцев ощущаются на фактурной поверхности его работ. Произведения, созданные Джакометти в этом классическом материале, изменяют привычное представление о скульптуре. Его экспрессивные образы растворяются в пространстве, дематериализуются и превращаются в тени. Передаваемая ими энергия, напряжение и  отчаяние создают скульптуры, напоминающие оголенный нерв, символизирующий несовершенство мира и сложность душевных поисков мастера. Они напоминают условные, будто лишенные телесности знаки, которые, несмотря на свою трехмерность,кажутся силуэтами, вырезанными из бумаги и лишенными бренности плоти, но насыщенными движением. Его скульптура «Собака» 1951 года передает одиночество и  потерянность, а работа «Рука» 1947 воплощает в себе все ужасы и беды, принесенные страшной войной.
Его скульптура похожа на его графику. Такую же призрачную, напряженную, контурную. Альбом «Париж без конца» раскрывает перед зрителем образ мира таким, каким его видел сам Джакометти.
Ключевое место на выставке занимают три скульптуры – «Большая женщина», «Большая голова» и «Шагающий человек», созданные в 1960 году, для установки  перед Чейз Манхэттен Банком в Нью-Йорке.
Шагающий человек Джакометти
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/10/11/2605
Шагает Джакометти человечек
неловко - он повсюду на котурнах,
и нежно обнимает плечи вечность,
и не последней точкой с прахом урна.

Шагает он ветрам, дождям навстречу
и кризисам,долгам и увольненьям,
на сцене жизни покоряет речью
и принимает срочные решенья.

Как хрупок Джакометти человечек,
фигуркой утонченный, словно птица,
он обнимает, согревая, вечность,
и дарит ей историю и лица.

Челом в галактик толщу проникая,
он пишет Богу акварели формул,
века идет, любя, страдая, каясь
на жизнь и смерть, на пик горы и в омут.

Альберто Джакометти (Alberto Giacometti, 10 октября 1901, Боргоново, Стампа, Швейцария — 11 января 1966, Кур, Швейцария, похоронен в Боргоново) — швейцарский скульптор, живописец и график, сын художника, один из крупнейших мастеров XX века.
http://artgals.info/reweis/art/giacometti-17-09-09/
3 февраля 2010 года скульптура "Шагающий человек" (справа) была продана на лондонском аукционе Сотбис за рекордную для скульптур сумму в 65 млн фунтов стерлингов (104 миллиона 327 тысяч долларов).
Хрупкие, вытянутые работы Джакометти должны были кардинально изменить пространство площади, подчинив его себе не подавляя своим объемом, а лишь силой эмоциональной выразительности. Работа не была закончена из-за смерти мастера.
На выставке также представлены бюсты и живописные портреты брата Альберто -  Диего, который был постоянной моделью скульптора на протяжении всей его жизни.
Значительное место на выставке занимают фотографии Джакометти, созданные его другом и биографом Эрнстом Шайдеггером, начиная с 1945 года. Они представляют собой
творческий взгляд на мир скульптора. Разрешают заглянуть внутрь его мастерской и увидеть процесс создания произведений, почувствовать атмосферу и внутренний мир мастера, рассмотреть вещи, которые его окружали. Увидеть его собственное лицо, и заглянуть в глаза этого сложного человека, сравнив образ зрелого скульптора с его автопортретом, созданным  в 1920-м году девятнадцатилетним художником…
После завершения выставки в Москве, работы постмодерниста Альберто Джакометти будут экспонироваться в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже.

Использованы материалы сайта -http://artgals.info/reweis/art/giacometti-17-09-09/