Экстремизм без экстремизма?

Валентин Спицин
Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» (по вопросам совершенствования законодательства в части уголовной и административной ответственности за экстремистскую деятельность) (принят в 1 чтении 16.05.07 с названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Поправки, по идее, ужесточают борьбу с экстремизмом. Скандальный документ вызвал бурную реакцию общественности. В итоге текст поправок, по словам одного из инициаторов законопроекта, был переписан на 80 проц.

В документе появилось несколько абсолютно новых статей. Одна из них накладывает существенные ограничения на работу средств массовой информации. Если какая-либо организация будет признана решением суда экстремистской, то журналисты будут вынуждены сообщать об этом каждый раз при ее упоминании.

Другая новая статья не разрешает сотрудникам органов, которые ведут оперативно-розыскную деятельность, подстрекать к совершению противоправных действий тех, кто подозревается в экстремистской деятельности. Сейчас такого запрета нет. Одновременно поправка разрешает им прослушивать телефонные разговоры обвиняемых в совершении преступлений, независимо от степени их тяжести.

Законопроект изначально увеличивал наказание за преступление, совершенное по мотивам национальной, религиозной или социальной ненависти. За массовые беспорядки верхний предел ответственности повышался с 8 лет лишения свободы до 12, за хулиганство - с 7 до 8, за надругательство над памятниками - с 5 до 8. Однако ко второму чтению норма об увеличении сроков за массовые беспорядки, к которым, например, можно отнести участие в «Маршах несогласных», из поправок исчезла. Как и другая спорная статья - «Публичное оправдание экстремизма», которую, по мнению критиков, любой правоохранитель смог бы трактовать в меру своей испорченности.

Отношение к предлагаемым поправкам, мягко говоря, неоднозначно, в том числе и в депутатской среде.
Противники внесения поправок в «Закон о противодействии экстремистской деятельности» уверены, что инструментов борьбы с экстремизмом у государства уже достаточно, а истинная цель новых поправок - ограничение свободы слова в России. Есть опасения, что жертвами закона станут все СМИ и в целом все силы, оппозиционные к действующей власти, чем и объясняется всплеск «антиэкстремистских» настроений в преддверии выборов 2007-го и 2008 годов. Ведь под расширенное определение экстремизма могут попасть, например, выступления оппозиционеров, в которых они обвиняют представителей власти в коррупции или нарушении прав и свобод граждан. Да и вообще - любая критика власти или конкретного ее представителя.
Правда, спикер Борис Грызлов в прошлый четверг попытался успокоить потенциальных противников новых изменений: по его компетентному мнению, критика власти может быть приравнена к экстремистской деятельности лишь «в случае, если в ней содержатся призывы к свержению существующего режима насильственным методом». Тем не менее представители оппозиции полагают, что предложенные поправки могут ухудшить политическую, да и социальную обстановку в России, так как, сведя на нет легальную оппозицию, могут спровоцировать неподдающееся контролю протестное движение «на улицах».
Превентивными мерами против укрепления оппозиции в целом и оппозиционных партий в частности называют очередные поправки в выборное законодательство. Депутаты-инициаторы делают все возможное, чтобы не допустить появления в Госдуме следующего созыва оппонентов действующей власти. По мнению многих, очередные ограничения - это не борьба с экстремистскими проявлениями, а новый способ зачистки политического пространства, наряду с ужесточением закона о политических партиях, запретом для депутатов переходить из одной партии в другую и отказом от протестной графы «против всех». Похоже, что оппозиции «пытаются заткнуть рот под предлогом борьбы с экстремизмом.
Что касается введения цензуры в интернете, то в случае принятия предложенных изменений Рунет рискует превратиться в слепок с интернет-сети Туркмении, которой доступны исключительно сайты органов власти этой страны. К тому же у правоохранительных органов нашей страны появится возможность закрыть практически любой неугодный ресурс. Ведь компании, предоставляющие технический доступ в интернет, не могут быть аналитиками, лично и достоверно определяющими, какие сайты или отдельные высказывания на форумах этих сайтов являются экстремистскими, а какие нет. И уж совсем неясно, как поисковые службы могут заблокировать поиск информации экстремистского содержания.
В соответствии с духом и буквой этой статьи оказывается, что владельцы веб-ресурсов становятся ответственными за содержание даже реплик в своих форумах. И любой сайт может быть закрыт за появление совершенно анонимного «проэкстремистского» сообщения.
Остается надеяться, что этот закон, как и многие другие, не будет работать.
В соответствии с поправками должна быть введена отмена регистрации кандидатов на выборах всех уровней в случае, если они «допустили высказывания экстремистского характера».

Как будто нельзя понять что чем меньше люди высказывается тем больше скрытого недовольства. Отсутствие возможности назвать чиновника вором не заставляет его перестать быть вором. И чем сильнее будет этот закон работать тем сильнее будет расти недовольство. Большего подарка экстремистам чем этот закон придумать сложно.

Бороться надо с силовыми попытками разрешения конфликтов, с человеконенавистническими идеологиями.

 Интересна предыстория этих поправок. Еще весной в Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные проблеме, продолжать закрывать глаза на которую власть уже, видимо, не может себе позволить. Темой обсуждения стал рост экстремизма именно в молодежной среде и что с этим явлением государству делать.

С одной стороны, хорошо, что наконец-то власть обратила внимание на творящееся в стране и пытается взять под контроль эту мутную волну, пусть даже преследуя свои собственные предвыборные цели. Однако есть основания опасаться, что заодно с радикальными националистическими движениями будут задавлены любые оппозиционные силы, а закручивание гаек приведет к непредсказуемым результатам.

Борьбу с экстремизмом власти начали еще весной - в марте в Госдуму были внесены подготовленные МВД поправки в УК РФ, карающие лишением свободы сроком до трех лет за вандализм на экстремистской почве, которые были одобрены в первом чтении. В июне были внесены и уже вступили в силу поправки в закон о противодействии экстремизму, уточняющие понятие «экстремистская деятельность». В соответствии с этим документом, в качестве признаков экстремистской деятельности устанавливается публичная клевета в отношении госчиновника (!) при исполнении им своих должностных обязанностей. Кроме того, экстремизмом признается воспрепятствование законной деятельности органов власти и избирательных комиссий или применение насилия в отношении представителя власти. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в целях прекращения его государственной или политической деятельности, массовые беспорядки, хулиганские действия и акты вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной деятельности либо вражды также признаются проявлениями экстремизма. Также к экстремизму приравнивается пропаганда исключительности, превосходства, либо неполноценности граждан по признакам их религиозной, социальной, расовой или национальной принадлежности. Государство решило обратить особое внимание на проявления экстремизма среди молодежи.

Участники слушаний не скрывали, что толкуют понятие «экстремизм в молодежной среде» максимально широко, включая в него не только весь спектр радикалов - от ультраправых до левых, но, как выяснилось, вообще любые радикальные организации оппозиционной направленности.

Выступая на слушаниях, замминистра МВД Александр Чекалин привел следующие статистические данные: в России сейчас существуют около 150 молодежных организаций экстремистского толка, общей численностью около 10 тысяч человек, причем около 80 процентов участников экстремистских групп составляют люди в возрасте от 20 до 30 лет. В текущем году, по сравнению с прошлым, на 84 процента выросло число преступлений экстремистской направленности, из 185 таких зарегистрированных преступлений раскрыто 125, к ответственности привлечено 214 человек (в 2000 году к ответственности было привлечено всего 8 человек, и подобных преступлений было совершено в несколько раз меньше). Чекалин также сообщил, что, по данным МВД, на территории России действует до 80 международных экстремистских групп и организаций, имеющих «финансовую и идеологическую подпитку из-за рубежа».

В подготовленном к слушаниям отчете Генпрокуратуры отмечается, что несовершеннолетние все чаще совершают преступления против личности по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, причем самыми опасными в этом отношении регионами являются Чечня, Нижегородская, Костромская, Курская, Липецкая, Мурманская, Новосибирская, Тамбовская области, Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ. Кроме того Генпрокуратура отметила, что растет число преступлений в отношении иностранцев: в первом полугодии 2006 года их совершено 17, в то время как за весь 2005 год - 13.

Чекалин рассказал о том, что МВД России создает единую базу данных действующих в стране экстремистских организаций. В базу войдут сведения о всех выявленных российских и международных организациях экстремистской направленности, а также об их активных членах, причем в перечень будет включена информация о проживании и месте работы членов экстремистских групп, а также другая информация, которая позволит контролировать их деятельность.

В качестве мер борьбы с нарастающим экстремистскими проявлениями в молодежной среде силовики предлагают перевести эти преступления в категорию тяжких и внести соответствующие поправки в УК. Тяжкие преступления предусматривают срок лишения свободы от пяти лет. Сейчас организация экстремистского сообщества карается штрафом до 200 тысяч рублей либо тюремным сроком до четырех лет. Перевод таких преступлений в разряд тяжких даст возможность милиции вести в отношении экстремистов оперативно-розыскную деятельность, то есть на законных основаниях использовать прослушивание и наружное наблюдение, пояснил Чекалин.

Представители силовых структур также выступили с несколько неожиданными предложениями, показывающими, что недрах МВД экстремистскую деятельность рассматривают, в том числе, как почву для исламского терроризма - в Москве, Уфе, Казани или на Северном Кавказе предложено открыть крупный исламский вуз, «чтобы молодежь не выезжала в арабские страны», а также создавать лингвистические центры, в которых проводился бы анализ ввозимой и распространяемой литературы религиозного толка с целью выявления призывов к свержению существующего государственного строя.

Таковы конкретные предложения силовых структур, благодаря которым они предполагают справиться с ситуацией. И многие из них учтены в окончательном документе.

Эксперты сходятся во мнении, что слушания продолжили реализацию кремлевской программы по борьбе с неконтролируемыми оппозиционными структурами. «Это еще один шаг к монополизации силовиками политических процессов в стране перед выборами.

Тут стоит отметить, что ситуация, как всегда, неоднозначная - с одной стороны, государство не может не реагировать на происходящее в стране явное нарастание национализма и ксенофобии, и реагирует оно так, как ему, государству, и положено по функции - введением жесткого, тотального контроля и режима подавления. Однако тут открываются практически неограниченные возможности для полной «зачистки» политического поля от нежелательных (несогласных с режимом) элементов.

Кроме того, есть еще одна опасность - действие, как известно, рождает противодействие, и резкое завинчивание гаек, особенно по отношению к молодежи, может привести к непредсказуемым, прямо противоположным результатам - давление пара-то в котле только увеличится. Надеяться, что поголовное трудоустройство и просмотр высокохудожественных телепередач вдруг волшебным образом перевоспитает всех скинхедов, не приходится. И никакие искусственно созданные молодежные организации, типа «Молодой гвардии» или «Наших», не смогут заменить нормальных молодежных объединений. Тут в первую очередь важен рост культуры и умственного уровня, снижение уровня алкоголизма. Не секрет, что ряды экстремистов коммунистического и нацистского розлива пополняют именно эти кадры.

Но, так или иначе, поправки приняты. Со многими и многими недочетами. Поправки, способные бороться с внешними проявлениями экстремизма, совершенно не борясь с его глубинными причинами. Обесцвечивать сыпь, не леча тифа.

Вот самое поразительное – закон опять не дает правовой оценки главным экстремистским идеологиям – коммунизму и нацизму. Портрет Дзержинского до сих пор на стенке… Боятся порвать пуповину с коммунизмом его бывшие гвардейцы. И оставить в сторонке возможность поиграть на национализме – тоже не хочется. А без этого – какая уж там борьба с экстремизмом. Эти две заматеревшие в кровище идеологии непрерывно порождают экстремизм, соревнуясь и дополняя друг друга.

И наша страна в этом отношении уникальна. У нас махровым цветом расцветают обе. Портрет Сталина у нас несет человек со свастикой на рукаве. Жутковатое единение.

Конечно, у нас не будет презентаций книги «Гитлер-освободитель», и министры наши вряд ли в свой день рождения будут плакать над завещанием этого же господина, как это делается в современной Эстонии. Но у нас нацист Тесак вальяжно позирует перед телекамерами центральных каналов со свастикой и топором. Вот прошло сообщение, что арестовали. Но много не дадут. Потому что истинный фюрер не он. Истинного надо искать среди «действующего резерва». И бритоголовые отделываются дружеским порицанием. Кому-то «наверху» это выгодно. И за всем зловещая тень «правоохранителей», которые никогда ничьих прав не охраняли, а скорее постоянно их нарушали.

О коммунизме и вообще говорить нечего. Ему у нас от души вольготно. Города и улицы у нас практически зачастую названы именами коммунистических террористов, палачей и сатрапов. Коммунистическая пропаганда выдается студентам в качестве учебных пособий. А возьмем наугад любой номер ивановской газеты «Рабочий край» - в историческом дайджесте всегда найдете статеечку про какого-либо «строителя светлого будущего» с большой дороги. Иногда даже рядышком с упоминанием о его жертве. Часто соседствуют тот же Дзержинский и Бурылин. Плюрализм поразительный.

И коммунистические партии у нас не запрещены. Одна даже в парламенте заседает. И еще две-три про запас имеются. Ну чем мы хуже Эстонии? А ведь коммунисты убили и замучили сто миллионов человек. Что, кому-то не хватило?

«Это против большевизма!», кричал Жириновский, и тыкал пальцем в Зюганова. Растем, однако. Если бы раньше полковник КГБ даже нечаянно ткнул в Генерального секретаря, его бы сразу же телепортировали в подвал. Где лучшие его коллеги по заплечному цеху лупили бы его до тех пор, пока не сознается, что он новозеландский шпион. Растем. Полный «разгул демократии»!

Стоит ли при этом удивляться «волне экстремизма»

Валентин Спицин.
2008 г.