Сомерсет Моэм. Острие бритвы

Беспощадный Критик
Давно я не читал до-модернистскую классику. Не говоря уже о том, что я вообще никогда не читал Моэма. Нужно сказать, что к романистам классического толка у меня никогда особого пристрастия не было, поэтому данный пласт мировой литературы лежит где-то вне моих интересов. Однако, обстоятельства – мизерность моей нынешней бумажной библиотеки – заставляют меня читать все, что попадает под руку. Впрочем, Моэм меня не разочаровал.

Бывший британский шпион, ставший знаменитым писателем, имел настолько богатый жизненный опыт, что мог писать о чем угодно. Например, о Гогене. Или, как в этом романе, об американцах вне Америки. Тоже, нужно сказать, интересная тема. Впрочем, роман не столько об этом, сколько о трагическом времени переосмысления: действие романа происходит как раз между двумя мировыми войнами. Моэм запараллеливает два мира: ветхий мир Старого Света и мятежный – Нового. Трагедия старшего поколения видится Моэму в том, что прежний, так долго существовавший порядок вещей вдруг едва ли не в единочасье уступает место современности, в которой нет ничего от прошлой жизни. Трагедия же нового поколения еще более ужасная, хотя и не настолько очевидная: деньги и духовность окончательно становятся в непримиримую оппозицию, и, выбирая одно, приходится отказываться от другого. Молодое общество нового миропорядка, очищенное войной от предрассудков и романтизма, обретает смысл жизни в прагматизме и поклонении тельцу, а уделом ищущих иных радостей и онтологизмов становится непонимание и отторжение обществом.

Моэм, естественно, недвусмысленно симпатизирует нестяжательству и духовным исканиям, но его оценки, пусть и косвенные, все же не кажутся убедительными. Ключевые персонажи романа выглядят слишком буквальным противопоставлением друг другу, что напоминает одномерность толстовских построений, в которых морально-нравственные краски строго определены на любом логически-целостном участке текста. Впрочем, стоит отметить, что Моэм пытался следовать и другому гению русской литературы – Достоевскому, включив в роман сюжетный ход о "князе-Христе".

В целом, мне понравилось как пишет Моэм. Очень добротная профессиональная литература, мастерски избегающая тривиальности, предсказуемости и шаблонов. Но в то же время, некоторая прямолинейность и чистая нарративность слегка разочаровывают, особенно, если читать Моэма после Пелевина...

Б.К.