1-XII Немножечко о родителях Фабии

Публий Валерий
                XII

  У будущего консуляра Персия, которого упоминала Геллия, в юности, среди множества прочих не самых славных любовных приключений была связь с женой собственного младшего брата Тита Гентилией Фламинией. Трудно судить о таких делах, о том, как на это смотрят Блаженные Всевышние, но распутник некоторое время считал, что был наказан Богами. Тит, поспорив с друзьями, что сможет обогнать профессионального возницу, разбился на квадриге. Обогнав-таки колесницу соперника. А его юная супруга умерла при родах. Она и при жизни не могла с уверенностью сказать, от какого из братьев – от мужа или старшего – её ребёнок. Так это и осталось загадкой. Официально Персий, разумеется, считал новорождённого племянником, но порою в пьяных разговорах называл его сыном. После рождения дитя дядя, надев маску своего брата, поднял его от своих ног, символизируя признание Титом младенца законным сыном. На девятый день получившим прэномен в честь отца – Тит, а когномен в честь матери – Фламинин, иногда его ещё называли Постумом. В тот же день, для фамилии праздничный день-лустрикус, в городскую книгу актов был вписан ещё один сын Рима – Тит Фабий Фламинин Постум.

  На этом воспитание Персием племянника и ограничилось. Зато не был ограничен его доступ к имуществу ребёнка, доставшемуся по наследству от Тита старшего и Гентилии. Так что к совершеннолетию у юноши из всего наследства осталось только громкое родовое имя. Но и оно значило весьма много, чем молодой человек умело пользовался. Честолюбивые и тщеславные негоцианты, желавшие выдать за него своих дочерей – чтобы их внуки принадлежали к выдающемуся роду и звались древнейшим славным именем – должны были предложить Титу Фабию довольно выгодные и заманчивые условия. Даже свою первую жену, хотя ему и было всего четырнадцать, и дядя был против, он выбрал сам. Явный корыстный расчёт жениха и то, что невеста была старше на пять лет, не помешало им довольно мирно прожить несколько лет.

  Тит Постум приобрёл благодаря первому браку приличное состояние – не менее сенаторского ценза. Но не обзавёлся детьми. Бесплодие жены послужило поводом к первому разводу. Для второго и третьего были другие. Богатейшие люди по-прежнему без колебаний готовы были отдать дочек и немалую часть состояния за блеск имени. Тем более, что образ жизни Тита Фламинина Постума по сравнению с его дядей Персием был значительно приличнее – весьма выгодный фон для сравнений представлял собой консуляр.

  Один старый сенатор сделал молодому человеку очень выгодное предложение, конкретно около полутора миллионов сестерциев. С условием, что остальное имущество после его, тестя, смерти достанется дочери и её детям от Фабия; и что жених и невеста вступят в древнюю и ныне редкую форму брака между патрициями – конфарреатио. Вскоре будущие супруги в Капитолии, в присутствии Верховного Понтифика и Фламина Юпитера, преподнесли в дар Наилучшему и Величайшему Богу пирог из полбы, приготовленный невестой.

  Новая жена, двадцатилетняя Навция Присцилла была весьма религиозной, и будучи беременной ежедневно посещала святилища Дианы, Юноны и Луцины, а на последнем месяце домашнее – ларарий. Не сказать, что Навция была очень красива. Худощавая, а после родов располневшая. Очень добрая, заботливая, ласковая, такая вся домашняя и родная, преданно верная, редкостная унивира.

  Присцилла Младшая родилась в консульство М. Виниция (второе) и Т. Тавра, между двумя праздниками, Эквирриями и Либералиями, то есть в семнадцатый день перед апрельскими календами. Что дало повод друзьям Тита Фабия шутить, что дочка будет воинственной и свободной. Воинственной, как её славные предки, и свободной в том плане, в каком её дядя Персий, то есть от предрассудков и ханжеской морали. Но это говорилось, конечно, в отсутствие Присциллы Старшей, а на присутствие десятилетнего Квинта, брата новорождённой, внимания не обращали.

  Родив дочку, Фабию Присциллу, Навция молилась Румине, Потине, Эдуке и другим древним, многими забытыми, Божествам, сама кормила грудью – и дитя росло здоровым и жизнерадостным. К несчастью, когда дочке исполнилось три годика, мать скоропостижно, через полгода после своего отца, умерла от болезни, чумы, не дожив трёх дней до своего двадцатичетырёхлетия. Дочь совсем не помнит её. Остались только портрет и статуя в доме деда, Навция Приска.

  Вдовец очень горевал по умершей. Которую при жизни не очень-то ценил, а утратив звал бесценным сокровищем, единственной и неповторимой. Ибо несмотря на его чуть не ежедневные измены, Навция практически и не глядела на других мужчин, храня беспримерную верность.

 Лишь через девять лет он женился в пятый раз, по безоглядной страсти, на женщине, только что получившей развод за измену – не в первый раз – можно сказать, полной противоположности Навции, как это ни странно. Рогация, двадцати лет, не патрицианского, вообще не знатного рода, небогатая, алчная и развратная, сумела очаровать уже немолодого, всё горевавшего по верной Присцилле Старшей, Фабия. Не устоял он перед искусно разыгранными добродетелью и скромностью. К тому же великолепная красота чаровницы-«скромницы» блистала и слепила, просто поражала.

  Новая жена сразу настояла на удочерении Марции, ребёнка от одного из прошлых браков. Девочка получила имя Фабия Марциана. А вскоре, добившись максимального влияния на супруга и, главным образом, контроля над его финансами, повела такую развратную жизнь… Но вернёмся к Фабии Присцилле. Пока ей не исполнилось трёх лет, заботливая, нежно и сильно любящая родная мать радовалась здоровью растущей дочурки и благодарила древние Божества обильными возлияниями и приношениями, в основном бескровными. Затем две служанки, добрые пожилые женщины, нянчили и баловали девочку. В семь лет кроме нянек ею занялся и наставник. Отец не стал отдавать дочку в школу, как того и хотела Присцилла Старшая, сторонница домашнего образования. Читать, писать, считать Фабия училась легко, сама проявляя интерес к римской и греческой литературе, более всего мифологической.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/11/17/1066


---------------
125) сенаторский ценз – имущественный, минимальное состояние сенатора должно было быть не менее миллиона сестерциев. Далее, если не указываются денежные единицы, речь идёт именно о сестерциях, распространённой р. монете. Весьма приблизительно др.р. сестерций можно оценить в 4 плюс-минус 2 евро.
126) патриции – если речь не о недавно пожалованном достоинстве, то в описываемое время принадлежность к патрицианской семье однозначно означала родовитое происхождение, выдавала знатность, родословную возрастом в шесть-восемь веков. (См. также примечание 8 к главе первой (это здесь: http://www.proza.ru/2011/11/13/255 ))
127) Верховный (Великий) Понтифик – лат. Pontifex Maximus. Жреческую коллегию каждого значительного Божества возглавляет Понтифик (Первосвященник), главный священнослужитель, высший иерарх. Все первосвященники составляют высший религиозный орган, Понтификат – Коллегию Понтификов, и возглавляется она как раз Великим Понтификом, можно сказать, высшим гос. чиновником, ответственным за служение, поклонение Божествам, сохранение pax deorum – мира с Богами (при принципате чаще всего Великим Понтификом был император).
Фламин (с заглавной буквы) – также очень важный сан, обязанности Фламинов несколько отличаются от обязанностей Понтификов (Фламины более религиозны, менее светски). (Со строчной буквы) фламин – вообще жрец, фламина – жрица, безотносительно реального сана, как принадлежность профессии. Вообще, жреческие должности всегда считались (и были) в Риме почётными и очень почётными, жрецы, члены коллегий были очень уважаемыми людьми. К их мнению – само собой, в вопросах религии прежде всего – толкованию значений, предсказаниям и т.п. и другим обязаны были прислушиваться магистраты и, разумеется, остальные граждане. При этом жрец не обязан посвящать всю свою жизнь религии, его долг – исполнять определённые обряды, отправлять культ, следить за соблюдением религиозных предписаний. В принципе, можно говорить о сане в Др. Риме как о гос. должности (тем более во времена Республики некоторые, самые важные, напр-р, Великого Понтифика, были выборными – избирали граждане на Комициях) неотъемлемой составляющей жизни и государственности. Как подтверждение значимости жреческих должностей можно привести такой пример: должность Верховного Понтифика занимали такие величайшие р-не, как Гай Юлий Цезарь и Октавиан Август, в течение 19-ти и 26-ти лет соответственно.
128) Диана или Кинфия, Феба, (гр.) Артемида – Богиня луны, охоты, растительности, покровительствует и родам. Сестра Аполлона.
Луцина – Богиня, в одном из аспектов Богиня луны и других небесных светил (ночных), также покровительствует родам.
Юнона – супруга и сестра Юпитера, Царица Богов, Богиня – покровительница женщин, материнства, брака, семьи, рожениц, (гр.) Гера.
129) унивира – буквально «одномужница» – верная супруга, бывшая с мужем до конца жизни.
129 а) консульство М. Виниция (второе) и Т. Тавра – 45 год.
130) Эквиррии – праздник, отмечающийся в мартовские иды, т.е. 15 марта (см. таблицу 2: Числа месяцев). Как и весь месяц, посвящён Богу Марсу и войне; в древнейший период р. истории в этом месяце ежегодно начинались военные походы.
131) Румина – Богиня кормления грудью; лат. ruma – сосок.
Потина – Божество, обучающее младенца самостоятельно пить; лат. potere – пить.
Эдука – Божество, обучающее ребёнка самостоятельно есть; лат. edere – есть, кушать.