Лувр Три дня в Париже Часть 7

Людмила Демьяченок
"Я буду помнить Лувра залы,
Картины, золото, паркет,
Статуи, тусклые зеркала,
И шелест ног, и пыльный свет.

Для нас был Грез смешон и сладок,
Но нам так нравился зато
Скрипучий шелк чеканных складок
Темно-зеленого Ватто.

Буше – изящный, тонкий, лживый,
Шарден – интимный и простой,
Коро – жемчужный и седой,

Милле – закат над желтой нивой,
Веселый лев – Делакруа,
И в Saint-Germain l’Auxerroy..."

Максимилиан Волошин

Программа второго дня перенасыщена и это понятно: в Париже столько замечательного. Хочется хотя бы немного прикоснуться. Увидеть, восхититься, прочувствовать…

Ведь сколько было прочитано и сколько приходилось слышать об этом уникальном городе, притягивающем к себе, как магнитом, все лучшее, что есть в нашем мире.

Это по-прежнему центр мирового искусства, культуры, науки. Париж тревожит, волнует, заставляя сердце стучать чаще…

 Впереди – Лувр, величайший из музеев. 300 000 экспонатов насчитывают его фонды, из них экспонируются 35 000.

История Лувра отходит где–то к XIII веку. Здесь на берегу Сены высилась первоначально крепость, позже – это был старый королевский дворец. И только в годы французской революции он окончательно приобрел статус музея.

В настоящее время Лувр имеет четыре части: старый Лувр, крыло Ришелье, крыло Сюли и крыло Денона. Здесь можно увидеть барельефы ассирийских дворцов, египетскую живопись и многое – многое другое.

Наш автобус припарковался в подземной галерее. Это обширное помещение под землей, где располагаются не только подземная стоянка для транспорта, но и многочисленные кафе, магазинчики с бесчисленными сувенирами, кассы. Отсюда берет начало большая стеклянная пирамида, открывающая центральный вход в музей.

Здесь мы получили билеты, план размещения музея на русском языке и... два с половиной часа времени на осмотр музея. Немыслимо! Лувр и такая ограниченность во времени. Мы разбрелись, кто–куда….

Грандиозные объемы, древнеегипетское, античное, западноевропейское искусство… Мы попали вначале в залы греческой скульптуры, но очень скоро поняли свою неосмотрительность: времени слишком мало.

Надо было выбирать, что мы сможем увидеть. К тому же, необходимо еще отыскать нужные залы в огромном множестве переходов, лестниц, коридоров. Конечно, мы идем к Моне Лизе Леонардо да Винчи. Наконец-то верное направление было найдено.

Поднимаемся по мраморной лестнице Дару в галерею Денон. Вверху – на пьедестале, изображающем нос корабля, вся в едином порыве, трепетная, живая, Ника Самофракийская – древнегреческая скульптура, прекрасная статуя эпохи эллинизма, олицетворение Победы.

Освещенный прожекторами, мрамор кажется прозрачным. В ярком ореоле света, фигура сама издает сияние. Развеваются легкие одежды, будто вобравшие в себя свежее дуновение морского бриза. Божественно!

Минуем анфиладу залов Западно – Европейского искусства. На стенах полотна всемирно известных мастеров живописи, то, что раньше приходилось видеть только в альбомах репродукций: Рафаэль, Фра Анжелико, Рубенс, Рембрант, Ватто, Веронезе, Шарден, Ван – Дейк, Делакруа… Очень хочется остановиться, поразмышлять, посмотреть, насладиться этими минутами. Но… Время…

И, наконец, вот он, этот зал. Толпящиеся люди, вспышки фотокамер, тихий восхищенный шепот. За барьером за толстым стеклом – она, миллионно растиражированная на страницах журналов, бесчисленных рекламах, бессмертная Джоконда.

Неожиданно маленькое полотно в роскошной золоченой раме, знакомое и незнакомое лицо Моны Лизы  - гениальное творение Леонардо.

Мне, казавшееся ранее по репродукциям лицо не очень красивой женщины, кажется сейчас прекрасным. Те же черты, но что иначе?

 Нежная загадочная улыбка... Окутанные легкой неуловимой воздушной дымкой, черты этой женщины кажутся невыразимо прекрасными…

 Я застыла в восхищении. Где разгадка этой тайны? О чем говорит ее волшебная улыбка?

Снова зал за залом, переходы, лестницы… На стенах часто знакомые по альбомам репродукций шедевры. Вот «Святой Себастьян» работы Перуджино. Мировая история искусств сосредоточена в этих старинных стенах.

Наш путь лежит к древнегреческой скульптуре. Мы направляемся к отделу античного искусства.

 Яркая жемчужина коллекции, чудо, изваянное великим Александросом Антиохом, богиня любви и красоты – Венера Милосская.

Издалека видна была высокая фигура статуи, окруженная восхищенными зрителями. Мелькали вспышки фотокамер, люди толпились, переговариваясь.

На постаменте возвышалась ОНА,царствуя над толпой, неся в себе вечную юность, чарующую пленительность и неподдельную женственность.  Совершенные пропорции прекрасной молодой женшины.

 Фигура, изваянная из мрамора, казалось, содержала в себе тепло живого человеческого тела. Воплощение нежности и душевной теплоты, она дарит миру ЛЮБОВЬ. И столько человеческого, живого и в то же время божественного…

Это о ней Шатобриан сказал: «Самое яркое свидетельство величия Греции»…

Время пролетело незаметно. Мы возвращаемся через новые анфилады залов. Взволнованные, переполненные впечатлениями. Кто знает, придется ли еще раз побывать здесь.

Ощущение прикосновения к великому наполняет меня. Чувство светлой грусти и печали, словно дыхание веков коснулось моей души…

                *   *   *   *   *

Во дворе дожидаемся нашего гида и в автобусе подъезжаем к пристани. Уже смеркается. У причала толпы людей. Речь на разных языках планеты.

Всей группой мы садимся в большой катер. Ночная поездка по Сене. Удивительно красива подсветка зданий, мы проезжаем мимо знакомых уже нам объектов: Собор Парижской богоматери, университетская набережная Сорбонны, Консьержери…

Звучит теплая задушевная мелодия: Ив Монтан поет о Париже:

««Возле Сены, в любое время, есть те, кто пришел посмотреть  в ее глаза. Это те, кто влюблены в нее, в Сену».

Сойдя на берег, я невольно застыла в восхищении: вся ажурная конструкция Эйфелевой башни была расцвечена причудливыми огоньками. На фоне темного ночного неба это выглядело фантастически…

Так закончился второй день нашего пребывания в Париже.

17 ноября 2011 года     Беларусь Гродно

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ