Росский Союз Глава 2

Алекс фон Джаго
       Интересно стали трансформироваться названия окружных мест, рек и даже фамилий в многонациональной среде. Фамилию управляющего Виннипегского банка - Пугачева очень скоро смягчили до Пухачева, а потом и вовсе урезали до первого слога, что, впрочем, проделали и с местом расположения банка. В сочетании это стало звучать как "Банк Винни Пуха". Солидно и с достоинством!
          А территории, на которые банк распространил свое финансовое влияние, разумеется, получили название Земля Винни Пуха. И действительно, почему это народное название хуже искусственно насаженного ранее Земля Руппорта? Индейское название реки, вытекающей из озера Винни, сменили еще французские поселенцы на Бурбон. Что у меня почему-то ассоциировалось с вполне благородным напитком, а не монаршей фамилией, но пришедшие англичане терпеть безобразие не стали и обозвали воду - Черчилль. А вот неизвестно каким ветром занесенный сюда гордый сын Кавказа и это произнести не смог и выдавил из себя привычное ЧАЧА. Чем стоимость протекавшей жидкости, разумеется, снизил, но довел название до удобопроизносимого среди прибывающих широких масс. Невольничьи озера звучали как Слав, потому, не мудрствуя лукаво, названия так и остались - Славянскими. Сохранилось прежним английским и название большой реки, протекавшей с запада на восток на тысячи километром. В русском переводе оно бы звучало как Мир, но вот внедрить этот вариант никак не удавалось, более того русскоговорящие поселенцы упорно придерживались английского варианта, похабно при этом ухмыляясь и добавляя "Пошел на ... речку!" Все же знание языков развивает культуру народа.
        Но пиком бума названий явились 2-е винокурни, которые пришлось открыть в осваиваемых прериях, пока железка туда еще не была подведена, и неспособное к вывозу зерно требовало переработки. Ведь спиртик от нахождения в дубовых бочках только в цене рос. Спиртозаводы почему то назвали Бодуны, с соответственной градацией на Большой и Малый. Когда вокруг предприятий выросли поселки, то названия сохранились неизмененными и Большебодунцы, рассылая близким новогодние открытки, не кривя душой, каждый раз откровенно писали родным и знакомым "Привет с Большого Бодуна!" Заставляя их думать невесть что. А  жили в том местечке, кстати сказать, люди в основной своей массе люди высокоморальные и малопьющие.

          Даже когда до поселков, наконец, дотянули железную дорогу, и там открылось еще несколько более мощных производств иного профиля, изменить прилепившиеся названия было уже нельзя. Опыт "той" жизни наглядно демонстрировал, к чему приводят переименования в Куйбышевы и Ждановы. А Бодуны (и Большие и Малые) мне очень даже понравились - продуманные, аккуратные городки. Как раз на них и завершилась (в связи с завершением пока там ж/д ветки) моя инспекция новых приобретений. Пусть пока неформальных и юридически не обоснованных - для этого требовалось выждать подходящий момент, но добытых самой эффективной в человеческой истории формой экспансии - экономической. Пули из золота пробивают любую преграду.
              Когда после нескольких лет вояжа по Европе подошли мы к американскому берегу, то ощущение внутри было такое, что там - в Старом Свете осталось прошлое, а будущее и своей семьи, и нации, которая только зарождается, неотрывно от этих бескрайних и богатых земель. Был уже июль и потому Гудзонов залив ото льда успел освободиться. Хотя как-то неловко было называть заливом акваторию, превосходящую по площади и Черное и Балтийское и еще пару им подобных морей вместе взятых. Только вот полярное лето коротко и, дойдя до устья реки, на английских картах продолжавшей носить название Черчиль, "Аляска" быстренько перегрузила на поджидавшие ее баржи крупповские рельсы, приняла на борт с них пшеницу и быстренько уплыла продавать это зерно в Исландию - товарно-денежные потоки при правильной организации дела образовывались как бы сами собой. Но какое за этим стояло напряжение и мозгов и воли!

И в данном случае моя заслуга в этом сводилась только к тому, что мне удалось разглядеть среди сотни крепостных, с которыми делил трюм фрегата почти год, с виду неказистого, склонного к полноте мужичка по фамилии Пугачев, и оценить его способности. А потом несколько лет накачивать избранника вместе с будущей его командой всем, что сам знаю и более того - заставлять додумывать то чего не знаю. Земля Винни Пуха была плодом этих усилий, и впереди было еще достаточно времени, чтобы успех закрепился окончательно. Строительство железки продвигалось, край обживался, и стрелять пока нужды не было, а что будет впереди будем еще посмотреть - если перевес окажется слишком очевиден, то возможно, что достаточно станет только побряцать оружием без пролития крови. Дай то Бог!

Но хорошо, что изначально обучение мною не ориентировало у "студентов" в дальнейшем звездной болезни. Финансы, разумеется, играли огромную роль, но люди, работающие в этой сфере, осознавали, что без производства это всего лишь мыльный пузырь, который даже некоторое время можно понадувать, и он будет переливаться, на солнышке маня красочными переливами, но рано или поздно лопнет. В перспективах такой трюк планировался мной, вздумай какая либо держава повести себя недружественно - проще изнутри взорвать экономику врага, чем вести высокозатратные войны.
        А на "землях Винни" пузырей не надували - вложения велись по схеме в 21-м веке названной китайской. Параллельно развивались, дополняя друг друга, государственный и частный сектор экономики, не давая чересчур рыночной скатиться в базарную и государственной перерасти в административно-командную. Власть должна следить за буржуазией, как и буржуазия за властью и зависеть друг от друга. Разумеется, и остальные слои общества имели право голоса на муниципальном уровне, но дорогостоящая имитация "всенародного голосования за дорогого ...." не требовалась. Плебсу плевать на того, кто на вершине, если он сыт. А вот это обеспечить как раз было не очень сложно управляя по "китайски". В отличие от САСШ недавно пережившей свой первый кризис и им перенаправивший основной поток иммиграции на заселение "земель Винни". Намеченные приоритеты экономики - транспорт, сельское хозяйство, промышленность, строительство - насыщаясь этим людским ресурсом при правильной финансовой подпитке, показывали фантастический рост. А научно-технические достижения открывали новые возможности. Еще в 1825 году в Москве была издана книга Егора Челиева об изобретенном им новом связующем материале. Позднее профессор Мюнхенского университета Иохим Фукс развил идею, а его ученик Отто Крюгер, переселившись в Новый Свет и после визита к Пугачеву получивший достаточное финансирование, открыл вначале опытное, а вскоре и промышленное цементное производство, разрастающееся неимоверно быстро. Прибывавшим требовалось жилье, да и на новых территориях закона "О роскоши" не было - каждый строить мог, что хотел и сколько хотел.

     Наше семейство тоже не устояло и наконец то заказаны были проекты на строительство в Новом Свете, (а конкретнее в Виннипеге), православного кафедрального собора для народа и дома ( или дворца ) для себя. Финансировались проекты из личных монарших средств, а их разработка была возложена на выпускников Военно-инженерного училища, особо опекаемого русским царем и являвшемся предметом его гордости, причем обоснованно. Два десятка головастеньких добровольцев, которым обещано было много работы, сошли с нами на берег в диковатом краю, и захлебывались от счастья, осознавая огромные для себя перспективы. Строить здесь требовалось еще очень много. Если выдержат ритм, то через годик-другой придется их на преп. работу переводить - здесь своих инженеров растить надо, как растит уже на Аляске горняков Загоскин. Открыв соответствующее училище и насобирав преподавателей из прибывающих из Европы специалистов, не глядя на запрошенные теми заоблачные расценки своего труда. Правда, самым наглым он давал возможность самим по тундре пошариться - постарательствовать, выделяя не очень перспективные направления. Но все ж парочка таких жадно-упертых и там смогла разыскать богатенькое на золотишко местечко - таким вот людям респект, а то в основном-то учить других рвутся те, кто сами делать ничего не умеют. За открытое месторождение казна предложила первооткрывателям солидную премию и те не устояли. Ведь добычу там возможно было вести только шахтным способом, а средств таких у недавно прибывших еще не было.  Хотя после премии - на следующей жиле они смогли бы и собственную добычу организовать, но и это место решили они казне продать - геологоразведка приносила больший доход и люди решили продолжать заниматься тем, что у них получается. А кому глотку драть, рудник организовывая, Лаврентий Алексеевич найдет.

           По сути, первое мое реальное знакомство с Россией показало, что и царь Николай обладал даром подбора и взращивания кадров. С одной стороны, делать это было легче имея под дланью своей столь талантливый народ, но ведь проявлялись в этом народе и иного рода "таланты", причем лень или дурь были не самые худшие из них. На строительстве первой - Царскосельской железной дороги шпала обходилась в 30 копеек, а вот когда чугунку потянули в Москву, то на казенном заказе подрядчики наживали с нее аж 7 рублей, будто дорога по Сахаре проходила. На той же "Царскосельской" верста обходилась в 42 тыс. руб., а вот на зачинавшейся "Николаевской" уже 165! Это сколько ж вливаний то нужно, чтобы пасти всех хапуг российских насытить? Тяжела ж ты шапка Мономаха!
            Но и предыдущие ведь у страны расходы были немалые - только Турецкая война 120 млн. руб. серебром съела, а потом еще польский мятеж в копеечку влетел, ну и всякие прочие "мелочи" (Кавказ и т.д.). А про людские потери я и вовсе не упоминаю - жизнь в России дешева! Благо, что вместе с пустой казной в наследство от брата Николаю достался и честный и умный (редчайшее сочетание) министр финансов Егор Канкрин, еще в войну 1812 года, будучи генерал - интендантом, не позволивший "союзникам" раздеть русского солдата. И успешно выведший позднее из оборота напечатанные Наполеоном фальшивые "варшавские" рубли. Россия, когда же ты перестанешь брезговать врага его же оружием бить? Считая, что не по-рыцарски на подлость подлостью отвечать. Ведь за "моральность" твою расплачиваться то в итоге народу.
          Не удивительно поэтому, что главный финансист во всю был против столь затратного железнодорожного прожекта. Но вот в его акционерах в то же время, прознал я, что пребывает советник коммерции, купец 1 гильдии Бенедикт Крамер - недавний директор Российско-Американской компании, никогда за жизнь на "объекте" не побывавший успешно доведший ее до банкротства. Потому к стоимости шпал я отнесся без шока - в такой компашке возможно было все.

         Конечно, пройдохи-французы при строительстве в Панаме тоже поотрывались, но там прокладывая путь по горным болотам (!?!?) хоть на условия можно было что-то списать, а Россия ведь как стол ровна, и наверняка прорубая просеки под путь деревьев спилено было много больше, чем на этот путь шпал требовалось. Да и Бог с ними этими шпалами (предположим, помутнение в тот момент у заказчика случилось), но ведь и землекоп на "Николаевской" по цене трех!!! обходился! Тут-то между заказчиком и трудягой, посредников-воров и при богатой фантазии не насуешь! Значит, начиналось разворовывание именно от человека с лопатой. ТО ЕСТЬ ВОРОВАЛИ В С Е !!! Когда в Новом Свете дорожные строители, закончив работы на перешейке, приступили к созданию пути на землях Винни, то затраты на километр при укладке рельс по ровной прерии, да с накопленным опытом, снизились втрое. В России - тоже втрое. НО ВОЗРОСЛИ! ВСЕМ русским, кроме царя, было наплевать на эту дорогу - каждый дорвавшийся до кормушки стремился урвать хоть малюсенький кусочек халявы. Да за спаленные 64 миллиона серебром дорогу до Таганрога, как и планировал Николай, проложить бы было реально и остаться должно было, а вот ...! И при таком-то подходе ВСЕГО НАРОДА, царя, который эту вороватую мразь спасти хотел, только "Палкиным" прозвали!? Да тут Сталин с Берией нужны были - ГУЛАГ за такие бабки вокруг земного шара рельсы бы проложил и вождь "горячолюбимым" остался.
          Потому не хотелось мне больше свою историческую Родину от неминуемой беды спасать. Зачем? Ведь она и сама этого не хочет. Видно карма у народа такая. И что должно произойти - произойдет непременно.
         Только вот когда Ленин с Троцким гражданскую войну в этой стране развяжут - тем, кого они станут вырезать, будет куда бежать. А там они себя найдут - ведь стали же в двадцатых русские полковники шоферами такси в Париже. Вот и есть это моя главная миссия - приготовить гавань для философских пароходов. Пусть к тому времени русский язык в Русской Америке претерпит изменения и говорить на нем будут и негр и желтокожий. Но он будет!