Звучащая жертва ч. 37

Сергей Владимирович Жуков
                §37. Звучащая жертва
                «Но так прозрачно, так певуче
                Оттуда музыка лилась,
                И мир бы трепетно озвучен,
                Как будто знал её лишь власть»
                Алексей Прасолов

   Звук по-гречески фон. Однако пространство, окружающее персонами  картины, тоже именуется фоном.
Порою кажется, что фон почти неразличим, но именно он задаёт композиции тон, то есть ритмическое сопровождение.
Музыка - фон Вселенной. Вероятно, фон и тон - различные транскрипции одного слова.
Музыка издревле сопутствует людям. Медь звучащая и кимвал бряцающий часто упоминаются в псалмах Давида. 

   Позже «кимвал» превратится в «цимбалы», что уже очень похоже на символ.
Меж тем символ есть синтез, то есть творческое соединение духа и материи, придающее смысл последней.
Символ скорее всего не одухотворённая плоть, но воплощённый дух.
Посредством музыки осуществляется переход из запредельного в ограниченное.

   Язык музыки универсален. Клио, Урания, Евтерпа, Эрато, Терпсихора, Мельпомена, Полигимния - музы, то есть греческие богини, служащие покровительницами различных видов искусства и науки. Они вдохновляют поэтов, историков, драматургов, но прежде в их ведении находится музыка. Она всеобъемлюща.
Архитектор Тон создал в 19-м веке симфонию храма Христа Спасителя в Москве.

   Готические соборы, воздвигнутые в средние века, называют «застывшей музыкой». Всё-таки, несмотря на все ужасы инквизиции, в Средине Века Европа была религиозной.
Древние греки верили в то, что эфир окружает и порождает всё сущее. Порою кажется, что подобное совершает музыка. Античные философы были убеждены в том, что сферы или орбиты планет издают неслышимые человеческому уху звучание. Эти мелодии уловляют лишь избранные.

   Индуистский бог Кришна своей музыкой очаровывал не только людей - окружающие его растения, травы, кустарники, деревья буквально вырастали на глазах, когда он играл на своей флейте. В садах римских патрициев во время игры на арфе изумлённые слушатели наблюдали, как раскрывались розы.
До сих пор у народов, сохранивших элементы древней культуры, посев семян в почву сопровождается определённым музыкальным ритуалом. Так, в прибрежных районах Карибского моря при посадке тыквы звучит мужской хор, а при посадке овса - женское пение. Когда сеют семена овощей, играют на дудочках и свирелях.
Организм сам является источником звука.

   Любой организм, в том числе и человеческий, можно рассматривать как сочетание масс с упругими элементами, имеющими собственные частоты колебаний. Иными словами, каждый орган вибрирует с определённой частотой. По-своему «звучат» кости, мышцы, сердце, печень, лёгкие. Своё звучание у всего организма. «Поёт» он и на клеточном уровне.
Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны; между ритмом движения и ритмом внутренних органов всегда существует определенное соотношение. Используя музыку как ритмический раздражитель можно достигнуть гармоничные настройки ритмических процессов организма - более организованной энергетически экономичной. 1
Громадное значение музыкального искусства для жизни общества признавали и утверждали великие мыслители древности.

   В - частности, Аристотель говорит то, что «даже слушая подражания, хотя бы без сопровождения их мелодией и ритмом, все проникаются соответствующим настроением.» 2
И ещё одна важная ссылка: «…музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи…» 3

   Неслучайно Аристотель размышляет о роли музыки именно в «Политике», а не в «Эстетике».
Музыка очень важна для утверждения державности России. Следует отметить, что государственность должна быть направлена на благо широких слоёв населения, а не на ублаготворение олигархов и на создание размытого понятия «среднего класса».
В19-м веке в связи с общим развитием российской культуры произошёл и расцвет музыки.
Михаил Иванович Глинка создал оперу «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин», а также «Руслан и Людмила». Эти произведения вдохновили российскую общественность, которая коснела в подражании итальянской опере.

   Русские композиторы стремились выразить жертвенность народной души посредством музыкальных инструментов, изобретённых и разработанных на Западе.
В творчестве некоторых создателей музыкальных сочинений переплеталась всемирная отзывчивость и патриотизм.
Так, композитор Александр Константинович Глазунов создал симфоническую картину «Кремль», а также балет «Раймонда» (1898).
В то же время им  была обработана русская народная песня « Эй, ухнем!».

   На большой риск пошёл Александр Николаевич Скрябин, создавая «Поэму экстаза», «Сатаническую» и «Божественную поэму», а также симфонию «Прометей».
Умер сочинитель талантливых мелодий от заражения крови, прожив всего 42 года.
Поистине невероятно широкой представляется панорама грандиозного творческого наследия русского гения Петра Ильича Чайковского. Им были написаны оперы, принёсшие мировую славу не только автору, но и самой России: «Воевода» , «Ундина» , «Опричнина», « Кузнец Вакула», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта».
Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» укрепили известность колоса музыкальной культуры.
Выдающийся румынский писатель 19-го века Александру Одобеску говорил, что «…народ должен узнавать себя в своей музыке, наслаждаться ею, извлекать из неё высокие и благородные чувства, ибо это и есть подлинное предназначение музыки и искусства вообще».  4

   Потому и многие великие композиторы России в 19- м и 20-м веках, за исключением 90-х годов, неустанно и неизменно обращались к подлинно народной культуре, обогащая и преобразуя её.
Вспомним, что композиторы, составившие образованную в конце 19-го века «Могучую кучку» уделили огромное значение воспитанию народа на примерах его истории и мифологии.
Милий Алексеевич Балакирев создал «Сборник русских народных песен». Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперы: «Псковитянка» и «Снегурочка». Модестом Петровичем Мусоргским были выстраданы и рождены оперы «Борис Годунов» и «Хованщина».
Александр Порфирьевич Бородин сотворил замечательную оперу «Князь Игорь».
Важнейшей составляющей и вдохновляющей частью жертвенной симфонии России не просто является, но служит народная песня Славян.
Слова и звуки, слитые в ней воедино, не повествуют, а вопиют к небу о почти извечных страданиях Славянской нации, зажатой тисками крепостничества.

   Словами песен поёт само сердце народа, то самое «золото, золото сердце народное», о котором в своей поэме так вдохновенно сказал поэт Н.А.Некрасов.
Песня является не просто отвлечённым синтезом, а сплавом слов и музыки.
Песня не только утешала русских людей, но и звала народ на борьбу.
«Русская песня» - своеобразный, но не единственный вид вокальной лирики первой половины 19-го века. Уже в первые десятилетия появляется, а затем развиваются другие её формы, в особенности в русле романтической поэзии - баллады В.Жуковского, М.Лермонтова, А.Тимофеева, элегические романсы А.Пушкина, Е.Баратынского, Ф.Тютчева, Н.Павлова, М.Яковлева, вольнолюбивые песни поэтов-декабристов (А.Бестужева-Марлинского и К.Рылеева, Ф.Глинки, П.Катенина, М.Бестужева), и поэтов следующего за ними поколения (А.Полежаева, Н.Огарёва, В.Соколовского), гусарские песни Дениса Давыдова, студенческие песни Н.Языкова.

   Во второй половине 19-го века в русской вокальной лирике происходят существенные изменения и в идейном содержании и в жанровой системе, и в стилевых особенностях. Некоторые жанры, ранее преобладавшие и сыгравшие важную роль в развитии поэзии, исчерпали свои возможности. Так, на смену «русской песне» приходит песенное творчество поэтов, отказавшихся от внешней, формальной подражательности фольклору и создававших произведения, национальная самобытность и связь с народной поэзией которых приобрела более сложный, реалистический характер Н.Некрасов, И.Суриков, И.Никитин).
Наиболее примечательным видом вокальной лирики этой эпохи становится революционная песня, создаваемая поэтами и композиторами нескольких поколений революционных демократов, революционных народников и российской социал-демократии.
Как правило, эти песни писали поэты, совмещающие литературную деятельность с участием в освободительной борьбе: А.Плещеев («Вперёд, без страха и сомненья»), П.Лавров («Отречёмся от старого мира»), М.Михайлов («Смело, друзья, не теряйте…»), Г.Мачтет («Замучен тяжёлой неволей»), П.Эдиет («На десятой версте от столицы»), Г.Ривкин («Море в ярости стонало…»), Ф.Шкулёв («Мы кузнецы, и дух наш молод…»)

  В репертуар борцов за свободу входили и стихи поэтов, далёких от борьбы, но объективно отразивших устремления её участников или уловивших общественное настроение своей эпохи. Созвучными этим настроениям и восприятиями демократической и революционной средой оказались стихи А.К.Толстого (»Колодники»), Я.Полонского («Что мне она...»), И.Никитина («Медленно движется время…»), А Шелер-Михайлова («Песня рабочих»), В.Крестовского («Полоса ты моя, полоса!»), Вас. И. Немировича – Данченко («Отворите окно, отворите…»)
В 30-е и последующие годы в СССР возник своеобразный феномен советской песни.
В этом виде искусства немалое значение наряду с музыкальной составляющей имеют стихи.
Строки А.Фатьянова, М.Исаковского, М.Матусовского, Н.Доризо, К.Ваншенкина и Л.Ошанина ожили в исполнении задушевных певцов Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, Эдуарда Хиля и других…
Значение песне придавала именно сердечность сотворения и душевность исполнения.
Песни Великой Отечественной войны поднимали на бой, призывали стоять насмерть за жизнь на земле.

   До сей поры священным трепетом наполняются наши сердца при словах и звуках, сплавленных воедино: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
Чеканные строки Лебедева-Кумача слились воедино с музыкой    Соловьёва – Седого.
В советское время продолжали творить и такие гиганты классической музыки, как Г.Свиридов, Глазунов, Сергей Прокофьев. Пронзительные  мелодии создавал Микаэл Таривердиев.
В угоду молодёжи в 79-е годы стали создаваться так называемые ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), которые на первых порах старались создавать народные мотивы.
Особенно выделялись в этом ключе группы из Беларуси: «Песняры», «Сябры», «Верасы»…

   Рок является музыкальным явлением, занесенным с Запада, но русский, а вернее, сказать, славянский рок, ярчайшим представителем которого предстаёт Александр Башлачёв, совершенно особое движение.
Александр Башлачёв, к сожалению, добровольно ушедший из жизни 17 февраля 1988 года, стремился создать корневое музыкально-песенное действо.
О корнях в творчестве Александр заявлял в своих интервью. Лучшие песни поющего поэта свидетельствуют о его искренней любви к Отечеству.
Замечательным представителем песенной культуры перестроечных времён служит певец патриотического направления Игорь Тальков, погибший в 1991 году во время концерта.
Музыкальная культура России на рубеже 20-го и 21-го веков подверглась значительной деградации. Впрочем, бывает ли нисхождение значительным? Падение может быть стремительным, и лишь подъём постепенным, поступательным.
Итак, сценическое пространство рыночной России заполонила всякого рода «попса». Исполнители на эстраде случаются мужского, женского и даже среднего рода.

   Некоторые музыкальные группы Российской Федерации так и хочется назвать «группировками». Иные исполнительские «стайки» даже называются по-английски, например: «Хай-Фай», «Чайф», «Нэнси» и т.д.
Существует и псевдопатриотическое лубочное направление, «мастера» которого выдают «шедевры» типа «Господа офицеры» или «Рассея, моя Рассея, от Волги и до Енисея». В одном из текстов нынешних песен звучит «Балы, красавицы, лакеи, юнкера. Как упоительны в России вечера…» Подобная глупая печаль по прошедшему как бы предполагает, что авторы и исполнители, конечно же, будут юнкерами, а не лакеями.

  Одним из подлинных жертвенных носителей народной музыки стал певец Чили Виктор Хара, погибший в застенках марионеточного военного режима, установившегося на его родине в 1973-м году.

  На острове Ямайка родился и жил великий поэт и певец Боб Марли, песни которого давали не только утешение угнетённым, но и звали их на борьбу. Первая же песня его первого самостоятельного альбома «Burnin» /1973/ так и называется: «Вставай, поднимайся». Дав в 1978 году знаменитый примирительный концерт, Боб Марли сорвал планы империалистов развязать гражданскую войну на Ямайке. Последний сборник песен Боба Марли называется «Восстание». Боб Марли хотел осуществить в своих произведениях не просто революцию, а революцию сознания, без которой невозможна победа угнетенных.

  Как же потомкам Славян не хватает певца и поэта, равного Бобу Марли, который был способен вразумить на необходимость отказа от "духовного" наследия Запада. Причём следует вспомнить, что если в 19-м веке в Европе ещё жили и творили великие композиторы Людвиг Ван Бетховен, Шуман, Шопен, Брамс, то в 20-м и 21-м веках запад уже ничем не может обогатить мировую музыкальную культуру.

Литература
1 Смирнова Инна Таинственное могущество звука //Наука и религия.-2010.-№10.-С.55-56

2  Аристотель Политика.-Минск:Литература,1998.-С.728

3  Аристотель. Там же.-С.730

4 Одобеску А. Будущее искусства в Румынии: Избранное.-М.:Художественная литература,1984.-С.239