Калинин город моего детства

Соломон Гройсман
                Калинин  - город  моего  детства

      Шел 1936 год, когда папа лишился работы преподавателем в вологодской деревне .  Это обстоятельство заставило его  разослать письма к родным и знакомым с просьбой сообщить  о возможном трудоустройстве. Послал письмо  и близкому родственнику Мойше Маркизу, имевшему до революции в Тульчине небольшой шляпный магазин. Судьба занесла его в город Тверь, тогда называвшийся Калинином, где он устроился продавцом в комиссионный магазин. Маркиз ответил, пообещал устроить. И тогда вся наша семья переехала в Калинин.
   
     Город, разделенный рекой Волгой на две части, был развивающимся промышленным центром. Особое место занимали: ткацкое производство - две крупные фабрики «Пролетарка» и «Вагжановка»; швейное производство; вагоностроительный завод. Заканчивалось строительство завода резинотехнических изделий. На темпы развития города большое влияние оказывала близость Москвы. Рабочие руки были нужны, население быстро росло. И как во все советские времена, очень трудно было с жильём. 
   
      Папа снял маленькую комнатушку в деревянном старом доме на левом берегу Волги, на окраине города, в Конном переулке,  недалеко от вагоностроительного завода. Переулок больше походил на тупик. Узкий, без тротуаров, проезжая часть дороги заросла травой. Дом, в котором нам предстояло жить, был разделен на  две половины. Одна часть - хозяйская, с отдельным входом, другая сдавалась  жильцам.  В наемной части дома был маленький квадратный коридор, который служил кухней и имел две двери  в  комнаты: в маленькую, где расположилась наша семья, и в большую, где жила еврейская семья Гринманов. Отец семейства - дядя Гершл - работал  плотником на вагоностроительном заводе,  его жена Зина была домохозяйкой, а  трое сыновей ещё учились. Иосиф и Изя - в институтах Москвы,  а младший,  Мотя - в школе.  Семья  была родом из белорусского местечка. Эти добрейшие люди полюбили меня не меньше, чем  своих сыновей. А я им ответил искренней любовью четырехлетнего ребенка. Сыновья Гершла хорошо учились, были рослыми, красивыми парнями, и родители ими гордились.
      Большую часть дня я проводил с тётей Зиной, порой мешая ей заниматься своими делами. Я мешал Моте учить уроки, бесцеремонно врывался в комнату и, если видел его сидящим за столом с книгой, неизменно спрашивал: «Ты выучил теорему Пифагора?!»  Все смеялись. Когда мои поступки переходили грань дозволенного,  меня  брали за руку и выдворяли из комнаты, запирая дверь на крючок.  Я злился, стучал в дверь ногой, за что мама меня наказывала,  даже шлёпала, обещала привязать к кровати папиным галстуком. Я ревел. На выручку неизменно приходила тётя Зина.
   
   Было и такое. Соседка шила старшему сыну рубашку, а я  крутился возле неё и мешал.  Меня выставили из комнаты и закрыли дверь на крючок.  Но не тут-то было. Я взял нож, просунул его между косяком и дверью,  открыл дверь и вбежал в комнату с возгласом: «А я всё равно пришёл!»  Но на этом я не успокоился. Когда тётя Зина  отвлеклась, я взял ножницы и разрезал почти готовую рубашку. Папе пришлось покупать новую ткань. Я получил изрядную взбучку, и неделю меня не выпускали из комнаты. А Гринманы продолжали меня любить и ласкать, называть Семунька и угощать самыми вкусными вещами, какие у них только были,  как бы извиняясь за постигшие меня неприятности.

      Папа устроился на работу  директором небольшого магазина, открытого на территории строительства завода резинотехнических изделий. Магазин торговал промтоварами и парфюмерией. Мама помогала ему в работе. Мне очень нравилось бывать в магазине. В подсобке вкусно пахло туалетным мылом, пудрой и другой парфюмерией, особый запах был у тканей. Собирал ненужные коробочки и играл ими в никому не понятную игру. Иногда в магазин привозили дефицитные  товары: ведь он был расположен в новом рабочем поселке. У магазина собиралась большая очередь, начиналась давка, тогда папа громко обращался к толпе с просьбой не давить друг друга  и не ломать прилавок. В дни распродажи дефицита торговали до полуночи, пока не продадут всё. Особым спросом пользовались галоши, обувь, ситец  и  красивый подкладочный шелк, из которого шили нарядные платья.   
      Однажды отец неожиданно разбогател,  а может быть,  и не совсем неожиданно. В магазин поступила партия галош, которую  предложили продать по цене первого сорта, а накладную передали позднее, к концу  рабочего дня,  где было  указано, что товар  второго  сорта. Внешне определить дефекты  трудно. А может быть, их и вовсе  не было. Так повторилось ещё два раза. И  радость заработка сменилась большим беспокойством за свою судьбу и будущее семьи. Пришлось подать заявление об уходе с работы.

      В то же время появившиеся деньги  дали возможность задуматься о новом жилье. Начались поиски. Внимание привлек дом, расположенный на Учительской улице, в центральной части города. Она пролегала параллельно улице Софьи Перовской, где проходил трамвай. Первый этаж дома  кирпичный, а второй надстроен из дерева. С трех сторон были пристроены деревянные коридоры в два этажа. Замысел отца заключался в следующем:  из коридора   второго этажа сделать жилую  квартиру.

      Наружные стены были утеплены за счёт второй параллельной стены, промежуток между ними засыпали опилками со шлаком. Таким образом  утеплили потолок и пол. Одинарные рамы заменили двойными. Изнутри стены  обили дранкой и оштукатурили. Печка разделила помещение на две части ; горницу и кухню. В комнате поместили  бабушкину металлическую кровать для родителей и маленькую кроватку для меня, модный по тем временам буфет, туалетный столик с зеркалом. С противоположной стороны, где было окно, поставили шкаф. Посреди комнаты установили  дубовый стол с резными ножками, привезенный из Тульчина. Правда, его пришлось уменьшить. Стены украсили тремя копиями картин: «Последний день Помпеи», две другие ; пейзажи Палестины с изображением Иудейской пустыни. Над столом  висела лампочка, под большим красным абажуром,  что соответствовало моде.

      Ещё  на стене висела черная тарелка - радио. Я очень любил слушать передачи для детей, неподвижно сидя за столом. Они производили неизгладимое впечатление. Мне очень хотелось поделиться услышанным, и я охотно  пересказывал содержание передач ребятам в детском саду, куда  ходил до школы более года и даже выезжал на дачу. Страсть пересказа осталась на всю жизнь.
      На кухне стоял стол с внутренним шкафчиком, диван и вешалка для верхней одежды. Между кухней и жилой комнатой двери не было, её заменяли тяжелые  портьеры с кистями зеленого цвета, что было модно. Квартира выглядела вполне современно. Кухня имела большой недостаток: в неё выходило окно из соседней квартиры. Нижнюю часть окна  мы закрыли занавеской. Разговаривать приходилось тихо, чтобы соседи не слышали. И ещё на идиш, чтобы соседи не понимали. Этот недостаток сыграл однажды положительную роль. У нас с улицы был отдельный вход, откуда попадаешь в небольшой коридор. Крутая лестница вела на второй этаж, где также был узкий коридор и две двери. Одна - в нашу квартиру, а вторая - на чердак. Уличная дверь не запиралась, так как жильцы дома использовали чердак для сушки  белья.  Это было условием перестройки коридора в квартиру.

      Однажды в квартиру проникли  два вора.  Подобрав ключи, они  открыли дверь и оказались в кухне. Неожиданно  они обнаружили,  что через окно на них смотрит  девушка.  Последовал вопрос: «Кто вы такие и почему вошли в квартиру без хозяев?» Ей ответили,  что ключи им дала хозяйка, и она должна скоро подойти. Соседка была смышленой, предложила незнакомцам сесть на диван, дав понять  всем своим видом,  что она вместе с ними будет ждать хозяйку. Ворам пришлось уйти. За находчивость и спасение нашего имущества папа купил соседке красивую ткань на платье. 

      Пищу варили  на примусе или керосинке, отчего в помещении постоянно  пахло керосином. И только зимой это  делалось  на плите,  когда топили печку. Обедали на кухне. В доме не было ни воды, ни туалета. Воду приходилось носить из колонки, расположенной в 150 метрах от дома. Туалет располагался в задней части двора, за сараями. Дом был плотно заселен, в нем  проживало девять семей, так что по утрам перед туалетом вырастала очередь. Несмотря на все эти недостатки, мы были очень рады новому жилью. Жалели только о расставании с Гринманами.

      Достатка в семье не было. Невысокая заработная плата обеспечивала скромную жизнь. Но, тем не менее, внешний вид родителей создавал впечатление обеспеченной семьи. Два костюма среднего качества, светлые сорочки и манишки, галстуки давали папе возможность хорошо выглядеть. Большие роговые очки, а иногда пенсне,  которые он носил постоянно, создавали образ еврейского интеллигента. Наручные часы Кировского завода он купил перед войной.
      У мамы нарядов было мало. Красивая фигура молодой женщины позволяла ей носить трикотажные платья и кофточки. Они плотно облегали  тело и делали её привлекательной. Два трикотажных платья красного и кофейного цвета почти полностью закрывали её ноги,  но обнажали красивую шею. Она надевала их только по торжественным случаям. Эти платья, кофточка из батиста  и воздушный большой шифоновый шарф сохранились у меня до сегодняшнего дня.  Они не пригодны для носки, но выбросить  их не могу. Украшений тоже не было, если не считать большой броши,  обручального кольца и ещё одного кольца с камнем. Из косметики пользовалась пудрой, помадой и духами от случая к случаю. В будние дни мама носила платья из ситца и сатина. Шкаф для вещей был полупустой. Отдых на юге или лечение в санатории были недоступны.

      Папа поступил на курсы плановиков, чтобы получить специальность. Торговлей  заниматься не хотел. После курсов устроился на работу в организацию «Главсахар». Её  руководителем был еврей, Матвей Захарович Даревский, честный, порядочный, убежденный коммунист, внешне похожий на Орджоникидзе. Схожесть больше всего подчеркивали  усы. Между папой и Даревским установились добрые, даже товарищеские отношения. Матвей Захарович был сердечником и часто болел. Папа брал меня, и мы  направлялись  навещать его. 
      Постепенно появился круг знакомых, с которыми мы поддерживали приятельские отношения. В первую очередь, с семьей  Маркизов:  Мойшей и его женой  Дорой, статной, красивой, доброй  женщиной. У них была дочка Клара,  девица на выданье,  и сын  Нютя, к тому времени он жил уже в Москве, но часто навещал родителей. Жили они в противоположной части города,  далеко от нас,  в небольшой комнатке. Мы  с  удовольствием посещали эту гостеприимную, шумную, веселую семью. В одном доме с ними жила другая еврейская  семья ; Бронштейнов. Хозяин был  шойхетом (резником живности), религиозным человеком, его жена занималась  хозяйством, а их сын Давид учился в Москве в  полиграфическом институте. Через некоторое время, перед войной, Клара вышла замуж за Давида.  Вскоре вся  семья Маркизов переехала в Москву,  где они купили комнату  в Покровско - Стрешневе, в то время считавшемся пригородом. 

      Не помню, как подружились с семьей Бойм,  которая  жила близко от нашего дома, и это способствовало нашим частым встречам. У них было двое детей: сын Сёма, старше меня на 3 года, и дочь Рая, моложе меня на год. Чем я становился старше, а это был период  6-10 лет, тем больше  сближался с этой семьей, мне очень нравилось играть с ребятами.
      Особое место занимала дружба с Гринманами. Дядя Гершл сменил работу плотника на продавца квасом. Это позволило им  к 1939 году купить небольшую квартиру в одноэтажном доме на улице Софии Перовской, недалеко от нашего дома. Мой папа сыграл большую роль в жизни этой семьи.  Дело в том, что в «Главсахаре»  работала красивая, умная  еврейская  девушка Бася. Папа  познакомил её с Иосифом, сыном Гершла, закончившим к тому времени Московский текстильный институт. Они понравились друг другу и вскоре поженились. Молодые были счастливы и считали своим долгом отблагодарить папу. В результате у меня появился   «взрослый»   велосипед. 

      С седла я не доставал до педалей.  Пришлось его снять  и закрепить подушечку. После работы  папа ужинал, и мы  отправлялись в сторону Волги, на небольшой стадион, принадлежавший швейной фабрике. Там я начал учиться езде на велосипеде. Папа придерживал велосипед сзади  и бегом  отмеривал круг за кругом.    

      Я часто бывал в доме Гринманов. Там мне было хорошо. Больше всего любил, когда угощали свежей булочкой  с маслом и медом. Дома меня не баловали этим лакомством. Питались мы скромно. Мне разрешали оставаться ночевать у Гринманов. Спал я на большом сундуке. Иногда дядя Гершл брал меня на  работу, в ларек, где продавали квас. И была там одна нравившаяся   мне  технологическая операция. Надо было из большой бочки перелить квас в ведро, затем  в другую емкость, откуда квас разливали  в стаканы и кружки. Делалось это с помощью резинового шланга, через который квас засасывался, после чего конец шланга опускался в ведро. В этом  месте немудреного технологического процесса можно было напиться кваса, сколько захочешь. Никогда мне не делали замечания по поводу моей хитрости. Только улыбались.

      После переезда на Учительскую улицу родители вызвали в Калинин бабушку для присмотра за мной. Все хозяйственные дела легли на её плечи: магазины, рынок, готовка еды, топка печки. Она часто брала меня с собой на базар, при этом я  выполнял функцию переводчика, носильщика, подсказывал, как пройти в нужное нам место.  Я снова, как в Тульчине, прикоснулся  к языку идиш. Этот  язык  стал  чаще  звучать  в  нашем  доме. «Подрастешь, пойдешь в школу, я тебя научу еврейским буквам», - говорил  мне папа. Но этому не суждено было сбыться. 

      Бабушка говорила на идиш, а я отвечал ей по-русски. Она прожила у нас около года и стала просить отправить её  назад в Тульчин:  там у неё дом,  одинокая сестра, и вдвоём им легче будет жить. Калинин был для неё слишком большим и сложным городом. Родным и привычным местом проживания было местечко, где прошла вся её жизнь. Она уехала. Больше я бабушку не видел. Она погибла  в 1941 году в Тульчинском  гетто от голода.   

      Наступил  страшный период 1937-1938 годов. Страну захлестнули суды и разоблачения «врагов народа», повсеместное доносительство. Не минуло  это и папиной конторы. О некоторых ситуациях, касавшихся  сотрудников, рассказал  ему  Даревский. А когда запросили  характеристику на папу, Даревский посоветовал немедленно уволиться,  лучше  уехать. Уезжать было некуда. Начинать жизнь заново уже не было сил.  Но уволился папа немедля, уехал ненадолго в Москву к сестрам. 

      Через некоторое время новым местом его работы стала ткацкая фабрика, где он занял должность цехового плановика. Работал по сменам. Однажды он взял меня с собой  на «Вагжановку». Долго объяснялся на проходной, детей на производство не пускали.  Папа  пояснил, что мама лежит в больнице и меня не с кем оставить. Пропустили. У мамы сильно болела поясница.
      В длинном помещении стояли ткацкие машины, издававшие страшный шум. Папин кабинет был  отгорожен от цеха  стенами и потолком. В нём шум был  меньше. Папе казалось,  что за  фабричными стенами и шумом станков он подальше от НКВД.    

      На улице были у меня товарищи. Наиболее близкими - два мальчика, двоюродные братья, одногодки, - Мака и Ава. Поначалу не мог понять, что это за имена, но всё быстро  прояснилось. Мака - это Макар, а Ава - Авдей.   Имена  им  дали в память их прадедов,  известных в своё время тверских купцов. Жили они в доме напротив нашего. Дома были  похожие по своей архитектуре и строились, видимо, в одно время. До революции весь дом принадлежал их бабушке. В советское время  на две семьи им  оставили одну четвертую часть дома на втором этаже.   
      У Маки мама была врачом-отоларингологом, а папа заведовал  туберкулезным диспансером. Ава был сыном второй дочери бабушки. С его отцом было не всё ясно, почему-то он всё время  находился на севере в служебной командировке. Я его за четыре года так и не видел.  Можно  догадаться, каким он был  «полярником».
      Воспитанию ребят уделялось большое внимание.  С четырех лет их на целый день отводили к  гувернантке  француженке, которая обучала их французскому языку, музыке и красивым светским манерам. Уже к поступлению в школу они свободно разговаривали по-французски,  довольно хорошо играли на пианино. Поступив в общеобразовательную школу, продолжали занятия языком и музыкой.  Не со всеми ребятами разрешалось им играть. Я был допущен. Правда, предварительно со мной  разговаривали и выясняли, кто мои родители. Играли мы, по большей части, у Маки и Авы, в основном, в солдатики. Иногда одного из братьев  отвлекали от нашей игры, и на час он уходил в другую комнату играть на пианино. После чего  братья менялись занятиями.

     У меня они бывали значительно реже и только с разрешения бабушки братьев. В летнее время  игры перемещались в сад, который располагался в задней части Макиного  двора. Когда дом конфисковали,  сад стал ничейный, зарос травой, в нем было даже трудно ходить. Хотя сохранились яблони, кусты крыжовника, малины.      
    Был у меня ещё один приятель. Звали его Толя. Жил он в подвале соседнего дома с мамой и бабушкой.  Квартира  больше нашей, но сырая и тёмная.  Две трети окон - ниже уровня  земли. В этой семье было  множество  старинных книг. Мы подолгу листали их и рассматривали картинки. Книги по архитектуре, живописи, религиозного содержания, о море. Впоследствии я узнал от Толи, что его отец был морским офицером. Вопрос о его судьбе  не обсуждался. 
    Общение  с Макой  и Авой оказало на меня определенное влияние. В чем-то я захотел быть похож на них. Ну, скажем, научиться музыке.  Этого не могли не  заметить родители и решили, что меня следует отдать в музыкальную школу. Остановились на скрипке. Пианино ; это дорого и в квартире негде поставить. В мире столько скрипачей-евреев, и вообще скрипка ; это еврейский инструмент. Главный инструмент у клезмеров (небольшой еврейский музыкальный ансамбль). И фрейлехс (веселая еврейская танцевальная музыка) ; это не фрейлехс, если нет скрипки. Правда, ни у мамы, ни у папы слуха не было. Хотя тётя Маня ; папина  сестра - хорошо играла на пианино и даже пела в хоре, когда  жила ещё в Тульчине.   Надо было проверить: может быть, у меня есть такие же способности, как у тётки. Узнали порядок приема детей в  городскую музыкальную школу.

     В один из дней я был одет в парадный костюм  из темно-зеленого вельвета, недавно сшитый в ателье. Манжеты штанов застегивались ниже колен. Верхняя часть костюма ; толстовка с пояском. Приехали с мамой в школу.  В небольшом зале,  где  собрались нарядно одетые дети с родителями, время от времени открывалась дверь в смежную  комнату, выходила женщина и громко называла  фамилию и имя ребенка, приглашаемого на прослушивание. Подошла  моя очередь.
    Я вошёл в большую комнату, где стояло пианино и возле него сидела женщина.  Рядом с ней находилось  человек пять преподавателей школы. Меня спросили, знаком ли я с нотами и могу ли  что-нибудь сыграть. Позор начался с самого начала. Я не знал, что такое ноты, и тем более, как  играют на пианино. Тогда экзаменатор проиграла элементарную мелодию и попросила меня сделать то же самое. Я стал нажимать на клавиши, но мелодия получалась совсем иной. Меня попросили спеть мелодию. И это я сделал не лучшим образом. Мне снова  сыграли мелодию и попросили простучать её карандашом по крышке пианино. Это было сделано так же плохо, как всё остальное. Я ждал момента, когда меня перестанут  мучить. Ещё немного, и слёзы брызнули бы из моих глаз. Я вздохнул с облегчением, когда меня  вывели в зал. Никто не расходился, ждали результатов прослушивания. Наконец зачитали протокол. Против моей фамилии была записана фраза: «Может быть принят условно, на отделение щипковых инструментов». Это означало, что мне давали шанс позаниматься  два - три месяца для окончательного определения моих способностей. В музыкальную школу я не поступил.

     Некоторое время я ходил в детский сад от фабрики «Вагжановка». Особо запомнился выезд на дачу. Она размещалась в бревенчатом одноэтажном доме в деревне, вблизи  Волги. Все дети  были одеты в одинаковую детсадовскую одежду: красные трусики, рубашки салатного цвета с коротким рукавом и  квадратным вырезом без пуговиц, белая панамка. В прохладную погоду одевали толстовки из плотной серой ткани и чулки. После завтрака, при хорошей погоде, отправлялись в лес. Он в Тверской области  чудесен: сосна, ель, в низинах кустарник.  Местность  изобиловала клюквой, земляникой, черникой, грибами. В лесу воспитатели читали нам книжки, рассказывали сказки, мы играли.      
     В жаркие дни ходили  купаться и загорать на Волгу. Шли по узкой дороге, проложенной в ржаном поле. На обочинах собирали ромашки, разучивали и пели песни.  Это был мой первый и к сожалению, единственный опыт жизни в коллективе. Так сложилось, что в детстве я ни разу не побывал в пионерском лагере.

     Наступило лето 1939 года. В пяти минутах ходьбы от нашего дома была самая большая школа города - № 1. Она размещалась за  старым, обваливающимся кирпичным забором, в помещении бывшей семинарии. Записываться в школу пошли с папой. Я был одет нарядно, по моде,  в парадные вельветовые штаны, в каких ходил поступать в музыкальную школу, и льняную сорочку - косоворотку, расшитую тесьмой. Рубаха в талии  перехвачена цветным толстым шелковым шнурком, концы заканчивались  кистями, на ногах - белые гольфы и сандалии. Нас встретила учительница, набиравшая первый класс. Учительница сказала, что ей очень важно знать, кем бы я хотел стать, когда вырасту. Я задумался, стал посматривать на отца, надеясь на подсказку, но он  молчал. Тогда, набрав в грудь побольше воздуха, я громко выкрикнул: «Командиром на коне!»  Видимо, игра в солдатики и любовь к лошадям оставила глубокий след в моей душе.    

     В школе №1 я проучился недолго. К зиме началась финская война, и здание  было отдано под госпиталь. Нас перевели в другую школу, куда надо было идти, через трамвайные пути, что очень беспокоило родителей. Школа занимала одноэтажное деревянное помещение, плохо отапливалась. Ученики часто сидели на занятиях в пальто, занятия проводились в две смены. Всё это сильно сказывалось на качестве обучения.

     В это время я стал приобщаться к театру. Мы часто ходили в  театр юного зрителя. Пьесы повествовали о героях гражданской войны и о доблестных пограничниках. Детям это нравилось, и они шумно реагировали на события,  - когда победа была «за нашими». 

     С началом финской войны снабжение города продовольствием ухудшилось. В магазинах не стало масла, сахара, мяса. Начались массовые поездки за продуктами в Москву. Для того, чтобы сократить  людской поток,  власти  сняли с маршрута  поезд Калинин ; Москва.  Приходилось хитрить. Брали билет до станции Клин, а там пересаживались  на электричку до Москвы.  По такому маршруту однажды  отправились папа и я. Это было моё первое знакомство с Москвой.

    В то время там  жили две папины сестры. Этя, маленькая,  худенькая,  работала приемщицей в мастерской металлоремонта. Незадолго до войны вышла замуж за рослого, красивого,  но удивительно ленивого человека. Так получилось, что и жену ему было тоже лень выбирать. Это сделал за него его отец. Исаак, так звали Этиного мужа, мог целыми днями лежать в кровати, поднимаясь только чтобы поесть. Такой человек и на работе не мог удержаться. Жили они в небольшой комнатке в коммунальной квартире на Сущевском валу. В 1941 году Исаака мобилизовали в армию, и он погиб на фронте в боях под Москвой.   
     Вторая  папина сестра, Маня, жила на окраине Москвы, в Кунцево.  Её семья  состояла из четырех  человек:  муж Миша  Патышман,  сын  Мозя,  которому в то время было около четырех лет, и Мишина  мать.  Ютились они в маленькой комнатке  без всяких удобств,  но гордились тем, что живут в Москве. Дядя Миша был мастером по ремонту мебели. Был он хороший организатор и потому, как правило, в группе рабочих становился бригадиром. По большей части ремонтировал кожаную мебель. А в связи с тем, что такая мебель была у академиков, профессоров, писателей, музыкантов, начальников, то дядя Миша попадал в квартиры очень известных в то время  людей.  Он с увлечением рассказывал об их быте, окружении,  и особенно о доброте, что, естественно, было связано с чаевыми, которые он получал. Это вскоре сказалось на его пристрастии к спиртным напиткам. По характеру Миша был добрым, разумным человеком. 
     В то время под Москвой,  в Кратово, жил папин  брат Лёва.  Он окончил техникум и работал в «Спецмонажстрое», объездил весь Советский Союз. Сооружал доменные печи, строил  теплоэлектростанции, металлургические заводы. В тот период, о котором я рассказываю, дядя Лёва строил ЦАГИ. Бригада жила недалеко от объекта,  в небольших домиках, находившихся в лесу. Мы с папой остановились у дяди Лёвы. Всех родственников   обошли за два дня.  Закупив  необходимые продукты и готовясь к  возвращению в Калинин, папа неожиданно спросил меня:
      - А какой подарок мы привезём  маме?
      На  этот вопрос я ответить не мог.  И тогда папа сам ответил:
      -  Я думаю, что если бы мы купили патефон, то это было бы здорово и для мамы, и для нас.
      Видимо, эту идею он вынашивал давно, но реализовать её не представлялось возможным.   
    Слушать пластинки в те времена было очень модно.  Апрелевский завод звукозаписи освоил массовое производство пластинок.  Записывались лучшие артисты: Лемешев, Козловский, Русланова, Утесов, Шульженко… Широко распродавали  пиратские записи лучших зарубежных оркестров, исполнявших танцевальную музыку. Были записаны и еврейские песни на идиш в исполнении Шульмана. Нам очень нравилась песня «Десять дочерей» в исполнении Леонида Утесова.  В ней пелось о еврейской семье,  где было десять дочерей-красавиц. Из-за бедности они не могут выйти замуж. Но Советская власть всё изменила.  Дочки вышли замуж. А в дом продолжают приходить женихи и спрашивать: «Есть ещё красавица?», и отец вопрошал: «Как вам это нравится?»

      Из Москвы ехали в приподнятом настроении, предвкушая удовольствие. Дома  почти каждый  вечер заводили патефон. Появились любимые пластинки. Время от времени папа пополнял их запас. Патефон позволил мне приобщиться к  музыкальной и театральной культуре, я по  многу раз прослушивал и запоминал то, что больше всего нравилось.
    В 1940 году  одно время мама и папа не работали.  Мама из-за того, что не с кем было оставить меня, а папа пытался  сменить работу. Потом мама устроилась в артель художественного промысла на надомную работу. Она состояла в том, что ей выдавали партию деревянных стаканов, тарелочек,  рюмок, и надо было раскрасить их по образцу. После нанесения рисунка изделие покрывали лаком. Через месяц обучения мама перешла на самостоятельную работу.   
    В своё время основоположник коммунизма Карл Маркс отметил,  что надомный труд является одним из самых жестоких форм эксплуатации человека. В правоте этих слов мы  убедились на себе. Все члены семьи  были вовлечены в мамину работу. Иногда она длилась  16 часов в сутки. Пришлось и мне, и папе осваивать мастерство раскраски. Стало значительно меньше свободного времени. Солдатики ушли на второй план, с друзьями стал встречаться реже.  Наступила пора приобщения к труду. Мне шёл девятый год.
     Появилась некая ответственность перед семьей, понятие «надо», когда и не очень хочется. В квартире  постоянно стоял запах лака и краски.

     Папа устроился на новую работу, и мамина стала рассматриваться как временная. Меня при первой возможности выгоняли на улицу, на  воздух.   Я с нетерпением ожидал окончания занятий во втором классе в «чужой» школе, которую я не любил, здесь  всё было чужое: обстановка, учителя, ученики. Не нашлось здесь для меня и друзей.      

     Вскоре я стал догадываться,  что евреем быть плохо. К этой мысли меня приводили события в Германии, о которых я слышал от папы, по радио и видел в кино. На эту тему со мной родители не беседовали,  видимо, не хотели травмировать.  Я стал сожалеть,  что у меня нет ни братика, ни  сестрички, с кем бы я мог делиться  переживаниями.