Одесские новые рыночные отношения

Юрий Литвак
                ОДЕССКИЕ  НОВЫЕ  РЫНОЧНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ
               
               

     Свердловск – в 5 км посёлок и одноименное большущее озеро Шарташ.
     Дом, огород 22 сотки, из них 10 под малиной. Баня «по чёрному», сеновал, скотина,
птица, собака и кошка. Вот такое хозяйство содержит наша бабушка Степанида Петровна.
Только летом, когда мы всей семьёй приезжаем на Шарташ, по возможности ей помогаем.
Мы со старшим братом пропадаем на озере. Купаемся, рыбачим, бегаем с деревенскими
парнями. Играем в футбол, ходим по грибы и за ягодами.  Вечером поливаем огород  и
собираем малину.
     Самая заметная фигура на бабушкином дворе – это большущий Петух. На высоких ногах, с ярко-красным гребнем  на бок, длинные когти, острые шпоры и длинный золотистый хвост. Размах крыльев у петуха больше метра. Когда он ими машет, кажется, что вот-вот  взлетит. Норов петуха полностью соответствует его внешнему виду. Задира, драчун, настоящий разбойник!  Точнее, хулиган и бандит.
     И, вот, как в фильмах бывает, хулиган влюбился в красавицу. Полюбил он нашу маму,
Анну Петровну.  Как только наша мама приезжает в деревню к бабушке, петух не находит
себе места. Свою любовь он выражает по-своему, взлетает жертве на голову и клюёт её
изо всех сил (в темечко тоже), когтями рвёт волосы и царапает лицо. Бьёт по шее своими крепкими крыльями.…И всё это сопровождается кукареканьем и гоготаньем, грохотом и
страшным шумом.  Мать визжит, бьёт петуха, а он не улетает. Бабка с прутом, я с палкой,
отец с «выражениями»…Слава Богу, отбились от петуха. И, что странно, нападает петух
только  на мать.  Отец стал уже ревновать: что он от тебя хочет? Почему только на тебя???

     Всю эту картину наблюдал только что приехавший к нам в гости старый махровый еврей из Одессы - Ефим Маркович, наш родственник по отцу. Большой шутник и заводила.
- Да, Анна Петровна, у вас с петухом «Шуры-муры». Куда Наум смотрит? Я бы на его месте давно этого соперника зарезал и в суп. А, что на него смотреть, он твою жену или
покалечит, или уведёт куда нибудь из дома.
- Я бы его давно зарезал, да не умею,- жаловался отец. Как-то хотел я его порешить опасной бритвой. Только ноги не связал ему. Горло чуть надрезал, так он такое во дворе устроил.…Всех исхлестал крыльями и извозил кровью, а самому хоть бы что.
- Ладно, уговорил, сказал Ефим,- завтра, нет послезавтра, я его распотрошу и в щи.
- Почему аж послезавтра? Чего ждать? - засуетился отец.
-  Потому что завтра мы все идём вечером на представление в Цирк. У вас гастролирует наша Одесская труппа, это - сказка! Я вас приглашаю! Билеты уже куплены.
- Завтра мы не можем,- возразила мать. – Завтра, чуть свет, едем на рынок с малиной.
Какой уж тут цирк? А после рынка надо домой корзинки отвезти, помыться, перекусить,
переодеться.… Нет, не успеем.
- Успеете! Я дважды не приглашаю! Всем всё ясно!?  Вы все едете на рынок, а мы к обеду
подъедем к вам с Наумом. А там решим, что делать.
     Мать только и успела простонать: куда я такая поцарапанная поеду?

     Как обычно, первым автобусом мы с бабушкой и мамой поехали в город (Свердловск)
на рынок на ул. Восточной. Женщины несли на коромыслах по две ведёрные корзины собранной накануне вечером свежей малины.
     Приехали на рынок, получили весы, гирьки, фартуки, нарукавники, белые (как у повара) колпаки и – место за общим длинным прилавком под навесом.  Гирьки нам были
не нужны, т.к. торговали стаканами, но администрация заставляла за них тоже платить.


     Торговля шла вяло. Будничный день и продавцов с малиной больше, чем покупателей.
     Время шло к обеду, а продана лишь одна корзина – это четверть всей собранной малины.  Так бы до вечера и простояли, если бы не появились наши мужики одессит Ефим и
Наум Михайлович.
     Бабка с матерью наперебой стали рассказывать, почему нет торговли. Нет покупателей.
Говорят, что дорого. А у всех одна цена 15 копеек за стакан. Ходят и только пробуют,
а не берут.

     В ход пошла крупнокалиберная артиллерия!  Ефим специально громко спрашивает мать:
 - Ты знаешь, что сегодня мы идем в цирк? А из-за твоей малины мы можем опоздать.
Сколько стоит вся твоя оставшаяся малина?
 - Смотря, сколько  стаканов в каждой корзине,- заволновалась мать.
 - А, приблизительно, сколько стаканов в корзине?- наступал Ефим.
 - Ну, где-то…50, наверное,- засомневалась мать.
Ефим стал вслух считать – 3 корзины по 50 стаканов. Итого 150 стаканов. Правильно?
 - Ну, да, вроде 150 получается.
 - Продаёшь по 15 копеек? 150 на 15. Получается 22 рубля 50 копеек. Правильно я
посчитал?
     Мать на бумажке столбиком что-то посчитала. – Правильно.
 - Значит, вся твоя малина стоит 22 рубля 50 копеек?  Так?  (И ещё громче) – А ЗА 20 РУБЛЕЙ ОТДАШ?
 - Если  всю, то отдам!
 - ХОРОШО,-- еще громче сказал Ефим.  Я сейчас приведу тебе покупателя. И Ефим вместе с отцом куда-то быстро удалились.

     Этот громкий разговор слышали все продавцы, и начали меж собой шушукать.
Подошли две тётки-продавщицы, - мы берём всю вашу малину за 20 рублей, и ставят
свои корзины и ведро. – Пересыпай! И подают матери 20 рублей.  Мать растерялась,
но деньги взяла.  – Как быть, Ефима нет… Отец тоже куда-то исчез…
     Она стала снова столбиком на бумажке что-то считать.… А тётки торопят.
     Подходит мужик, тоже продавец малины, рядом торговал. И говорит матери: я у тебя
всю малину возьму по 15 копеек, и достаёт 22 рубля и 50 копеек. Мать совсем растерялась.  Тётки зашумели, завизжали и с кулаками на мужика.
     А мужик суёт деньги и мелочь и хочет взять корзинки. Чтоб малину высыпать на
свой прилавок.  Тётки вцепились в корзинки, не отдают и суют матери ещё 2 рубля и
50 копеек.
 - На! Всё, в расчёте!  Мужик забрал обратно свои деньги, громко обматерил тёток и
встал к своему почти пустому прилавку.
     Пока шёл спор и ругань, к нашему прилавку сбежалось много покупателей. Не зная,
в чём дело, они уже заняли очередь к матери. А, когда увидели, что малину понесли к
другому прилавку, вся очередь побежала туда.
     Тётки за 15 минут продали всю малину. Кому не хватило, стали подходить обратно
к матери  - А, у вас больше нет малины? А, была-то почём?
 - По 15 копеек,- говорит мать. - Всю малину отдала этим тёткам.
 - А тётки продавали по 20 копеек, вот спекулянтки!

     Мать села на табуретку и заревела. Я ей говорю, ты чего ревёшь? А она – не знаю…
Может я что-то не так продала? Бабушка молчит.  Где отец? Где этот проклятый Ефим со своей Одессой? Научил меня! Лучше бы стояла с тобой, мама, да спокойно, как все, торговали. А то столько шума наделали и что дальше? Время 2 часа дня. Юра, ты пересчитай,
правильно ли я продала? Не обманули меня эти тётки? Деньги то все у меня на месте 22 рубля и 50 копеек.
 - Всё правильно, мать, не переживай. Пойдём сдавать весы, гири и эти тряпки, и надо ехать домой. А то в цирк опоздаем.
     Когда мы выходили из конторы, под крыльцом стояли Ефим с отцом и спокойно грызли семечки.

 - Ну, как дела? Всё продали? – с улыбкой спрашивает Ефим.
 - Анечка, успокойся. Мы с Ефимом стояли здесь на крыльце и видели, как ты лихо
разобралась с покупателями и с малиной. Молодец! Это Ефим всё придумал. Я ему не поверил, что так получится. А он мне говорит, смотри, как всю малину расхватают. А ведь получилось!!! Создал ажиотаж своим цирком, вот слабонервные и не выдержали.
И мужик этот, кстати подошёл, подлил масла в огонь. Так, за сколько отдала всю малину?
За 20 рублей?
 - Я не такая дура! Мне заплатили  22 рубля 50 копеек, как положено! А, тебя, Наум, я не
прощу! Где-то рядом стоял и не подошёл, не помог. Их было столько много, а мы  вдвоем с бабкой и вообще… - И снова расплакалась.
     Теперь её уже успокаивал Ефим. – Не плачь! Всё хорошо! И не ругай мужа, это я его не пустил к тебе, особенно, когда мужик подошёл. Это я на Одесском рынке "Привозе" видел.
     Ну, всё. Успокойся. Поехали. Надо спешить.   Здесь на рынке мы устроили цирк, теперь поедем, посмотрим наших настоящих Одесских артистов и зверей. А завтра, поутру я, как и обещал, рассчитаюсь с вашим петухом!

     Наконец, и бабушку услышали – я петуха своего зарезать не дам. Он у меня один.
Пусть живёт. А вы, всё равно, скоро уезжаете, лето кончится.






Следующий рассказ - Одесский фотограф Ефим:http://proza.ru/2011/11/18/1040