Влияние блогеров Интернета на детей и подростков

Гадаев Алексей Вениаминович
      В последнее время в среде  педагогов –психологов, Блогеров-гуманистов все более остро обсуждаются проблемы негативного воздействия СМИ  и интернета на результаты психологической работы с т. н. «трудными», «девиантными» и  им подобными детьми. Своеобразной социальной позицией педагогов –психологов, Блогеров-гуманистов как социальной группы может, пожалуй, стать следующее достаточно категоричное оценочное суждение. Мы убеждены, что если бы, в самом деле, был найден какой-нибудь способ радикального сокращения нарушений поведения «трудными» детьми, то средства массовой информации и интернет в том виде, в каком они существуют ныне, не дали бы ему возможности  реализоваться.
С одной стороны СМИ, Интернет Сеть - это путь к знаниям,обучению и общению. С другой - подмена реальной действительности виртуальной, и под час зависимый от иллюзорной общительности и даже вредной для незрелой личности подростка.
       Рассматривая отношение СМИ  к детской и подростковой девиации с формальной точки зрения, можно прийти к мнению, что они видят свою, чуть ли не самую главную цель, в том, чтобы бороться с ней всеми доступными им средствами. Они постоянно публикуют и показывают многообразные факты отклоняющегося поведения детей и подростков, тщательно отслеживают их и спешат подать нам, так сказать, горячими и максимально наглядными. Вполне очевидный акцент многих СМИ на профилактику безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации приводит к тому, что почти всякая хроника событий в последние годы превращается по сути дела в хронику делинквентности детей и подростков. Бытует даже точка зрения, что нагромождение всяких трудноразрешимых проблем беспризорности и безнадзорности якобы отвращает публику от них и воспитывает у нее устойчивое неприятие алкоголизма, наркомании, проституции, бродяжничества и попрошайничества   в среде подростков и детей.
       На деле такой взгляд представляет собой довольно-таки неуклюжую попытку хоть как-то оправдать особое пристрастие СМИ к маргинальности и преступности. В самом деле, отнимите у СМИ возможность и право информировать о совершающихся  в подростковой среде спекуляциях, авантюрах, вымогательствах, воровстве, драках, телефонного терроризма, изнасилованиях, «затяжного» пьянства, торговли наркотиками, употреблениях наркотиков, гомосексуализме, проституции, самоубийствах и прочих бедствиях и несчастиях, и они останутся по существу голыми; они не смогут сказать ничего содержательного, и тогда раскроется убожество, пошлость многих из них и отсутствие за душой чего-то стоящего, каких-нибудь достойных внимания мыслей и идей. Вполне очевидно, что сейчас СМИ и блогеры в интернете очень мало информируют об успехах в разных областях подростковой и детской реабилитации несовершеннолетних.
       В СМИ и Интернете хорошо усвоили одну черту молодого человека, а именно: страсть к необычному, к вещам, выходящим из ряда повседневных и привычных, к патологическому, к жестокости, к насилию, к откровенному сексу. С редким бесстыдством, нарочитой беспардонностью, с полным пренебрежением к тому, какой эффект все это произведет на подростков и детей, в особенности, подается широкой публике через газеты, журналы, радио и телевидение. Технике извращенного секса, убийства и любого другого преступления может научиться сегодня любой подросток в удобное для него время: все это в изобилии предоставляет ему пресса и телевидение. Самое страшное тут то, что весь этот поток гнусностей и безобразий входит в сознание миллионов подростков и приобретает свойство устойчивого стереотипа, сознания того, что эти бесстыдство, насилие и жестокость и есть нормальные явления жизни, неотъемлемые элементы цивилизованного демократического общества, что Россия приобщается к мировой цивилизации через усвоение всей этой мерзости, которая вместе с рекламными рифмовками представляются как ее достижения.
 В целом, в интернете, в прессе, телепередачах идет смакование социального неблагополучия, распада семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничества детей, совершение ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянства и наркомании. Все это способствует раннему формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью, ведет к потере престижа образования и честного заработка.
       Однако социально-психологическая  дезадаптация – процесс обратимый, поэтому СМИ и Блогеры-гуманисты могут  освещать безусловно положительную информацию в обществе.
Основатель психоистории и психосоциальной теории жизненного цикла человека Э.Эриксон считал что «основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества…. Именно человеку свойственно иметь длительное детство». Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальных смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости», - писал Эрик Эриксон. (2, 79). Социологии, тьюторы, Блогеры-гуманисты, психологи-переговорщики, коммуникаторы подскажут, какими методами и средствами следует ликвидировать и разрешать конфликты между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального влияния на детей и подростков (на линии развития физической самостоятельности детей, отношения к старшим, на стадии жизненного пути личности, кризисы возрастов).
       Э. Эриксон  в своей схеме индивидуального развития (младенец, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, юность) на всех уровнях человеческих отношений применил некоторые положения этологии. Этологи показали, что наиболее высокоорганизованные животные развиваются в отношениях друг с другом через систему ритуализированных действий, служащих фактически средством выживания для отдельных особей. Надо заметить, что у примитивных народов существует практика ежегодных ритуальных войн, служащих для предотвращения настоящей войны. На всех уровнях человеческих отношений, в сущности, есть ритуальные действия. В способности к ритуализации своих отношений и в выработке новых ритуалов Э.Эриксон видит возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.(2, 93). СМИ навязчиво создают эти ритуалы, включая и взрослый ритуал. Подросток  стихийно ищет новых ритуализаций, новых смыслов бытия человека и часто удовлетворяется готовым ответам в «лозунгах от рекламы». Взять хотя бы рекламную мотивацию: «оттянись на всю катушку», и т.д.
       Общество, со своей стороны, (через инициацию, конфирмацию, посвящение и другие ритуалы) признает, что подросток неадекватно оценивает себя и свои возможности, а в социальном плане отмечает рост бедности, нищеты, обездоленности, депривации, и даже различного рода отклонений от норм – девиаций, делинквентности.
 «В социально-психологическом смысле нищие – это люди, способные удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие себе лишь биологическое выживание. …К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством…. В России нищие до 1917 г. считались убогими, т.е. обиженными обществом, но приближенными к Богу…. У русских крестьян подача милостыни нищим считалась очищением от грехов.… После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонения от общественно полезного труда»(20, 245-246.)
       Сегодня мы встречаем в общественных местах  неблагополучных детей и подростков, живущих подаянием, собирающих милостыню с отчаянной просьбой: «поможите!» (помогите люди добрые!). СМИ с состраданием сообщает об открытии  новых социальных приютов для детей, ночлежных домов.
       Наряду с бедностью и нищетой подростков (иногда именуемой глубокой бедностью) наблюдается  и их обездоленность. И часто обездоленность, бедность, возникшие из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. порождают социальную депривацию, аномию в круге общения беспризорных детей. К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы депривации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Во всех сводках СМИ  ежедневно отмечают недопустимую обездоленность и населения России и депривацию детей с отклоняющимся поведением. В социальные приюты поступают все дети с обездоленостью и депривацией, а помощь государства (дотации, пособия, разовая помощь) очень скудная, но и на этом спасибо!
       С помощью СМИ ежедневно показывается дезадаптированным подросткам, что «…граница между дозволенным и недозволенным, справедливым и несправедливым…совершенно не устойчива и, кажется, может перемещаться индивидами почти произвольно. Столь неопределенная и неустойчивая мораль не может создать дисциплину». Жизнь «в значительной мере лишена умеряющего воздействия образца. Именно с этим аномическим состоянием связаны непрерывно возрождающиеся конфликты и всякого рода беспорядки. Поскольку ничто не сдерживает существующие силы и не очерчивает им границ, которые бы они уважали, они стремятся развиваться неограниченно, взаимно подавить и покорить друг друга… «Если всякий авторитет…отсутствует, то господствует право сильного и явное или скрытое состояние войны непременно становится хроническим. То, что такая анархия – явление болезненное, совершенно очевидно, поскольку она противоречит самой цели существования всякого общества, которая состоит  в уничтожении или, по крайней мере, ослаблении войны между людьми…»(Дюркгейм,24. 53).
Ю.А. Клейберг  замечает: «В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. (18, 5).
Объектом коррекции для социального педагога в приюте «является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали, что объектом работы социального педагога являются дети, имеющие четыре «Д», т.е. дети, имеющие не ярко выраженный дефекты: врожденной дебильности, перенесшие депривацию  проявляющие девиацию   и  делинквентность, в поведении.


Дебильность –(от лат. debilis – слабый), легкая степень олигофрении:; задержка психического развития; Слабость абстрактного мышления, не способность подавлять свои влечения. При дебильности возможны обучение, овладение некоторыми трудовыми процессами, социальное приспособление. Советский энциклопедический словарь М. «Советская энциклопедия» 1987 с 336.

 Делинквентность – (лат. delinguentia –проступок, прегрешение) – синдром патохарактерологической реакции подростка, проявляющийся в систематическом совершении им мелких правонарушений, не достигающих степени преступлений) 25,с.82.
Девиация – (лат. deviatio – отклонение), девиантное поведение – поведение отклоняющееся от официально установленных или фактически сложившихся в данной социальной общности норм и социальных ожиданий.25,с.89.
Депривация  - (от англ. deprivation – лишение, утрата) недостаточность в удовлетворении базовых потребностей (в пище, общении, сенсорно-эмоциональных воздействий и др.) 25,с.80.

Дети и подростки основную хроникальную информацию (обо всем) получают из: газет, детских и подростковых журналов, телевизионных передач, интернета, просматривая их не менее 4 часов в день. При просмотре журналов, телепередач и т.п. дети и подростки получают не только информацию, но и удовольствие. В раннем детстве принцип удовольствия господствует без внутреннего сопротивления. У более старших детей он все еще владеет такими сторонами психики, как бессознательная и, отчасти, сознательная жизнь фантазий, сновидений и др. «Тот, кто находится под властью принципа удовольствия, руководствуется в своих действиях исключительно своим стремлением к удовлетворению желаний. Лишь принцип реальности создает, по словам А.Фрейд, пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения  и его требований. На этом основании можно предположить, что принцип удовольствия  и десоциальное, или асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация»(2, 77). Социализация – это то, как усваивается человеком культура. «А.Айхорн первым заметил, что беспризорные дети и юные
преступники могут достичь высокой степени развития принципа реальности, и, не используя его для социализации. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности – лишь предварительное условие социализации индивида. Продвижение к принципу реальности само по себе не дает никакой уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям. По мнению А.Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность пожелание смерти – толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация - это защита от них.»(2, 77).
       Руководители СМИ в своем стремлении завоевать максимально большую часть населения придают своей информации все более развлекательный характер и классифицируют  такие программы как «Поле чудес», «Дог шоу»  как детские, что очень сомнительно.
       Государственная политика и законы о СМИ требуют, чтобы они формировали общественное мнение объективно и позитивно оказывали и воздействовали на социализацию детей и подростков.
       В отличие от взрослых, которые могут отсеивать ненужное, идти на компромиссы, подросткам свойственен, как правило, максимализм, деление мира на черное и белое без переходных оттенков. Дети и подростки одновременно и жестоки и беззащитны, великодушны и излишне требовательны, эгоистичны и в тоже время склонны к альтруизму, самопожертвованию. И если на них изо дня в день с экранов телевизоров, со страниц газет широким потоком льются зло, безнравственность, жестокость, насилие, то легко представить, что из этого может выйти.
       Одна из трудностей при реабилитации подростка – его нежелание учиться, нежелание непрерывно интеллектуально и физически трудиться. Именно поэтому для них основными, ведущими источниками знаний остаются телевидение, интернет и СМИ.
       Развитие подростка не протекает без преодоления трудностей, отсюда отступления от правил и норм общественной морали и законов общества. Компенсация недоразвитого сознания и стремление заглушить комплексы неполноценности ребенка порождают агрессию способную принести в мир зло. Зло - препятствие в развитии подростка. Зло с экрана телевизора, газет, книг и пр. не воспитывает в подростке «такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, «призванием». Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. (М.Вебер. 24,.25)
Как утверждал А.Камю: «Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля недостаточно просвещена. Люди –они скорее хорошие, чем плохие, и, в сущности, не в этом дело. Но они в той или иной степени пребывают в неведении, и это зовется добродетелью или пороком, причем самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо, и разрешающее себе посему убивать. Душа убийцы слепа, и не существует ни подлинной доброты, ни самой прекрасной любви без абсолютной ясности видения» («Чума») (10,стр22).
Окружающий мир (в том числе и СМИ) для души беспризорного подростка  не дает этого ясного видения подлинной доброты, ни самой прекрасной любви к знаниям и труду.
СМИ при освещении проблем  города (преступность, бродяжничество, социальное расслоение, обеспеченность жильем и т.д.) призвано показывать подростку  возможности выполнения своей миссии в мире в творчестве, труде, спорте, единстве с богом, с бытием и вселенной.
Если подросток прибыл из сельской местности, где жизнь регулируется господством обычая, то городская жизнь регулируется общественным мнением, СМИ и законами. Подросток «должен создавать правила действий и, одновременно, действовать». «В итоге человек, перебравшийся в город, становится проблемой, как для самого себя, так и для общества» (Роберт Парк, 24, 71).
Очень хорошо, что у нас в России стали уделять пристальное внимание связи  СМИ с общественностью в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия.
 Так почему же СМИ так плохо использует в своей деятельности науку и искусство общения – «Паблик рилейшнз»? А может, государственные чиновники в этом виноваты? Кто виноват? Что  нужно сделать для неуклонного роста значения «Паблик рилейшинз» ?
Мы убедились, что просмотр телепередач (мультфильмов, детско-юношеских фильмов) формирует определенный читательский интерес направленный на чтение именно тех книг, которые экранизирует кинематограф. Если дети смотрят «диснеевские» программы то и читают книги и журналы этого же содержания (журнал «Принцесса», «Дисней», «Вини-Пух») хотя есть прекрасные журналы отечественной направленности (Свирелька, Миша, Веселые картинки). Эти журналы освящают не только американский стиль жизни, но и развивают более широкий кругозор ребенка. Мы считаем, что нашим детям  необходимо показывать больше кинофильмов из детской мировой классики, отдавая приоритет русским сказкам, рассказам, повестям и историческим романам. Нам, педагогам-психологам, необходимо налаживать «обратную связь» с СМИ через письма, сайты, которые будут посылать дети в адрес понравившейся передачи на радио и телевидение,  полюбившейся статьи в газету, и даже выходить на детскую передачу. Если есть возможности, то и снимать фильмы о жизни школьников (нужды и достижения), о помощниках и спонсорах.
Информационно-коммуникативные увлечения подростка связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию в сленговой форме, не требующей критической переработки. 
В СМИ же, к сожалению, часто используется вербальная агрессия.
А какой язык сегодня в СМИ и Интернета! Язык СМИ и Интернета  - сплошные словесные выражения эмоциональной разрядки. Особенно блогеры в интернете заинтересованны в оптимизации эмоционального воздействия, при этом часто используется инвективная (бранная) лексика (наличие инвективной ролевой модели для подростка).
Время от времени в СМИ появляются протесты против проникновения грязной ругани в печать, на радио, в телевидение и т.д., но все эти протесты  очень слабо аргументированы и излишне эмоционально насыщены.  В подростковом возрасте подражательная реакция ведет к тому, что большинство детей и подростков копируют любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи его вульгарные восклицания. Дети и подростки сопровождают свою речь инвективной лексикой и не воздерживаются от нее. (Инвектива  (лат. invectiva (oratio) – резкое выступление против кого-либо, чего-либо, обличие; оскорбительная речь) (СИС 1992;233).
В качестве обильного источника ненормативной лексики, порнографии, девиантного и делинквентного поведения выступает Интернет, как своеобразное депо, поэтому необходима защита ребенка от информации, наносящей вред его благополучию. В современном обществе основная причина табуирования того или иного понятия заключается в социальной условности поведения, в общественно-обусловленных ограничениях, накладываемых на наши поступки и мысли. Жельвис В.И. в книге "Поле брани» замечает: «Утверждается, что на сегодняшний  день страх перед таинственными темными силами уже не играет здесь никакой роли, – по крайней мере, в цивилизованных обществах. (Spitzbardt 1966). Это утверждение представляется не точным. Социальная условность поведения современного цивилизованного человека никак не может быть признана источником табу на определенные факты, предметы, действия и их названия. Абсолютно идентичные табу существуют и по сегодня как в цивилизованном обществе, так и в культурах самых отсталых народов. Другое дело, что сами табу нередко отличается от нынешних. Для дикаря упоминание имени мертвого человека могло означать пожелание адресату умереть, и, естественно употребление такого имени в общении категорически запрещалось. Кстати и для современного ребенка назвать собеседника «говном» может быть равносильным попытке превратить его в экскременты. Другими словами, дикари и дети рассматривают слово как магическое оружие, способное нанести прямой физический вред. Нарушая табу с помощью слова, они как бы овладевают окружающим миром, научаются им манипулировать…. (Что касается ребенка, то, до того как он научился  «манипулировать окружающим миром», он обычно выражает свои негативные эмоции плачем). Сравните подпись под карикатурой из старого английского юмористического журнала «Панч»:
В приблизительном переводе: старая дама: « На вашем месте, молодой человек, я бы перестала плакать».
Маленький мальчик:  «А чиво  мне делать-то? Я исчо маленький, ругаться мне нильзя!» (9,22)
В СМИ мало уделяется внимания в описании  жизни беспризорных детей и подростков ушедших из родного дома и возвратившихся при помощи социального приюта в свою семью, радости близких и знакомых по поводу их возвращения. А ведь еще Л.Н.Толстой описал это умиление отца при возвращении блудного сына.
Л.Н. Толстой в изложении Христа, приводит притчу о старшем сыне, послушном, и о младшем, блудном сыне. «Меньший отделился и  пошел на чужую сторону и стал бедствовать, а когда «раздумался он о своем житие и сказал себе: напрасно я ушел от отца…Пойду лучше к отцу, поклонюсь ему в ноги и скажу: «Виноват я, батюшка, перед тобою и стою тебе сыном быть. Возьми меня к себе хоть в работники». Подумал так и пошел к отцу. И когда он подходил у дому, увидал его отец, узнал и вышел навстречу ему, обнял и поцеловал его. И сказал сын: Батюшка, виноват я перед тобою, не стою тебе сыном быть». Отец ничего не ответил на эти слова, а только велел сыну одеться во все хорошее. А еще велел работнику убить теленка поёного. И когда все было готово, отец сказал домашним: «Этот сын мой был мертвый, а теперь живой стал, пропадал, а теперь нашелся. Будем же праздновать эту радость». …Пришел большой сын  с поля… и обиделся и сказал отцу: «Сколько лет на тебя я работаю и приказа твоего не ослушаюсь, а ты для него (блудного сына) пир делаешь». И сказал отец старшему сыну: «Ты всегда со мной, и все мое - твое. И тебе не надо обижаться, а радоваться, что брат твой в мертвых был, а теперь живой стал, пропадал, а теперь нашелся»(6,стр.26)
Так и мы, социальные педагоги-психологи,  Блогеры-гуманисты и  СМИ, должны стремиться преодолеть отклонения в поведении подростка, должны избирать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не дезадаптацию, а причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный. Поэтому считаем, что главное внимание при разработках продукции СМИ и  Блогеров-гуманистов для подростков надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течение которого формируется его личность, круг нравственных интересов, сфера межличностных отношений, консультируясь с педагогами,  психологами и социологами. Начинать производство программного продукта СМИ для подростков с определения психологических, педагогических, социальных причин как факторов деформации личности, обуславливающих дальнейшую дезадаптацию, а не сосредотачивать все внимание только на рекламе продукта в резкой табуированной форме некодифицированными (запрещенными) средствами.
Можно, конечно, и даже очень просто: не читать газет, не слушать, радио, не смотреть телевизор, интернет. Беречь свой покой и покой «беспокойного» - подростка  с девиациями и делинквентностью. Однако этот совет хорош для немногих. Гегель, правда, давал иной совет. «Опасность от свободы прессы, - писал он, - в наибольшей степени предотвращается не тем, что ее глубоко почитают, а тем, что написанное в ней полностью презирают» (21,стр538). А, мы?
Презирай ее, не презирай, а если она публично выльет на тебя ушат помоев, то одним презрением тут не отделаешься. Вся история человечества доказала одно; по собственной воле ни один подросток не склоняется к добродетели. Коли это было бы не так, то, не потребовались бы ни запреты, ни табу, ни законы, ни нормы, ни санкции, ни все такое прочее, чем воздействие на ребенка так разительно отличается от воздействия на животных при их воспитании и дрессуре.
Стремление к превосходству является основной мотивационной силой, фундаментальным законом жизни личности. Стиль жизни есть уникальный способ адаптации к среде: ему соответствует три типа установок – управляющий, берущий, избегающий (четвертый, социально – полезный тип, соединяет высокую степень социального интереса и уровня активности) Выраженность социального интереса служит важным критерием оценки здоровья индивида (наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей). У плохо приспособленных людей социальный интерес выражен неполно: они эгоцентричны, борются за главенство и личное превосходство. Согласно концепции А.Адлера (1995), « на протяжении всего своего развития  ребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям, сестрам, и окружающим», которое создает «жизненный путь невротика»: больные неврозом хотят, чтобы их баловали другие, зависеть от них в решении своих повседневных задач; они ведут себя так, будто живут в стане врагов. Что бы корректировать неврозы необходимо выявить ошибочные суждения о себе и о других, устранить ложные цели, формировать новые жизненные цели помогающие реализовать личностный потенциал (через эмпатию, интуицию и предложение) и это возможно силами и средствами СМИ, Интернета.
 Так вот неконтролируемые организованной общественностью (психологами, социологами, педагогами в том числе) и представительными органами власти всех уровней СМИ и Интернета, подобно отдельным людям, катятся естественным образом вниз по этой самой наклонной плоскости.
Отклонения от социальных норм многолики, подвижны и в определенной степени способны модернизироваться и приспособляться к изменяющимся условиям, воспроизводится в новых поколениях людей. Хулиганство, пьянство, хищения – все это очевидные поступки, осуждаемые СМИ. Но есть много скрытых нравственных пороков: протекционизм и карьеризм, подхалимство, иждивенчество, бюрократизм, коррупция - эти все отклонения могут быть тайными, латентными а СМИ  и Интернет могут выступать опережающими время, быть формой рождения новых нравственных отношений, выступать против конформизма и догматизма в нравственности.

Сегодняшние средства массовой информации и интернет, как депо – не просто средства информации. Функция информации давно уже перестала быть для них главной: нынче они, формируют взгляды читателей, слушателей и зрителей по самому широкому спектру жизненно важных проблем и вопросов путем навязывания собственных частных и узкогрупповых точек зрения, выдавая их за голос общественного мнения. Что касается сферы делинквентности, девиантности, депривации, то они стали, без преувеличения, сферой наибольшего внимания и самого широкого освящения со стороны СМИ. Криминальная хроника во всех её видах и проявлениях заполняет все без исключения СМИ и Интернет. Иные телевизионные программы новостей  и ролики в Интернете превратились по существу в криминальные хроники, смакующие подчас с подлинным садизмом всякие случаи убийств, насилия извращения. Мы имеет в виду не только СМИ и Интернет России, но и СМИ и Интернет других стран. Мы снова становимся рабами – средств массовой информации. В каком-то смысле объект начинает доминировать над субъектом, подрывая наше доверие к окружающему. Наша воля не всегда рациональна, есть в ней нечто темное, смутное. Человек хочет прогресса, добра, свободы, любви – это светлая, открытая часть его сознания. Но есть ведь и смутные желания – дойти до крайнего предела вещей, вытолкнуть их за некую грань. Понять, как далеко можно пойти, поприсутствовать при конце, при исчезновении. Исчезновение – это же целое искусство, здесь очень велика эстетическая составляющая. И в общественном сознании, видимо, есть это желание - представить себе окончательную катастрофу. Картина атаки 11 сентября для была нас откровением. « Здесь, разумеется, речь не идет об импульсе смерти – это уже психопатология: все мы извращены, но не до такой же степени. Хотя в нас намешано много всякого, в том числе и то странное влечение, которое мы испытываем к зрелищу конца»(27,с.67).
Единственный выход для родителей - осваивать Интернет Сеть, быть в курсе новых тенденций СМИ, а главное, чаще общаться с подростком и понимать чем он интересуется в этом мире.
Список использованной литературы:
1. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А, Философия образования. Центр иновация М.1999 г.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Рос. пед. агентство. М.1996.
3. Всемирная энциклопедия. Философия. Современный литератор. М. 2001.
4. Шереги Ф.Э. и др. Социология образования. Юрист М.1997.
5. . Пищулин Н.П., Пищулин С.Н. Маркетинговый мониторинг образования. ГОМЦ «Школьная книга» М.1999.
6. Толстой Л.Н. Учение Христа, изложенное для детей. Дмитров.1990.
7. Скрыпник А.П. Моральные отклонения в поведении и сознании личности М.1986
8. Гудилина Э.Б. Сущность отклоняющего поведения и формы его проявления в нравственности. М.1987.
9. Жельвис В.И. Поле брани Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. Ладомир.М.2001.
10. Камю Альбер Бунтующий человек М. Политическая литература, 1990.
11. Технологии социальной работы Инфра-М. М. 2001
12. Фрейд Анна. Психопатологии детства. М. 2000.
13. Семке В.Я. Основы персонологии. М. 2001.
14. Российская социологическая энциклопедия  под ред. Осипова Г.В, Норма-инфра М. 1999.
15. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. М 2002.
16. Майерс Девид Социальная психология. Питер. С-Петербург. Москва 2001.
17. Байярд Роберд и др. Ваш беспокойный подросток. Просвещение 1991..
18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Юрайт Москва. 2001.
19. Бабосов. Прикладная социология.  Тетра Системс. Минск. 2001
20. Кравченко А.И. Социология. Деловая книга. Екатеринбург. 1998
21. Поздняков Э.А. Философия преступления. Москва.2001.
22. Гонеев А.Д, др. Основы коррекционной педагогики. Академия. Москва .1999.
23. Учебный социологический словарь. Экзамен. Москва,2001.
24. Классики теоретической социологии ХХ века М.2001.
25. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. Москва 2002.
26. Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование. Ульян. дом печати,1998.
27. «Эксперт», журнал от 29 апреля 2002, № 17, Интервью с Ж.Бодрияром.
28. . Мак-Фарленд О. Поведение животных, Мир, М. 1988.
29. Оганян Р., Темная сторона любви, Олми-Пресс, 2001.
30. Социология. Отв. Ред. Павленок П.Д.,Маркетинг, М. 2002.
31. Смелзер Н.ДЖ. Социология М. 2000.
32. Добреньков. И, В.,Кравченко А.И. Социология, Инфра-М2001.
33. Тощенко. Ж. Т. Социология Юрайт,
34. Общая Социология. Под ред. Эфедиева А.Г.Инфра –М. М.2000
35. Социология под ред. Яременко С.Н.,Феникс, Ростов на Дону 2001.
36. Т.Парсонс. О структуре социального действия. М.Акад. проект,2000.
37. Сорокин П. Преступление и кара. Подвиг и награда. С-П. 1999г.