Проза. ру критика за деньги

Критика Текста
"Критика за деньги"? Возможно ли это в формате серьёзного проекта на любительском литературном портале Проза.ру?

Это - невозможно. "Критику за деньги" нельзя положить в основу какого-либо коммерческого Проекта на Проза.ру.

Сначала определимся с терминами. Что предлагает нам проект Проза.ру "Литературная Критика"?
Написание рецензий на те или иные тексты по заявкам пользователей нашего ресурса исключительно на платной основе.

Следовательно, термин "критика за деньги" не применим в данном случае никоим образом, так как профессиональная критика не может быть сведена ни к литературоведческому анализу, ни к редакторской правке, ни к работе корректора с опечатками и пропущенными запятыми. Говорить о профессиональной литературной критике можно лишь в рамках, соответственно, профессионального, и, преимущественно, реального литературного процесса. В нашем случае его нет. Вопрос закрыт.

Далее. Платное рецензирование текстов непрофессиональных авторов на Проза.ру непрофессиональными рецензентами. Что здесь не так? Многое.

Во-первых, далеко на каждый текст может лежать в рамках какого-либо более или менее грамотного рецензирования. Для этого в тексте должен быть сам предмет для рецензирования, ядро, которое и составляет основу любого литературного произведения, даже слабого, а именно - содержание и форма. В наших случаях, в содержании текстов не всегда бывает необходимый и достаточный смысл, а форма текста представляет собой порою нечто совсем неопределённое. То есть, чаще всего в текстах совсем "ничего нет." Это - набор предложений на русском языке, любительские опыты в области словотворчества. Воспоминания, мемуары, дневники, фразы, реплики. Повествование или поток сознания. Порою о таком тексте и сказать нечего, впечатление сумбурно или его нет совсем. Как можно рецензировать такой текст?

"Отрицательно". Допустим. В этом случае автор может быть чрезвычайно разочарован. Задатки литературные у него есть, возможно, но мастерства нет. Или нет никаких задатков, но есть некое умение складно сочинять. Или же, вообще, ничего нет. В каждом из этих случаев к автору нужен свой подход. Как сообщить ему о том, что всё "плохо". В первом случае это - отбирать у автора надежду, а это - кощунственно, так как он может научиться красиво слагать тексты, и это будет хорошо для всех. Во втором и третьем случаях автор не поверит и обидится, ведь у него, как ему кажется, "всё получается". И так далее.

Литературное творчество - это тонкая материя. Впускать автору в свой внутренний мир добровольно и "за деньги" непрофессионального составителя рецензий по некому шаблону крайне опасно. А вдруг рецензент погасит искру там, где она есть? Кому это надо?

Теперь другой вариант. Текст получает оценку "положительно". Кто поручится за то, что рецензент дал верную оценку, ведь он оценивает текст, прежде всего, с точки зрения своего мировоззрения и уровня культуры, своих личных потребностей в прекрасном. Подобные оценки могут быть крайне субъективны. Даже в отношении вполне хороших литературных романов профессиональные критики высказывают совершенно противоположные точки зрения, в реальной жизни. Следовательно, подобная оценка не полностью корректна, она просто есть и всё, и имеет место быть. Так зачем платить за неё деньги, если такая оценка может быть получена на портале и абсолютно бесплатно, от читателей, от других авторов.

Если кому-то хочется думать, что "за деньги" она будет лучше, в смысле "правильнее", то он ошибается. Отнюдь. Для этого нет стопроцентных предпосылок.
Тем более, это мероприятие ("платное любительское рецензирование")кардинально не решает главной проблемы автора - проблемы создания высокохудожественных литературных произведений.
Лучше тексты могут становиться лишь в том случае, если над ними работать, анализировать все мнения, высказанные и читателями, и авторами, прислушиваться к собственному внутреннему голосу. И так далее. У каждого автора-любителя должен быть свой собственный алгоритм творческого роста. Осмысленный вектор движения.

За "деньги" целесообразно получать лишь профессионально написанную рецензию от специалиста. И далеко не каждый текст может быть отмечен такой рецензией.

Я никоим образом не отрицаю, что при взаимном согласии автора и рецензента "платное рецензирование" на Проза.ру возможно. Но это может быть, лишь как отдельный факт, и сначала автору, тем более начинающему, следует подумать, а нужно ли ему это.

"Поле чудес" в литературе - это крайне забавно. В некоторой степени. Но лучше пусть это будет в сказках.



Лора Маркова.