Опасная рыбалка

Анатолий Аргунов
Из новой книги "Похождения Витьки Жбана и его друзей"


Вода непременно атрибут жизни людей. Она нужна не только, чтобы попить, сварить суп или почистить зубы. Вода – настоящая часть культуры человека. Казалось на нашем полустанке вода везде и всюду, особенно весной, когда разливаются реки  озера и канавы и просто ямы заполняются талой водой через край. Без сапогов по полустанку в это время года просто не пройти.
Все ругают воду:
- Вон нынче приперло сколько воды, не знаю, куда от нее деваться… - горевала Рубилиха. Тетка Маша заменяла на полустанке  радио, телефон, газеты и кино, вместе взятые. Она все и про всех знала и давала абсолютно любые прогнозы по любому поводу. Все затопило: подвал, сарай, два стога сена и дорогу в туалет – возмущалась тетка Маша:
- Как жить?!
В общем, вода весной – беда на полустанке. Зато летом воды не хватало.  Лето - зной, вода только в глубоких колодцах. Ямы и канавы и даже глубокие водоемы высыхали. Дно их трескалось от жары, как в пустыне Сахара. Тогда народ просил Бога дождя и уповал только на колодцы:
- Водицы бы, поливать нечем – жаловались соседи Рубилихе.
Вот мужики, нет, чтобы колодцы выкопать на каждой улице, надеются на чудо, ругались бабы на мужей.  Вокруг Веракуши было столько озер, рек и речушек, что вода становилась объектом повышенного внимания, не только взрослых дядь и теть, но и нас, ребятни.
Купание в реке стало нормой для всего живого на полустанке, как только лето и зной набирали силу. На речку ходили семьями, с друзьями, с собаками и кошками, кое-кто и поодиночке - захотел и пошел. Вода не купленная, чистая, с песчаным берегом и дымком от костра, который, кажется,  не потухал все лето, ни днем, ни ночью.
Днем пацаны, вроде нас, жгли ветки и коряги, поднятые со дна речки, а вечером взрослые парни с девчатами устраивались около костра, погреться после купания. Река не только давала отдых и развлечения, но она еще кормила и работала на людей.
Мы,  мальчишки с ранней весны до поздней осени ходили на рыбалку, и не ради забавы. Рыбалка была частью решения проблем питания семьи. Взрослые круглый год на работе или заняты домашним хозяйством, а вот у нас ребятишек полустанка, оставалось больше свободы, чтобы не только отдохнуть, но и помочь родителям прокормить семью.
Как-то Витька Жбан пришел ко мне с вечера и с порога предложил:
- Давай махнем на рыбалку завтра, с раннего утра. Порыбачим на зорьке. Вчера Вовка Никоненко таких подлещиков принес. Во… - и Витька показал руками, каких крупных рыб поймал, лучший рыбак полустанка Вовка Никоненко. Мы, че, хуже? Накопаем червей на огороде и раненько по утру, двинем на рыбалку.
Я согласился. Мать давно просит свежей рыбы, суп сварить…
- Что суп, если во время выйдем не только на суп, но и на жаркое наловим – отозвался оптимистично Витька.
Как и договорились, проснулись мы с Витькой  с первыми петухами, когда солнце еще не встало, а лишь розовел Восток. Ежась от прохладного, утреннего тумана, мы с Витькой направились к Веракуше. Петляя по тропинке вдоль железной дороги, мы, молча, в считанные минуты пролетели полтора километра и вот она река. Утренний туман еще не рассеялся, кругом стояла загадочная тишина, ни звука. Предутренник - такое время, когда природа уже не спит, но окончательно еще не проснулась.
Размотав удочки, мы насадили червей и закинули в воду снасти.
- Ловись рыбка - мала и велика – пробубнил Витька.
Поплавки уныло замерли на водной глади. Какое-то время мы еще  разгоряченные от ходьбы, не чувствующие утренней свежести, но постояв минут с десять стали зябнуть.
- Давай сменим место, здесь что-то не берет – предложил Витька.
- Тут всегда хороший окунь клюет. Может еще не время – ответил я. 
И в это время мой поплавок лениво плавающий  на воде и вдруг стремительно ушел под воду.
- Толян, Толян – закричал Витька. Чего зеваешь? У тебя же берет!
- Да, вижу, вижу – я схватил удочку, лежащую на берегу и со всей силой сделал подсечку. – Ого! Я стал тянуть, леска напряглась как струна, а удилище, сделанное из березы, согнулось кольцом.
- Да, тащи, ты тащи – бегал вокруг меня Витька. Упустишь же.
Но, я удачно подсекал рыбу, и в азарте крикнул:
-  Не уйдет, не на того нарвалась.
Сделав усилие, я  подвел рыбу к берегу и потом рванул, выкинув ее на берег. Черный, едва в заметную полоску окунь, бухнулся на песок рядом со мной. Витька тут же бросился на него закрывать его своим телом. Через какое-то время, он сумел захватить  рыбку за жабры и, поднявшись с песка, поднял ее к верху.
- Ого, какой красавец, не меньше полкило.
Окунь был большой, а распростертые плавники с острыми иглами и гребень увеличивали его размеры вдвое.  Насадив окуня на кунак и бросив в воду, чтобы нести домой живым, мы взялись за удочки. И тут началось. Клев пошел такой, что мы едва успевали выдергивать одну за другой рыбины – золотистых окуньков, красноперую плотву. Раза два пока червь опускался вниз ко дну, его успевали перехватить подлещики.  По паре небольших с ладонь подлещиков появились в наших бидонах. А потом, как отрубило, клева не стало. Солнце уже взошло в полную силу, туман  рассеялся, и речка заблестела, как серебристая обертка от шоколадной конфеты.
- Ну, все, зорька кончилась. Пойдем, искупаемся и айда домой. Хватит на сегодня, смотри, сколько надергали: и на уху, и на жаркое хватит, еще и на потом останется – сказал Витька.
Я согласился…
- Пошли!
По тропинке вдоль высокого берега, мы направились к пляжу, и тут Витька неожиданно изменил план.
- Давай Толян, вон в той бомбежке кинем пару раз. Может поутру, лещ настоящий схватит. Володька Никоненко тут всегда вылавливает лещей.
Я хотел отказать, а потом подумал, везет сегодня нам, может и еще раз повезет. Чем черт не шутит.
- А давай! – решительно ответил я.
Мы подошли к глубокой заводи. Она образовалась от бомбового взрыва во время войны, когда немцы бомбили мост через Веракушу. Заводь сильно заросла, и взрослые мужчины обходили ее стороной, лезть в такое грязное мессиво заводи не очень-то кому хотелось.
Мы подошли, стали насаживать червяков. Витька как всегда успел первым, махнув удилищем, ловко закинул леску.  Пока я возлился, выбирая себе место, куда кидать у Витьки начало клевать.
- Толян, есть, подсек, здоровенная язь или  лещага, что надо – радостно закричал Витька.
- Ты подводи, подводи плавно к берегу, я его сейчас за леску подхвачу – стал советовать я, бросив свое удилище.
Витька весь напрягся, пытаясь вытащить рыбку, но леска натянулась как струна, вот-вот лопнет, но рыба не поддавалась.  Под корягу зашла – горячился Витька, пытаясь водить удочку из стороны в сторону.
Я стал раздеваться.
- Держи Витек, я сейчас нырну, посмотрю, что и как.
Но, Витька опередил мое желание.
- Не, я сам. Ты держи удилище, а я полезу. Я поймал, мне и вытаскивать – уверенно заявил Витька, сбросив штаны и рубашку.
Я взял удилище, а Витька осторожно ступая по осоке,  пошел к краю глубокой заводи, потом нагнувшись, прыгнул в воду. От плеска воды поднялись  две утки и с кряканием понеслись вдоль камыша.
- Испугал даже уток – крикнул я в Витьке.
- Ничего, рыбку достану, и уйдем, пусть утят учат плавать – ответил бодро Витька.
- Как вода?
- Теплая, только муть, ничего не видно.
- А ты дай отстояться, подплывай тише, не маши руками – советовал я  с берега.
- Не маши. А плыть как? Тут кувшинки и трава, не буду махать, ноги спутают – кричал в ответ Витька.
 Витька  хорошо знал, что делать: не впервой вытаскивать рубку из под коряги.  Когда Витька подплыл к месту зацепа и нырнул, я ослабил леску, чтобы удобнее под водой ей манипулировать и на какое-то время отвернулся, осмотреться вокруг. И когда  поднял глаза на воду, то увидел очумевшее лицо Витьки и его округлые глаза.
- Бомба, Толян, бомба! – и Витька, захлебываясь водой, и не обращая внимания на водоросли, свисающие с его груди, рванул плыть к берегу.
Я подал руку, когда он приблизился к берегу, помог выбраться из воды.
- Ты чего? Какая бомба?
- Настоящая, от самолета, бежим, пока не рванула. Я думал, топляк торчит, хвать его руками, а это железо все в слизи и по очертанию бомба. Здоровенная в метр или больше…
Видя испуг Витьки, я понял, что это не шутка, схватил вещи с удочкой, и мы бросились бежать от берега. Выбежали на высокое место близ железнодорожного полотна, остановились, пытаясь отдышаться.
- Давай, вон в ту ямку – крикнул Витька, и мы с разбегу рухнули в глубокую яму. - Сейчас, наверное, жахнет – сказал Витька. Пока дойдет боек до взрывателя минут пять-шесть пройдет, бомбы со взрывателем работает с опозданием – со знанием дела проговорил Витька.
Но прошло с десяток минут, а бомба все не взрывалась.
- Заржавела, вот и затянулся взрыв – опять решительно сделал вывод Витька.
В это время загудел пассажирский поезд.
- Не рвануло  бы сейчас, девятичасовой идет. Хоть останавливай.
- А как?
- Побежали на встречу  - предложил я. И мы, схватив рубашка, как флажки, выскочили из своего укрытия и побежали на встречу, идущему поезду.
- Рванет или не рванет! – крикнул Витька, ни к кому не обращаясь. Так сам для себя, поддерживая свой боевой дух. Мы стремительно влетели на железное полотно и побежали в сторону моста, именно оттуда должен прибыть пассажирский поезд. Вбежав на середину моста, мы почувствовали некоторое облегчение. Бомба не взорвалась. Пробежав еще метров двести, мы увидели приближающий состав из зеленых вагонов, и с красной звездой на носу паровоза.
Машинист,   заметив нас, дал предупредительный свисток. – Мол, сходите с рельсов. Но, мы отчаянно,  махая  рубашками над головой, продолжали бежать  вперед по полотну. Поезд стал притормаживать и остановился  почти в нескольких метрах от нас.  Из паровоза вышел помощник машиниста и подбежал к нам:
- Чего машете? Почему с полотна дороги не сходите? Вам, что, жить надоело?
- Дяденька – заикаясь от быстрого бега, проговорил Витька. – там бомба! – и показал в сторону моста.
- Верно, верно – подтвердил я… Мы нашли бомбу…
- Да, вы чего ребята, в своем уме? Какая бомба? – засмеялся чумазый помощник машиниста. Это вам померещилось… - опять ослабился в улыбке помощник машиниста.
- Семен, что там стряслось,  выяснил? – крикнул, высунувшись из окна паровоза, усатый машинист.
- Ребята говорят, что бомбу нашли.
- А где нашли-то, уяснил? – продолжал кричать машинист.
- Нет еще!
- Так, что ты там колякаешь?
- Где бомба-то? – наконец, строго спросил  помощник машиниста, взяв Витьку за плечо. Говори, а то поезд опаздывает.
- В речке, дяденька - ответил я за Витьку. Она в воде, у самого почти моста. Мы рыбу ловили, зацепились удочкой, думали коряга, а Витька нырнул и бомбу нашел.
- Ты, Витька, что ли? – спросил чумазый помощник машиниста Витьку Жбана.
- Я!
- Веди, показывай, времени в обрез, уже и так пару минут стоим.
- Иван  Кузьмич – крикнул помощник машиниста. – Бомба в воде у моста. Пойду,  взгляну. Чем черт не шутит – может настоящая. Я в саперах служил, насмотрелся на этих красавиц – и, получив добро от старшего, побежал вместе с нами к мосту.
- Вон там - когда мы подбежали к заводи. Видите удочка, там в трех метрах от берега, где кувшинки расцвели, вот аккурат прямо под ними, она и есть.
- Ладно, ребята. Ждите здесь и никуда. Понятно?
- Да! Ну то-то, я сейчас – и веселый помощник машиниста, скидывая на ходу куртку, а потом сапоги и черные от масла и угля штаны, побежал вниз к реке. Оставшись в одних подштанниках и майке, он перекрестился и сиганул в воду.
Мы с Витькой, выглянув из укрытия, с замиранием сердца, следили за всем, что делал чумазый и смелый человек.
- Во дает, не боится же. А как рванет… - проговорил Витька.
- Он же сапер. Ты слышал, что он сказал машинисту.
- Да, слышал, слышал. А если запал именно сейчас сработает?
- Не каркай, Витька – толкнул я в бок приятеля. Что-то его не видать. Нырнул и нет… – озабоченно пробормотал Витька.
- Не, вон пузырьки пускает, значит под водой еще  и живой – ответил я, показывая на завидь.
Наконец, из воды показалась лохматая голова помощника.  Он фыркнул, а потом шумно высмаркался, смахивая водоросли со лба.
- Отбой тревоги ребята. Бомба есть, но без  взрывателя, холостая, стало быть. Вы бегите к поезду, скажите, чтобы ехал сюда, а я пока оденусь и следом за вами. Скажите Кузьмичу, что все в порядке…
Поезд опоздал на пятнадцать минут, но за это время мы с Витькой как-будто повзрослели на полтора года.
Нас, как главных свидетелей, взяли с собой на паровоз, чтобы мы могли все объяснить. На станции уже стали волноваться. Из отделения дороги звонили начальнику станции,  спрашивали: - Почему сбой в графике движения поезда? Срочно был вызван участковый милиционер, дядя Паша, который важно прохаживался по перрону, вместе со служебной собакой Найкой.
Когда поезд остановился на станции, и мы с Витькой выскочили из паровоза, дядя Паша все понял.  Витька Жбан со своим другом опять, что-то  натворили.
Мы долго объясняли дежурному по станции и дяди Паше, как все случилось. Они оба тщательно все записывали в какие-то протоколы, а потом попросили  в них расписаться.
- А это зачем? – поинтересовался Витька.
- Так положено! – ответил дядя Паша. Теперь, когда вы распишитесь, это будет документ. А документ дело серьезное. Вы стали, ребята главными героями серьезного происшествия – нашли бомбу, поезд остановили правильно, можно сказать совершили подвиг и за это вам полагается награда.
- Не знал, что за это дают награды? – отреагировал быстро Витька.
- Ну, награда или ценный подарок положено  за геройский поступок – заулыбался дядя Паша.
- Ааа – это хорошо!  А когда награду-то дадут, сегодня? – поинтересовался Витька.
- Нет, не так скоро. Пока дело расследуют, бомбу окончательно не удалят из воды и не взорвут на полигоне, то  да се – время пройдет. Так что наберитесь терпения. А вот от меня и всей милиции и от начальника станции вам ребята огромное спасибо!
- Точно так, спасибо! – подтвердил строгий Петр Казимирович, начальник станции.
И они оба крепко пожали нам руки.  Так закончилась  наша с Витькой опасная рыбалка в тот летний день.  Бомбу достали  военные водолазы и взорвали на полигоне в лесу. Нам же с Витькой выдали ценные подарки: Витьке ласты и маску, мол, ныряй и дальше, а мне новенький футбольный мяч. Директор школы, когда вручал нам подарки на школьной линейке, прямо при всех сказал:
- Я горжусь поступком  Кириллова и Ершова,  смелые ребята! Берите с ним пример.
Витька Жбан толкнул меня в бок:
- Видишь, пример брать с нас, говорит директор …
- А-то – ответил гордо я. – Мы еще не то можем.
- Это точно – заулыбался Витька.