Бесконечность или вечность?

Андрей Незванов
ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА


В средние века философы, вынужденные работать под вывеской богословия, приучили нас к оперированию термином бесконечность. И мы часто говорим о бесконечности Бога, о бесконечном времени жизни после смерти и т.п.
Между тем, понятие бесконечности позитивно бессодержательно: оно является примером отрицательного понятия. Предлог «бес-» в русском языке заменяет частичку «не-»; и слово бесконечность есть перевод латинского слова «неконечность», infinititas, в котором частичка  «in» есть отрицающая частица.
Священное Писание нигде не говорит о бесконечности. Если бы не так, у нас был бы повод обвинить Писание в бессмыслице.

Священное Писание говорит о ВЕЧНОСТИ. И это совсем не то, что бесконечность.
Вечность конечна, поскольку  наречие это произведено от слова Век, век же конечен. Но не в том смысле, в каком конечен отрезок бесконечной прямой. Для священного Писания не существует Ньютонова бесконечного времени, в который можно было бы поместить конечный век. Нет также и исторического времени, в котором бы века последовательно сменяли друг друга.
 
Век священного Писания конечен в себе: имеет начало, рост, «акме» (расцвет), упадок и конец. Всякое время существует только в веке, но вне века нет никакого времени.  Новый век не является продолжением старого века, но появляется из Ничего, так же как и ветхий век; и в нем – своё  время. Так же история принадлежит веку и не имеет продолжения в другом веке. Поэтому богословы говорят о конце времени, конце истории и о конце света. Так Воскресением Иисуса из Назарета закончился ветхий век, и закончилось его время. Поэтому страстная неделя была последней неделей века. День Воскресения - первый день нового века, он не начинает новую неделю старого века, поэтому относясь к ветхому календарю, который остановился приходится говорить о восьмом дне недели. Можно еще прибавлять дни к ветхому веку, но все они будут принадлежать последней неделе, так как новая неделя не может начаться. Век закончился и календарь исчерпан.

Тогда что же такое вечность, и чем она отличается от временности или преходящести?
Вечное есть присущее веку как таковому: то, что есть всегда, на всем протяжении века, и не зависит от внутреннего движения времени века, но суще во всякое время. Поэтому вечный муж может быть пророком. Тот же смысл «вечного» и возможность быть в веке имеет промысел Божий, поскольку Бог имеет в Себе весь век целиком.
Наречие «вечность» образовано от «вечный», и получает смысл в зависимости от контекста высказывания. Коренной же смысл заключен в атрибуте «вечный», о чем уже сказано выше.

Связность Века такова, что в Начале заложен конец, и в конце высвобождается Начало, открывающее новый век. Именно поэтому Вечность рисуют в виде змеи, кусающей собственный хвост.
Человек в истине и полноте равен Веку, поэтому Он – Альфа и Омега, Начало и Конец.
Начало, о котором говорим, это не субъективно выбранное историком событие, положенное им в начало сконструированной им «истории», но – Архэ, или непреходящее вневременное Начало.
Вовлечение Начала (Архэ) в течение времени, и высвобождение Начала из него, образует истинный Век (в отличие от условного историографического и астрономического века).
Благодаря присутствию в историческом времени вневременного Начала, любая законченная история, обнимающая Век, есть Священная История.
В отличие от любой частичной истории, полная история (= Священная История) описывает полный круг от Начала до Конца Света.
Только в конце Света, когда из истории высвобождается вневременное Начало, становится возможным понять смысл истории. До этого конца, в любом частичном сегменте, история остается потаенной.


ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМОТРИ В "ФИЛОСОФСКИЙ КРУЖОК. ТЕЗИСЫ ДЛЯ ДИСПУТА"