Психология творчества 4

Ванятка
IV. ТЕХНИКА В ТВОРЧЕСТВЕ
К технике творчества относятся:
1. Материал.
2. Инструмент творчества и
3. Мастерство владения материалом и инструментом.

Маяковский пишет: «Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?

Первое. Наличие задачи.

Второе. Целевая установка.

Третье. Материал. Слова. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа нужными, выразительными, редки, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.

Четвёрное. Оборудование предприятия и орудия производства. Перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм для посещения ночлежки, велосипед для езды в редакции, сорганизованный стол, зонтик для писания под дождём, жилплощадь определённого количества шагов, которые нужно делать для работы, и даже трубка и папиросы.

Пятое. Навыки и приёмы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы.

Например: социальное задание – дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам. Целевая установка – разбить Юденича. Материал – слова солдатского лексикона. Орудие производства – огрызок карандаша. Приём – рифмованная частушка.

Результат:

Милкой мне в подарок бурка
и носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга,
Как наскипидаренный.»


Итак, вооружившись всем необходимым, я попытаюсь продемонстрировать небольшой эксперимент-шутку.

Например: задание – к сроку сдать курсовую работу. Целевая установка – непременно получить удовлетворительную оценку. Материал – рекомендованная литература. Приём -  четверостишие.

Результат:

Списком книги отбираем,
Мысли-зёрна вытрясаем,
Наспех склеиваем в «труд» и…
Галопом в институт.

Боже! Боже! Рецензенты
Волосы от злости рвут:
Под фамилией студента
Слог родной свой узнают.



V. ВДОХНОВЕНИЕ
Своеобразное состояние особого напряжения и подъёма творческих сил и способности человека, которое ведёт к возникновению или окончательному оформлению замысла и идеи какого-либо произведения науки, искусства или техники, называется вдохновением.

Вдохновение характеризуется, во-первых, своеобразным психическим и телесным возбуждением и напряжением.

Вторым признаком вдохновения является максимальная концентрация творческого внимания.

Третье условие вдохновения -  безграничная преданность своей идее, страстная воля её реализовать.

Иногда для акта вдохновения типично или чрезвычайное обострение памяти, или своеобразное «творческое беспамятство».

Последнее, видимо, объясняется тем, что в момент вдохновения все центры мозга, за исключением тех, которые работают на творчество, тормозятся  с тем, чтобы выполнить основную задачу – разрешение той проблемы., на которой сосредоточен художник. Отсюда можно судить, насколько сложна и трудна мыслительная деятельность творческого человека.

VI. РОЛЬКРИТИКИ И САМОКРИТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ

Под влиянием критики происходит осознание достигнутого, исправление и дальнейшая доработка творческих идей и замыслов.

Критика тем более плодотворна для творчества, чем более самокритичен творец. Самокритика не только означает осознание своих недостатков, ошибок и достижений, но и говорит о дальнейшем идейном и профессиональном росте творческого работника.

VII. МОЖНО ЛИ СОЗДАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ МАШИНУ?

Наш век называют очень образно: атомный век, век кибернетики, век освоения космоса и т. и т. д.

Иногда слышишь такие суждения, что будто бы в наш век невозможного уже нет. Однако, оставим в покое фантазёров и попробуем поспорить с самой сказкой о всесильной кибернетике и причастии её к такой области как человеческое мышление.

Возможно ли создать мыслящую машину? Давайте мысленно попробуем представить себе, как поведёт себя машина, оказавшись в теле человека творчества.

Ситуация №1

Воображение.
Определение: сущность воображения заключается в том, чтобы уметь создать новые образы…

Машина работает на материале-программе, заложенной в её «мозг». Все идеи, заложенные в неё, - идеи человека, и нового машине взять неоткуда! Если в неё заложить новые мысли, так они будут не её, а человека, заложившего их.

Допустим, что она (машина) в результате комбинаций, имеющихся в ней идей создаёт какой-то гибрид-идею, но эта идея так и останется машинной, не приемлемой для человека.

Ситуация №2

Роль опыта в творчестве.

Определение: опыт – есть многогранный кристалл, каждая грань которого шлифуется на всём протяжении формирования личности.

Допустим, что машина способна воспринимать опыт ( что звучит явно фантастически), но, чтобы сравниться с человеческим её  (машину) придётся «воспитывать» также долго, как и человека, да окажется ли она ещё «талантливой», ибо опыт она может получить только через человека, а даже люди талантливые встречаются не так уж и часто.

Эта задача также непосильна для машины.

Да, могут возразить, но ведь жизнь человека ограничена, а машина гораздо долговечней его и может копить опыт в течение нескольких поколений.  Конечно, но человек обладает способностью отвергать устаревший опыт, а машина будет держать уйму ненужного, устаревшего, и получается, что это была бы простая механическая копилка.

Ситуация №3

Мыслящей машине задаётся вопрос: может ли машина мыслить?

В первую очередь, если, конечно это «умная» машина, она роется в своей памяти и ищет определение, что такое машина. И, естественно, находит что-то вроде такого: машиной называется механическое приспособление, служащее для облегчения труда человека. Машина состоит из…

Затем она находит определение, что такое мышление. Догадывается (ну и умная машина), что оно свойственно только человеку. Человек состоит из… и головы!

Сравнивает два определения, однако, не находит в первом определении упоминания о такой «детали» как голова и на основании законов логики приходит к естественному выводу, что вопрос поставлен ошибочно.

Она сначала зависает, но затем, после долгого молчания, выдает «НЕТ».

Техника в технике сработала точно.

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С какой бы стороны мы не подходили к вопросу творчества, как бы глубоко его не анализировали, - оно всегда было и останется предметом внимания и изучения человечества.

Откуда бы не исходило творчество – оно всегда прокладывает для осуществления намеченных задач только свои сугубо индивидуальные тропы. Тропы эти неисчислимы, неисчислимы и те дары, которыми творчество радует человечество.

Покуда существует разум – существует и плод его – творчество.

Разум человека всесилен, ему нет предела и его нельзя заключить в клетку-машину, ибо он погибнет в ней, так как основным компонентом его является – свобода, а задачей – объять необъятное.