M M

Жилкин Олег
В минувшие выходные c женой смотрели в МХТ им. Чехова "Мастера и Маргариту". Произведение настолько затасканное, что пора бы его именовать как-то сокращенно, например M&M.

Ставил пьесу какой-то венгр, действие обещало быть энергичными: в анонсах читал про выкатывающийся на сцену трамвай, любезные сердцу русского зрителя спецэффекты и голую Маргариту – чего еще желать субботним вечерком.

Билет купил за 5 минут до начала у семейно пары  - мне достался бельэтаж под самым потолком за тысячу рублей, супруга отправилась в партер на 8 ряд за две с половиной.
Сосед – крепкий и еще молодой человек, продавший мне билет, успел до начала спектакля порадовать кратким рассказом о том, как на хоккейном чемпионате мира в Братиславе перекупщики-барыги толкали билеты за 70 Евро.

Первый акт пьесы ничем не запомнился. Долгие пафосные монологи героев погружали организм в легкую дрему. Покой время от времени нарушали дурные театральные возгласы – страдание героев требовало к себе внимания публики.

В антракте мы встретились в буфете с супругой, где выпили по чашке крепкого кофе.
Несколько взбодренный вернулся к себе на чердак. Желая развить тему хоккея, я обратился к своим соседям с фразой достойной того, чтобы войти в анналы театральной критики: «В хоккее по крайней мере знаешь счет после первого тайма».
Шутка поставила соседей в тупик, пришлось пояснять, что в театре, дескать, приходиться терпеливо ждать окончания пьесы, чтобы понять ее смысл.

А смысла, как я уже догадывался, может и не быть.
Второе действие спектакля заметно оживил Верник. Он так зажигательно улыбался, что я простил организаторам потерянные три с половиной тысячи рулей и, соответственно, три с половиной часа выходных.

Да, трамвай действительно выезжал, да была обнаженная Маргарита, с более чем скромной грудью и китайскими иероглифами на лодыжке, однако это никак не могло исправить впечатления натянутости, вымученности и искусственности диалогов. Актеров было откровенно жаль. Создавалось впечатление, что литературная основа явно переоценена публикой, что автор написал худший роман в своей жизни, исполненный пафоса и пошлости. Библейская линия, пожалуй, худшая часть текста, содержащая явные вычурные выдумки автора, в пьесе обнаруживала всю свою несостоятельность.

Единственный приятный персонаж – поэт Бездомный почти всю пьесу  просидел в клетке – очень жаль. Его забег был многообещающим и оставил хорошее впечатление.
Мастер показал себя пустым фразером, которому досталось поделом.

Вряд ли это было частью замысла режиссера, но мне показалось, что M&M пьеса о предательстве. О предательстве своего дарования, своей любви, о предательстве по отношению к жизни.  Таков сухой остаток. Ну и боль в спине от долгого сидения в кресле в качестве бонуса.