Экспедиция Сибирские Викинги -2010

Александр Невзоров
6 июля

Первые два дня в пионерлагере "Ангара" были напряженными. Ребята из "Орлят" упражнялись на полигонах, а викинги сколачивали плоты. Большие доски, 4 метра в длину, скреплялись с поперечными в 2 метра. К такой решетке китайскими веревками привязывались 12 баллонов: 3 ряда по 4 штуки в каждом прямым узлом с 2 контрольными простыми по краям.

Но время шло. Орлятам пришла пора уезжать, поэтому вечером для них были проведены танцевальные конкурсы.

Двое топили кочегарку, чтобы принять душ. В тот же день приехал оператор со Свирского телевидения и снимал ребят за работой. А работы было не мало: молодые викинги стаскивали решетки плотов с привязанными баллонами, а также доски, чтобы уже на воде накрывать плоты 2 слоями пиломатериала. Плоты были связаны веревками между собой, к ним приложили 4-метровые сосновые шесты, собранные в лесу Сергеем Николаевичем. Затем Андрей Сергеевич вручил первым испытателям суден спасательные жилеты и показал, как ими пользоваться. В составе оранжевых жилетов и было проведено тест-плавание.

7 июля

Утром третьего дня ребята закончили перенос плотов, досок, а также продуктов на берег. И вот, загрузка продуктов на борт катера завершена, плоты застелены. Центр каждого плота покрыт брезентовым тентом, в которые завернуты личные вещи викингов, а также палатки, спальники и пенки. Сторож лагеря, Виктор Владимирович, заделал дырку в заборе, через которую мы таскали доски и продукты. Отчалив от берега в половине двенадцатого, участники экспедиции удобно расположились лёжа и сидя на ковриках, на мешках и на голом плоту. И вот, двинулись. Катер (Р 70-22 ИУ) тащит веревку, которая привязана к первому плоту, а к нему, в свою очередь, паровозиком привязаны и остальные 7 плотов.

За бортом - течение, погода ясная, жаркая, плоты покрыты брызгами, и в каждом брызге отражается яркое солнце. Между плотами бурление, похожее на струи душа, опущенного верхом в полную ванну или неглубокое джакузи.

Мимо медленно проплывает баржа. На берегу рыбаки. Проезжаем о. Конный, входим в акваторию Черемховского района. На обед заходим на о. Верхулай, где отведали ухи из сайры, картошки, моркови и риса. Ели сидя на причаленных к берегу плотах. Миска с супом плавает в холодной воде Ангары легко, будто она стоит на охлаждающем водном столе. Слава Богу, волн нет и, из держащейся на воде миске можно даже хлебать уху. На острове песок и мелкая галька, что очень приятно, по сравнению с острыми ломанными осколками скал на берегу лагеря. Обязательный поход в туалет, независимо от желания, и снова в путь.

    Со стихией взялись мы
    В этот день бороться -
    Под доскою - всплеск волны,
    В каждом брызге - солнце,
    Проплывают берега,
    И течет вперед река.

Немного проплыли и стали нырять с пота в глубокую воду прямо в спасжилетах.

Жарко, солнце печет, на горизонте появляются краны, трубы и домики Свирска. С первого плота убежал тапочек, ловили его шестами, но поймать удалось только одним викингом, нырнувшим в воду.

Приехали в порт Свирск. Видели как поднимают бревна мокрые краны. С них льется вода, как дождь из тучи. Плывем дальше, горные породы вдоль берега стоят стеной, в них чернеют гроты. Мимо проплывает человек в самодельном плавсредстве: борты из досок, толи, резины и прочих пластин, видно дно из пенопласта. Рыбачит.

В Свирске мы посетили Музей истории города. Там была большая красивая панорама основателя города - Свирского. А здании в туалете была просто кромешная тьма, что было не понятно даже в какую сторону идти. Прошлись по ул. Дзержинского, известную в народе как Питер, исписанную граффити с именами молодых свирчан. Встретили орлят, которые шли за нами вслед вдоль берега вплоть до Петькиного леса, где на заборе было написано : "Доброго пути", будто бы специально для нас.

Вдоль берега сидели разные знакомые наших викингов, с которыми те обменивались репликами и приветствиями. Проехали мимо дач (дачники нам завидуют дикой завистью). Проехали Черный и Белый леса.

    Плот 1 - Флагманский. Андрей Сергеевич, Людмила.
    Плот 2 - Отважный. Света, Паша, Татьяна Романовна.
    Плот 3 - Энциклонг. Сан Саныч, Ксюша, Лиза, доктор (Лена).
    Плот 4 - Непотопляемый. Дима, Лёша, Серега.
    Плот 5 - Неустрашимый. Диса, Слава, Сева.
    Плот 6 - Амазонки. Оля, Елена Николаевна, Татьяна Михайловна.
    Плот 7- Жаркий.
    Плот 8 - Надежный. Дима, Сергей Николаевич, Саша.

Так как синоптики обещали грозу, на ночлег мы направились в бухту, которая защищает от СВ и от ЮЗ ветров: Бухта Безветрия. Грозовая туча похожа на огромного крокодила. Становится холодддддддно. Когда въехали в саму бухту, ветер стал теплее, но и сильнее. Надо держать коврики, чтобы не улетели. Ребята наслаждаются видами вспышек молнии. Ставим палатки и тенты. С ужином напряженка. Повара с готовым ужином ждут моторки в Берёзовке, на противоположном берегу Ангары. Но лодочник перепутал направление и догреб до Бурятских островов в совсем другой стороне. Лишь когда он вернулся в бухту и получил от Андрея Сергеевича более детальные указания, он поплыл правильно и доставил поваров. Экипаж голодных викингов трапезничал на борту катера макаронами с сосиской и запивали персиковым соком.

8 июля. Утром была зарядка от Людмилы, прибывшей вчера из Свирска. Завтрак на борту и на берегу у костра, починка плота #4 Непотопляемого и #1 Флагманского. После двинулись по течению в сторону о. Верхулай. Было около 11. Сидя на плоту, стирали одежду. На флагшток установили флаг российский.

12.40. Остановились, чтоб понырять с плота. Самолеты летают низко.

Перлы. А.С.: лодки две или разные?

Один из непотопляемых: вода тёплая (трогает) в натуре!.. холодная!

Андрей Сергеевич, ой, то есть, Сергей Андреевич, ах да, Андрей Сергеевич.

Мимо Свирска проходили, встретился нам кораблик, который просигналил нам и пустил большую волну. Качало так, что стоя на краю плота, по ощущениям можно было б почувствовать себя сёрфингистом. Прибыла моторка с бранчем ?( от англ.brunch), то есть перекусом меж завтраком и обедом ?: бутербродами с паштетом по 2 на человека, шоколадкой по 1 на персону и 2л. Бутылкой минеральной воды на плот. Бутылки были привязаны и свешаны за борт. По пути Андрей Сергеевич показал стоящую на берегу ветровую стенку, ранее им самим сооруженную.

Обед был в пади Семёновской. Потом снова большая речная прогулка по сибирской красавице Ангаре.в самую жару остановились и разбили лагерь на о. Верхулай. Андрей Сергеевич ловил рыбу. Наши ребята играли в футбол с командой матросов и смотрели в бинокль с корабля. Все исследовали остров. Преобладают сосны и березы, есть чабрец, крапива, лилии. Собрали грибы даже. Ужин был чудесен. Суп из тушенки с картошкой. 3 усольчан уехали, не выдержан походных условий.

    Сибирские викинги
    Настала пора!
    Собирайся в поход,
    Вяжи узлы плотно,
    Чтоб прочнее был плот.
    И вот к островам
    И огромной горе
    Отправимся в путь
    Мы по Ангаре.
    Сибирские Викинги,
    Крикнем Ура!
    Для нас светит солнце,
    Течет Ангара.
    Сибирские Викинги,
    Смело вперед,
    Да будет удачным
    Наш новый поход!

Медленно наступала ночь. На берегу было можно услышать много ночных звуков. Жужжание насекомых, тишайший всплеск реки, кряканье и совсем человеческий свист птиц. И лишь единожды прерывает симфонию природы звук распрямляющейся пластиковой бутылки, опрометчиво смятой и брошенной как мусор каким то безответственным туристом. На противоположном берегу темные леса и луга на горах, лишь мерцают одинокие оранжевые очи походных костров. А на правом краю берега Свирск сверкает огнями города: уличными фонарями, окнами домов, голубыми экранами телевизоров и компьютеров.

9 июля

9.30- отчаливаем.

Погода пасмурная, туман, прохладный ветерок.

На "Энциклонге" появилась табличка с именем плота, буквы вырезаны на дощечке от какого-то ящика боеприпасов темно-оливкового цвета с черными цифрами. Идем вниз по Ангаре к о. Конный. Солнцепёка нет. Можно не надевать кепку. Вода в реке холодная, по ней ходят волны. Рассказываем анекдоты.

Словарь. Чалка-веревка, привязанная к плоту, которой его привязывают к берегу во время стоянки.

Типичная ошибка участников лагеря: тенДы вместо тенТы

Функции судового шеста:

    отталкиваться от берега,
    приставать к берегу,
    использовать в качестве весла,
    ловить уплывающие тапочки, мячики и другие вещи,
    написать на них имя судна

Проезжаем деревню Каменка и места стоянок древнего человека, где в 1993 проводились археологические раскопки, в ходе которых нашли наконечники, каменные топоры. Татьяна Романовна рассказала о походной бане: каркас из бревен затянут полиэтиленом, и внутри печка из камней. На о. Конный обедали, из красодневов набрали букет. Оля с плота №6 не просыпается.

Каламбур.

    Дремлет Оля на шестом,
    Разбуди ее шестом.
    На обед пускай идет,
    А иначе пропадет.

Перлы.

- Замерз?

- Нет, просто холодно.

Переход между плотами по ощущениям похож на переход между вагонами поезда.

После сиесты, повара Валя и Кристина пересели на плот №4 Непотопляемый и катились вместе с нами.

Лагерь разбили на о. Марахтуй, куда прибыли в полпятого. Еще толком не установили палатки, как пошел дождь. Спешно накрыли палатки тентами и из одного тента сделали силами матросов и педагогов навес для поваров на берегу. Везде мокрый песок.

На о. Марахтуй когда-то был пожар, многие деревья и бревна обгорелые. Обгорели и столбики с навязанной проволокой. Сделаны они были, чтоб, пасущиеся на острове коровы и кони не подходили к воде. Золотой закат отражался в окнах села Казачье на противоположном берегу. Холодным последождевым вечером по Ангаре проезжал человек на водных лыжах.

10 июля

После зарядки и завтрака мы собрали палатки. Тенты и верхние части палаток пришлось посушить на солнце. Туманно. Противоположный берег рано утром не был виден. На реке видна лишь узкая полоска воды посередине, сверкающая на свету. До и после нее - сплошной туман. К отправке туман рассеялся. Заодно мы наломали сосновых и еловых веток для венков, которые мы опустим на воду у затопленного деревенского кладбища, где похоронены герои ВОВ в память об их подвиге. Видели парящего коршуна.

На катере целыми днями играет музыка. Вот она:

    Гранитный камушек
    Я люблю тебя до слез
    Люди встречаются
    Нет тебя прекрасней
    Ты мне не снишься
    Ветер с моря дул
    Под белым покрывалом января
    Лёлик (гр. Фабрика)
    ЛМЛ (гр. ВИАгра)
    Проститься (Ума2рман)
    Перекресток (Машина Времени)
    За глаза твои карие
    Девушки фабричные
    Ты меня любишь (Серов)

На обед прибыли в падь Донскую. Там степной пейзаж. У берегов дно мелкое, вода залила цветочные поляны, и цветы раскрыты под водой, местность открытая, деревья только вдалеке.

14.30. отплыли из пади Донской. Отчаливали трудно, так как у берега было мелко, да еще и за плота №2 и 3 зацепилась рыболовная снасть, которую поставили отдыхающие здесь другие туристы, разбившие лагерь из 2 палаток под самым солнцепеком. Поплыли. Ветер разыгрался не на шутку. Волны большие, как на Байкале, а то и на море, и при этом солнечно и жарко. Доплыв до затопленного кладбища, мы почтили память павших минутой молчания и опустили венки тем, на чьи могилы никто не придет.

Волны качают плотилию нашу из стороны в сторону, по палубам разливается вода.

...здесь размыто водой...

Над нами облако в форме зайца.

Перл.

- Кроссворд в газете есть?

- Нет, она вчерашняя.

- Почему прошлогодняя победительница опять в газете от 8 июля (т.е. вчера)?

- Эта газета от 8 июля прошлого года.

В падь Бахтай прибыли.

Дно там илистое. Много муравьев. Проторена коровья тропа. Сан Саныч сплавал до противоположного берега и обратно, пока Андрей Сергеевич рыбачил в моторке, а команда наших ребят играла в волейбол с командой отдыхающих рядом. Сделали газету "Непутевые заметки Сибирских Викингов". На занятии говорили о фауне Байкала, о байкальских легендах. Слава показывал другим парням приемы самбо. Саша нырял с маской и трубкой.

Каламбур.

    Поварёшка вся в рагу,
    Предай её врагу.

11 июля

Утром собрали вещи, палатки и тенты, погрузили их на плоты и отчалили от илистого дна сего берега. Ясно и солнечно. В пути у Ксюши улетел с плота коврик и подушка, но беглецов быстро задержали. А еще перед отчаливанием, Слава хотел помыть коврик на краю плота. Вместо того, сам свалился в воду прямо в одежде. На противоположном берегу пасутся коровы и бараны.

На Непотопляемом лопнул угловой баллон, но тот держится на плаву и везет 2 пассажиров. Везет!

Вспомнилось, как еще в лагере, Света плавала на баллоне, гребя шлёпками как вёслами. На плоту №2 дети втроем сидят под тентом. Тент не закреплен на шестах, как я мечтал построить навес, а просто залезли внутрь и тент продувается. Дети не большие, сидят удобно. Еще один молодой путешественник Саша весело ходит с одного плота на другой.

Волны большие, вода заливает плоты, все мокрые.

Я стою одной ногой на одном плоту, другой - на другом. Ощущения захватывающие - как на больших педалях велотренажера или педалемобиля. У берега трое парней гребут в резиновой лодке , за которую держится девушка на надувном матрасе, за ноги которой держится вторая девушка на таком же матрасе. ПОЧТИ КАК МЫ. Парни гребут к нам и некоторое время плывут с нами, держась за борт одного из наших плотов.

Прибыли на о. Нижний Марахтуй. Капитан Геннадий Георгиевич оштрафовал рыбаков-браконьеров в лодке. В реке мелко, поросло травой. Купались и ныряли с корабля. После ужина был тренинг от Татьяны Романовны. В ночном небе сверкают зарницы.

12 июля

Погода солнечная, сухая. Тент сухой, даже на палатке конденсата меньше обычного. На острове много сухих сосен, среди которых и разбит лагерь. Снова воспоминания. Помню, как проплывали ЛЭП, А.С. сказал, что волосы встанут дыбом.

Увидев ЛЭП, читай свой РЭП.

Если позавтракать на плоту, плот будет позавтраканный.

В 10.30. все уже по привычке, без лишней суеты погрузили вещи и поехали.

Правда, чтобы их погрузить, до плотов надо было идти метров шесть по заросшему травой и водорослями речному дну.

Погода теплая, но солнце за облаками, поэтому не жарко. Дует легкий ветерок. На катере прямо под флагом сушится рыба. Снова с катера доносятся песни Леонтьева и Боярского.

За время путешествия ребята уже привыкли, что отдыхающие и местные на берегах обращают на путников внимание и машут им. Научились быстро собирать и разбирать палатки. Отведали чая, приготовленного на костре, который отличается копченым ароматом и пряной терпкостью в сравнении с чаем из пакетика или заварника. Волны тихие, почти их нет. Тихо, не жарко, спокойно, плескание воды громче, чем звучащая на катере музыка. Все это так похоже на настроение путника, возвращающегося с маршрута.

Сентиментально всё: и обломок спасательного круга на "Энциклонге", и неторопливые облака, и даже сложенные на плоту вещи пребывают в устало-чемоданном настроении.

Маленький мячик, подобранный на острове, держится между плотами, не уплывая за пределы плотов. Усиливается ветер, а с ним и волны. На обед остановились на песчаном берегу. Не сразу нашли поваров и костер. Но когда нашли, нашли не только их, но и рыбацкое зимовьё из бревнышек типа землянки. Внутри стол, скамья, полати для спанья с парой не совсем целых матрасов, на столе сырая картошка с ростками, лавровый лист, соль. Окно затянуто полиэтиленом.

Рядом по тому же принципу землянки, что - то вроде склада для сетей. На улице стол с двумя скамьями и навесом. На обед борщ, приготовленный на костре.

Едем в п/л Ангара.

    Плот,
    Смело он плывет вперед.
    Плот связан крепко с другим плотом,
    Вот, плот за плотом - целый флот
    Вот и окончился поход.
    Волны.
    Волны рвутся сквозь борт,
    Заливают наш плот,
    Как юнга ведро да на палубу льёт.
    Поднимаем мы флаг,
    Бегут толпы зевак,
    О, как хорошо путешествовать так.
    Сны путешественника.
    Путешествовать - это прелестно,
    Ведь что ни день, то новое место.
    Открываешь глаза как всегда после сна,
    Видишь всюду движенье и на суше сосна,
    Сны приходят под всплеск волн и через туман
    И на речке эмоций на весь океан.

В лагере таскали отсыревшие доски. Было труднее, чем таскать сухие, зато разбирать плоты было легче, чем собирать.

Не успел я все плоты перетаскать, как пришла пора ехать. Прощаюсь с ребятами. Андрей Сергеевич доставляет меня на вокзал города Черемхова.

Электричка до Иркутска в 20 часов уже ушла, а утренняя будет лишь в 4. Я решил не ждать и поехать автостопом. Голосовал прямо недалеко от вокзала. В Черемхово я был новичком, карты нет, в Интернете узнать про город возмодности нет. Ловлю попутки. Все просят денег, как будто в Черемхово никогда не было автостопщиков! От одного из водителей узнаю, что надо сначала добраться до трассы, то есть Московского Тракта. Стою, голосую, жду чуда, и оно свершилось! Пожилой черемховец довёз меня до трассы. там ходят легковушки, фуры. Становится темно. Тут бы пригодился оранжевый жилет, чтобы водители меня заметили, но жилету нету. А есть каримат (он же туристический коврик, он же пенка ) с оранжевой стороной. Им-то я и обматываю своё огромное тело и голосую.

Тормозит свою фуру мой тёзка - Саша из Саянска, он развозит молоко. Он меня и довёз до Усолья-Сибирского, где разгрузился у супермаркета, а потом и в Иркутск. По пути Саша поделилслён тем фактом, что автостопщик едет в сторону Иркутска (на Восток), когда в осноном они едут к Красноярску (на Запад) рассказал про талисман, который подарила ему дочь Аня. Однажды Саша снял талисман и перевернулся, Аня, конечно же связала неприятность с отсутвием в машине оберега. С тех пор шофер не снимает его с окна.

А рюкзачок , с которым я ездил в это путешествие, прошёл со мной немало дорог. Был он со мной в скаутском лагере в Большом Голоустном, ходил со мной за ягодой на железнодорожную станцию Орлёнок, был со мной в деревне Майск (Кыцигировка) , на Ольхоне вместе с американцами из Айовы и Орегона, в Слюдянке. Прошел он и экспедицию "Байкальское кольцо 21 век", и лагерь "Сталкер", плавал на узких лодках-бурундучках (похожих на индейские пирОги) в Казачинско-ленском районе, ходил со мной на лыжах. Всего и не упомнишь. Старенький, с потвердевшими кожанными ремнями, а в большинстве мест уже и без них, с дырками и швами, свидетель многих путей и приключений!