Sub specie durationis

Николай Старорусский
(с точки зрения длительности)

Как раз в то время, когда я обдумывал отклики на мои заметки «Я на даче один», http://proza.ru/2011/10/27/1102, оказались у меня в руках размышления о. Рафаила Карелина о времени и вечности. Конечно, в полной своей глубине – это один из самых сложных богословских вопросов. Но ведь и для них приводят простые, хотя и не полные аналогии (по-теперешнему, модели) из повседневной жизни. Например, Св. Троице сопоставляют неразрывность самого Солнца, его тепла и сияния.

Вот так же, думается, слова о. Рафаила впрямую относятся к моей осенней жизни на даче.  Напомню. С каждым местом   ассоциируется целый ряд вполне различимых воспоминаний о произошедших тут событиях: еще при жизни отца, просто со мной, затем - после долгого перерыва - с моими детьми и всей семьей. И вот в каждом месте, одновременно с текущим моментом, но как-то иначе - погружаюсь в атмосферу одного из таких событий. В одних местах - всегда одно и то же, самое яркое, вытесняет остальные. В других - раз на раз не приходится. В любом варианте путешествуешь не только в пространстве, но и во времени - не в том простом смысле, что вспоминаешь. Разные события относятся к разным годам, и ты как бы присутствуешь сразу во всех временах.

Когда потом возвращаешься в город, такое впечатление, что с гор сошел на унылую  плоскую равнину. (Возможно, потому, что в городе частые и почти непрерывные впечатления смазываются, налезают одно на другое и к тому же сильно задавлены суетой).


«Изменение предполагает время, это движение по горизонтали. Вечность – это движение п вертикали, в ней нет изменений как переходов из одного состояния в другое, в ней – раскрытие человеческой души».

«В вечности то, что было одномерным, становится многомерным, и человек, не теряя прошлого, расширяет настоящее, и в этом настоящем…открывается все новое и новое: новые объемы бытия, новые емкости восприятия».



Да, именно эту многомерность ( о которой я писал еще в http://proza.ru/2010/12/13/908, где приводил и аналогию с горами), именно расширение бытия ощущаю я,  проходя по пустынному поселку и пребывая сразу во многих «временнЫх срезах»  дорогих прошедших событий.

Думаю, нечто схожее имел в виду Бергсон. Продолжая мысли, приведенные в http://proza.ru/2010/12/13/908, он писал

"Если мы осознаеи внешний мир не только поверхностно, в настоящий момент, но в глубине, с ближайшим прошлым, которое давит на настоящее и запечатлевает на нем свой порыв; словом, привыкнем видеть все вещи с точки зрения длительности, - то дремлющее пробудится, мертвое возродится в нашем ожившем восприятии.

То наслаждение, которое искусство приносит (и то изредка), лишь избранным..., <cтало бы доступно> в любой момент нам всем, вдыхая жизнь в окружающие нас призраки и вновь пробуждая к жизни нас самих".

Жутковато даже,как эти слова - которые я узнал недавно и которые не смог бы сформулировать так просто и четко - соответствуют моему мироощущению. Интересно, что в http://proza.ru/2010/12/13/908 я предполагал, что между опытом великих и нас, грешных, нет непреодолимой пропасти.

Внешних событий-переходов не происходит, но состояние души меняется, не теряя. Правда, и состояние мозга, видимо, надо сказать, меняется. Ну что же, ведь это – модель вечности.  «Практическая вечность» - можно сказать по аналогии с современным понятием «практическое самадхи» (никоим образом не сближаю ни понятия, ни системы).

«Время – это перемена, перемена связана с потерей. В вечности – новое  без потерь»(о. Рафаил).

Интересно, что даже самая глубокая из дохристианских культур – китайская - воспринимает вечность как бесконечную длительность. Сам иероглиф «вечность» в древнем написании изображал поток, течение; и теперешние  иероглифы вечность и вода схожи.

Удивительным образом и многие писатели, даже чуткие к своим воспоминаниям, считают примерно так же. У Набокова: «жизнь – только щель слабого света между двумя идеально черными бесконечностями».

Насколько яснее, глубже такой страшной скукоты и практически ближе  слова о. Рафаила

«Время не переходит в вечность, и вечность не переходит во время. Время проходит на фоне вечности».

На картинке: древнее начертание иероглифа «вечность», epochetimes.ua.