И в образе её гармония искусств...

Александр Воронин-Филолог
 Статья Марины Перевощиковой, руководителя ЛИТО "Свет Маяка" г. Дубна               

        Я видела прекрасный сон: в нём хрупкая смуглая женщина танцевала необыкновенный танец! Он был пронизан светом и чистотой.  А глаза её то искрились, как роса под юным весенним солнцем, то плакали первыми крупными каплями летнего ливня, и, казалось, что танец женщины будет бесконечным. Мне хотелось верить, что она не иллюзия, а реальность… И сон мой обрёл черты реальной женщины, -  я встретила её  в городе Дубна и, что самое удивительное, могла лицезреть чудесный  танец, но был он ещё более удивительным, поскольку сопровождался её музыкой, её картинами, её театром… Ей очень идёт имя, в которое заложен независимый варяжский дух  - Ольга.
                Трифонова Ольга Михайловна, ещё не так давно была методистом по культурно-массовой работе художественной библиотеки Объединенного института ядерных исследований. Вечера, проводимые Ольгой еженедельно по четвергам, пользовались большой популярностью у дубненцев. И не удивительно, что «очередь» творческих личностей, выступающих под её патронажем, уже в марте бывала расписана вперёд на предстоящий сезон. Созданному ей  Литературному  театру она безраздельно посвящала себя в течение 8 лет. За это время около сорока неординарных людей Дубны блеснули гранями своего таланта в обрамлении Ольги, очаровательной устроительницы и бессменной ведущей. Ольга Трифонова  - автор 75 песен и  иллюстраций к  15 книгам стихов и прозы дубненских поэтов и писателей.
Приподнимем же завесу над её творческой лабораторией. По словам моей собеседницы, когда она знакомится с талантливым человеком, например с поэтом, то попадает в его ауру, и постепенно возникает  атмосфера будущего спектакля, которая поможет глубже понять стихи, а ещё рождаются в воображении иллюстрации к ним  и начинает звучать музыка. На мой вопрос о том, как она выбирает стихи для песни, Ольга ответила, что привлекает её как раз не сглаженная ритмичность, а поэтические «неровности, шероховатости», которые порой и задают старт появлению новой мелодии.
                Кроме творческих вечеров она поставила 20 литературных спектаклей, посвященных  Ахматовой,  Вертинскому, Шопену, Оскару Строку, Чарли Чаплину… Каждый из них, как отдельная жизнь, которую она  проживает на сцене с героями прошлых лет и их современниками. Возможно, поэтому зрители, любя ее программы,   с нежностью стали называть Ольгу «Мисс Ретро». Как у истинного артиста, её жизнь отдана  зрителю – самому  строгому, неподкупному, высокому ценителю. Поэтому она всегда счастлива, когда актовый зал библиотеки бывал  полон, – значит людям интересно! А ведь было время, когда на самые первые мероприятия приходило всего 10 человек, потом  же бывало до 200.               
                Разговаривая с ней, знакомясь с ее работами, я не перестаю удивляться, как гармонично в ней соединяются  способности к разным  видам  искусства. Стены её квартиры  украшают живописные пейзажи, оригиналы иллюстраций к книгам, а на них загадочные лица, парки и фонари, набережные далёких городов – то ли реальных, то ли призрачных…Ольга - член Союза художников Подмосковья, провела несколько персональных выставок живописи и графики. Она проникновенно поет свои песни, сама делает аранжировки к ним на синтезаторе, свободно импровизирует  на пианино и аккордеоне. Ольга с отличием окончила музыкальную школу, пела в хоре. В её жизни было отведено много времени  на танец: и классический балет с настоящими пуантами, и народный с накладными косами и яркими костюмами, и бальный, хотя начиналось все со спортивной гимнастики (1 разряд) – с детства природа наделила ее необыкновенной пластичностью, и вольные упражнения  навсегда привили любовь к танцу.
                Естественно, сложно удержаться от вопроса, в чём же находит большее самовыражение неординарный человек Ольга Трифонова, и каковы истоки такого многогранного охвата творческих направлений? Свой рассказ моя героиня начала со слов благодарности  родителям. Оба работали учителями литературы в городе Алексин Тульской области, где она родилась. Мама  создала школьный музей «Молодая гвардия» и посвятила себя военно-патриотической работе с детьми, от нее собранность и умение концентрироваться на больших объемах работы. Папа-воплощение доброты, воспитывал  детей на сказках, от него чувство слова и высокое отношение к литературе. Уже  в начальных классах Оля сочиняла сценарии кукольных спектаклей. Дом превращался в мастерскую и, одновременно, в репетиционный зал. Мечтаний было много: балерина, музыкант, художник. Они подкреплялись студийными занятиями, день был расписан по часам. Успевала еще и учиться. Призовые места на олимпиадах по математике, путевка в Артек за победу во Всероссийском конкурсе сочинений и золотая медаль. Но будучи послушной дочерью, по просьбе родителей, Ольга поступила в политехнический институт, – и сразу же, на первом курсе, поняла, что непоправимо ошиблась! Во время учёбы в Петербурге стала посещать рисовальные классы при Академии художеств, студию современного танца, наблюдала репетиции В. Полунина…  Она продолжала мечтать, много занималась и получила второе высшее  образование – художественное! И где бы ни доводилось работать моей собеседнице, судьба вновь и вновь дарила ей сцену. Быть может, потому что именно на сцене все её природные способности  находили применение?
                Но, как циклична наша жизнь в смене своих вариаций, так и творческое бытиё Ольги состоит, по её признанию, из своеобразных периодов. Отправным моментом к ним изначально стала изостудия «Акварелька», где в методике преподавания превалировал театр урока: сценки-игры, песенки про маленькую художницу Акварельку, перемежающие процесс рисования. До сих пор ее ученики восхищенно вспоминают уроки по скульптуре из снега и песка на берегу Волги.
Оглядываясь в прошлое, она с благодарностью вспоминает удивительные годы работы художником-постановщиком в дубненском Детском оперном театре с замечательным человеком В.Ф. Ждановым – режиссёром Московской консерватории. На фотографиях того периода вдохновенные ребятишки в потрясающих костюмах, которые сшиты умелыми Олиными  руками. Их окружают оригинальные декорации. Но главное в ее сценографии - это идея театра движущихся фигур.
                Рассказывая,  моя героиня перевоплощается то в крючковатый лес, преследующий Мизгиря, то в грозного Аида, дирижирующего мечущимися фуриями Царства мертвых, то мысленно танцует за хрупкую Эвридику  под изумительно красивую  мелодию флейты, то от души смеется  с веселыми пряничными домиками вместе с Гензелем и Греттой…
                Её рассказ, как изумительное полотно, как танец, как лиричная песня.  И начинает казаться, что передо мною человек, на чью долю выпало прожить несколько жизней, дороги которых отнюдь не были усыпаны заслуженными цветами. Я не перестаю поражаться стойкости, силе духа и работоспособности этой хрупкой женщины. Наверно, здесь всё-таки необходимо внести некоторый аккорд официальности. Судьба подарила Ольге Трифоновой пусть скромную, но, безусловно, именно ей предназначенную и очень дорогую для нее награду – лауреат Дубненского конкурса работников культуры «Муза-2006» в номинации «Лучший режиссёр постановщик театра-студии, шоу-программ, вечеров». Она, как и мечтала, благодаря своему Литературному театру, стала в своей жизни и художником, и музыкантом, и актрисой и получила искреннее признание в любви своих зрителей!
                …Я видела сон. Возвышенно и вдохновенно танцевала женщина. Что за шум прервал прекрасный танец? Это аплодисменты? А может, звук размашистых ангельских крыл? Тех добрых, всемогущих существ, которые помогают воплощать мечты  в реальность, а сны в действительность?

Смотрела сны и общалась с их героиней Перевощикова Марина,
г. Дубна, Московская область