Детям о здоровье

Тавви
Это - одна из книг серии "Я взрослый" Еще две книги серии вы можете найти здесь: Виталий Опанасюк http://www.proza.ru/avtor/vvo

1. Давай знакомиться

Привет. Меня зовут Николо. А родные и друзья называют меня просто Ник. Ты тоже можешь так ко мне обращаться, ведь мы подружимся, правда?
Мне 12 лет. Мы с мамой, папой и моей младшей сестренкой Софи живем в Милане. Это такой большой город на севере Италии. Я уверен, что Милан – самый красивый город на Земле. Может быть потому, что это мой родной город. Многие думают, что Рим красивее и лучше, ведь Рим - столица Италии. Мне тоже очень нравится Рим, но Милан – больше. Обязательно приезжай в Милан! Я покажу тебе Миланский собор. Он огромный, только три церкви в мире больше него! И в нем больше трёх тысяч статуй! Когда смотришь на собор, просто дух захватывает от его красоты. И еще у нас в Милане есть знаменитый на весь мир Оперный театр «Ла Скала». Мои родители иногда берут меня с собой послушать оперу. А вот Софи не берут, говорят, что она еще маленькая.
А недавно мы с мамой ездили в Венецию. Это совсем недалеко от Милана, гораздо ближе, чем Рим. Мама говорит, что Венеция – самый романтический город в мире. Наверное, она права. Но я пока ничего такого не понимаю про романтику. А вот то, что вместо улиц там каналы, а по ним вместо машин плавают лодки (ну то есть гондолы)  - это мне понравилось!
У меня очень весёлая и красивая мама – ни у кого такой нет. А папа очень серьезный. Мама говорит, что это профессия сделала его таким. Мой папа – хирург. Я думаю, что хирург – самый важный врач в больнице. Ведь если остальные врачи не смогли вылечить человека, тогда хирург делает ему операцию и даже, очень часто, спасает жизнь.
Папа говорит, что был бы рад, если бы однажды остался совсем без работы. Когда я был маленький, я не понимал, почему он так говорит, ведь остаться без работы – это совсем плохо. А теперь понимаю.
Когда я вырасту, я тоже стану врачом, как папа. Я не знаю пока, буду ли я хирургом. Возможно, я стану кардиологом. Я буду много-много учиться и стану лучшим кардиологом в мире! И у всех моих пациентов будет здоровое сердце. И бабушкино сердце тоже перестанет баловаться. Это бабушка Орсола так говорит: «У меня сегодня балуется сердце». Молодец бабушка! Вроде бы и пожаловалась, но и не ноет. Наоборот, улыбается.
А еще бабушка говорит, что если все захотят быть здоровыми, тогда и врачи не нужны будут. Главное – закаляться, заниматься спортом и соблюдать чистоту. Когда бабушка говорит про чистоту, она всегда поглядывает на Софи. И я знаю, почему…

;
2. Про Микроба и Мыльного Рыцаря

Моей сестренке Софи 5 лет. Она – настоящая маленькая грязнуля. Однажды Софи умудрилась испачкать за день целых пять платьев! А еще она любит обниматься с нашей кошкой Рейчел и совсем не любит умываться.
Как-то вечером мы с Софи сидели в гостиной. Я рисовал в ее смешном розовом блокнотике разных животных. «Нарисуй тигра!» - просила Софи,  и я рисовал тигра. «Нарисуй лошадку!» - и я рисовал лошадку.
И тут я придумал!
- Сейчас я нарисую тебе кого-то, а ты угадаешь, кто это. Идёт?
 - Давай! – согласилась Софи.
И я нарисовал большого, свирепого, грозного и ужасного…. Микроба. Вот такого. (рисунок)
- Кто это? – удивленно спросила сестрёнка.
- Это – микроб. Ты руки после улицы мыла?
- Нееет…, - Софи была так растеряна, что даже не подумала выкручиваться.
- Значит, у тебя на руках сейчас сидит целое войско таких вот симпатяг.  Конечно, они не бывают такие большие. Они очень маленькие, меньше макового зёрнышка, поэтому ты их не видишь. Но вреда от них может быть ой как много! Вот, например, захочешь ты съесть печенье, а микробы р-р-р-р-раз – и перебежали с твоих рук по печенью прямиком тебе в рот. А там уж им очень хорошо живется: тепло, влажно… Обживутся микробы у тебя во рту, и давай пакостить. А ты потом удивляешься: отчего же это у тебя то горло заболит, то живот...
- Ай-ай-ай, не хочу микробов! – запищала Софи и унеслась в ванную мыть руки.
А пока она, что есть сил, тёрла руки мочалкой и намыливала их снова, я нарисовал ей рядом с Микробом Мыльного Рыцаря на коне и с мечом. Рыцарь у меня получился не очень грозным. Я подумал, и нарисовал, как Микроб убегает  от Рыцаря. Вот теперь стало понятно, кто кого победил!

3. Оказывается, болезни бывают не только от микробов!

Не прошло и недели после того, как я рисовал Софи Микроба, и я смог в этом убедиться.
Как-то утром я выглянул в окно и увидел, что весь наш двор замело снегом. От радости я стал прыгать по комнате и хлопать в ладоши, совсем как моя маленькая сестрёнка. Ведь у нас в городе так редко идет снег. А сегодня его так много, что мы с ребятами сможем играть в снежки и кататься с горы – сколько угодно!
Мы и правда провели на улице весь день. От радости мы не замечали, что наша одежда давно промокла, в сапоги набился снег, а перчатки и вовсе исчезли. И только вечером, когда было уже совсем темно, мы наконец-то разбрелись по домам, уставшие и счастливые.
Когда я подходил к своему дому, я встретил тётушку Лучиану, нашу соседку. Она была по самые глаза укутана в огромную мохнатую шаль.
- Николо, где это ты гуляешь так поздно? – спросила тётушка Лучиана.
- Мы с ребятами катались с большой горы! – гордо ответил я. - Весь день!
- Это ужасно! - закудахтала тётушка Лучиана  и еще сильнее укуталась в свою шаль. – Разве можно в такой холод весь день торчать на улице?! Ты непременно заболеешь!
-  И не подумаю! – фыркнул я и зашагал по лестнице наверх.
У порога меня встречала бабушка Орсола. Она тут же заметила, что моя куртка промокла насквозь.
- Да что же ты натворил! – бабушка была очень сердита. – Такой взрослый мальчик! Вот заболеешь теперь, а Новый год уже на носу! Кто же болеет перед Новым годом?!
Я хотел было ответить, что совсем не замёрз и уж точно не собираюсь болеть. Но тут же засомневался: вон и тётушка Лучиана говорила, что я заболею, а теперь бабушка говорит то же самое. И правда, а вдруг я простудился? Да еще перед самым Новым годом.
Я стянул сапоги и пошел в свою комнату. Мои мокрые носки оставляли на паркете мокрые следы: шлёп-шлёп-шлёп – целая мокрая дорога от входной двери по всему коридору. Из ванной выглянула Софи, увидела мою дорогу и запела: «Ля-ля-ля, Никки ноги промочил! Теперь он заболеет и не пойдет с нами на Новогодний праздник!»
Я доплелся до своей комнаты, кое-как переоделся и плюхнулся на кровать. Я даже отказался от ужина, хотя еще полчаса назад готов был съесть целого слона.
- Ник, почему это ты не ешь? – спросила мама. – Ты не заболел? - Она провела ладонью по моему лбу и нахмурилась.
Конечно же, к утру я заболел окончательно. Я был абсолютно уверен, что заболею, и мой организм послушно выполнил мою команду. Я был уверен, что моё горло будет болеть – и оно болело. Я знал, что должен был подхватить насморк – и из моего носа лило, как из ведра. Мальчишки снова звали меня на гору, но я продолжал страдать и заболевать еще сильнее.
Вечером с дежурства пришел папа. Он заглянул ко мне в комнату и удивленно спросил:
- Ник, ты чего? Разве ты не собираешься в субботу с нами на праздник?
- Но я же болею! – простонал я. – Я простудился вчера на горе, когда катался и играл в снежки.
- Глупости! – решительно возразил папа. – Ты не можешь заболеть из-за такой ерунды! Ты крепкий здоровый мальчик, который, к тому же, закаляется. Ты сам разрешил организму заболеть! Теперь придется убедить его выздороветь.
- А разве так бывает? – засомневался я.
- Конечно! – ответил папа. – Очень часто бывает именно так. Люди верят в то, что они больны или вот-вот заболеют – и обязательно заболевают. Однажды я лечил одного мужчину. Этот мужчина убедил себя в том, что не сможет ходить после перелома ноги. С его ногой уже давно было всё в порядке, а он не мог сделать ни шагу. Его мнимая болезнь длилась целых три месяца.
- И что потом? – заинтригованно спросил я.
- А потом у него родился сын. И он встал и побежал от радости к своей жене и малышу. Вот так. Так что прекращай болеть! Сейчас же подойди к зеркалу, посмотри себе в глаза и скажи: «Я здоровый и сильный парень!» И повторяй это сегодня, завтра, послезавтра – ровно столько, чтобы ты сам поверил в это, и твоя болезнь тоже поверила и убежала, куда глаза глядят.
Папа потрепал меня по голове, улыбнулся, хитро подмигнул и ушел переодеваться. А я решительно отбросил одеяло и отправился договариваться со своим отражением.
А в субботу мы всей семьей пошли на Новогодний праздник. Представляешь? Я был абсолютно здоров!;

4. Как я стал закалённым

Папа не зря говорил, что я закаленный. Я давно знаю, что закаливание – это лучший способ быть здоровым. Хочешь, я расскажу тебе, как я начал закаляться?
Когда я был маленький, мама всё норовила одеть меня потеплее. И вот однажды папа решил положить этому конец.
- Снимай свои носки и тапочки, - сказал он мне. Сегодня мы начинаем ходить по квартире босиком.
- Как, совсем босиком? – не поверил я. Ведь мне раньше всегда попадало от мамы, когда я забывал обуваться.
- Совсем-совсем, - улыбнулся папа, - но пока всего 15 минут. Завтра – больше. Потом – ещё больше. И скоро ты сможешь спрятать свои тапочки далеко под кровать.
Конечно же, тут вмешалась мама!
- Разве может ребёнок ходить босиком? У него будут холодные ноги, он будет мёрзнуть!
- Ты права, - ответил папа. – У него обязательно будут холодные ноги. Это значит, что его терморегуляторы работают правильно. Только холодно ему при этом не будет.
- Как же так, – спросил я, - ноги холодные – и не холодно?
Папа подвел меня к окну. По двору бежал белый лохматый пёс.
- Смотри, - сказал папа, - разве у него есть ботинки? Он бегает босиком и летом, и зимой. Если бы мы измерили температуру подушечек его лап, она была бы такой же, как температура асфальта, по которому он бежит. Если температура асфальта 15 градусов, то и на подушечках у него будет 15 градусов. Если 5 градусов - и на лапах будет 5.
- А если на улице мороз? Тогда его лапы превратятся в ледышки? Разве он сможет бегать?
- Если на улице мороз, его лапы всегда будут иметь температуру 0 градусов. Кровь ведь жидкая, но при температуре 0 градусов она не замерзает, потому что солёная. А вот снег и лёд при 0 градусов не тает, значит, лапы всегда будут оставаться сухими. Видишь, как умно придумала Природа. Конечно, тебе не стоит ходить по снегу босиком. Но вот в квартире – всегда пожалуйста!
- А что ещё такого придумала Природа? - спросил я. Очень уж мне понравилась история про собачьи лапы.
Папа задумался.
- Вот, например, когда ты летом много купаешься, а потом выходишь замерзший на берег – что происходит?
- Покрываюсь гусиной кожей и дрожу, - подумав, ответил я.
- Правильно! Ты дрожишь, да еще и прыгать начинаешь на месте. В движении организм вырабатывает тепло, как маленькая теплоэлектростанция. И ты сразу согреваешься.
- Здорово! Обязательно начну закаляться, прямо сейчас! – пообещал я папе.
С того дня прошло уже много времени.  Теперь я не только хожу босиком, но и каждое утро обливаюсь холодной водой, сплю в прохладной комнате и много-много гуляю на свежем воздухе. А свою сестрёнку Софи я научил ходить босиком летом, по траве. Летним утром на траве много росы, она мокрая и щекочет ножки. Софи смешно поджимает пальчики и смеётся – ей очень нравится! 
;

5. Зачем нужен режим дня

В следующем году Cофи исполнится 6 лет и она пойдет в школу. Папа говорит, что для школьников очень важно соблюдать правильный режим дня. Когда я шел в первый класс, папа помог мне составить мой распорядок дня и следил, чтобы я его всегда придерживался. Я помню, как мне иногда хотелось сделать что-то не по правилам. Но раз уж я решил быть похожим на папу, значит нужно быть похожим во всём. Вот, например, папа никогда не опаздывает на работу. Он говорит, что его больные не могут ждать, пока он поваляется подольше  в постели. А еще папа каждое утро перед работой выходит на пробежку. Даже если на улице плохая погода. Я как-то спросил у папы:
- Разве ты совсем никогда не ленишься? Разве тебе не хочется разочек пропустить утреннюю пробежку и поспать немного дольше?
- Конечно, бывают такие дни!  - ответил папа. – Все мы иногда хотим немного полениться.
- Почему же ты не останешься дома? Ведь тебя никто не будет ругать за это.
- Видишь ли, Ник, я дал себе обещание делать это каждый день. Легко выполнять обещания, данные кому-то, если этот кто-то наказывает тебя за непослушание. Намного сложнее выполнять обещания, данные самому себе. Вот я и стараюсь.
По вечерам, если папа не на дежурстве, он обязательно читает Софи книжку перед сном, а потом сидит со мной  на диване в гостиной и расспрашивает меня, как прошел мой день. Я очень рад, что это запланировано у него в распорядке дня. И как бы ни устал папа на работе, он всегда уделяет мне эти полчаса.
Именно поэтому мой день расписан почти по минутам. Я  знаю точно, когда я должен подняться с постели, сколько времени я трачу на завтрак, когда я сажусь за домашние задания.
Кстати, ты знаешь, что нельзя садиться за уроки сразу, как только ты пришел со школы домой? Это мне тоже папа объяснил. Твой мозг должен немного отдохнуть от школьной нагрузки. Ты же не робот! А лучше всего мозг отдыхает, когда тело работает. Ты можешь помогать родителям по дому, заниматься спортом или просто играть с друзьями во дворе. Правда, приятный пункт в распорядке дня: «С 15:00 до 16:00 – поиграть с друзьями»? Только не вздумай садиться за компьютер или телевизор! Мы ведь говорим про отдых для мозга.
Но и на вечер откладывать домашние задания я тебе не советую. Однажды перед важной контрольной по математике я просидел над учебником весь вечер. Мама сначала радовалась, что я так хорошо готовлюсь, а потом просто вытащила меня из-за стола и отправила спать. Утром у меня болела голова, я злился без повода и совсем не мог сосредоточиться. Это была самая ужасная контрольная в моей жизни. И самая плохая отметка по математике. Теперь я точно знаю, что никогда не нарушу следующий пункт моего расписания: «С 16:00 до 19:00 – выполнение домашних заданий».
Папа очень помог мне, заставив соблюдать распорядок дня. Теперь я и сам понимаю, как много я успеваю сделать за день, когда всё идёт по плану. Вот только как бы объяснить это всё малышке Софи? И, главное, как написать для нее этот самый распорядок? На самом деле, Софи только учится читать, и в моем расписании, которое висит у меня на стене, не может осилить ни строчки.
Конечно же, я нашел выход! В субботу утром, сразу после завтрака, мы взяли большой лист бумаги, цветные карандаши и принялись за дело.
В верхнем левом углу листа я нарисовал солнышко.
- Это утро, - объяснил я Софи. - Ты проснулась. На часах – ровно семь часов утра - (рядом с солнышком появились часы со стрелками). - Что ты делаешь, когда просыпаешься?
- Иду чистить зубы и умываться, - подумав, ответила она.
 - Правильно! Что мы нарисуем, чтобы не забыть об этом?
- Давай нарисуем зубную щетку и полотенце! – предложила Софи.
 - Давай, - согласился я.
- А теперь на часах 7:15, - я снова нарисовал часы, и тебе пора….
- Завтракать! – Софи захлопала в ладошки. – А я знаю, что мы нарисуем! Давай нарисуем целую тарелку сладких булочек! Я их очень люблю!
Я нарисовал булочки. Потом одежду. А потом автобус, на котором Софи ездит в детский сад.
Вскоре весь наш лист был заполнен рисунками, и только в конце оставалось немного места. Самые последние часы показывали 9 часов вечера.
- А можно я сама нарисую последнюю картинку? – попросила Софи.
Она нарисовала подушку и своего плюшевого мишку Тедди.
Потом мы повесили сестрёнкино расписание над её кроватью и побежали хвастаться маме, какие мы молодцы.
- Ну что ж, - сказала мама, - теперь я вижу, Софи, что ты серьезно готовишься стать ученицей. Вот только станешь ли ты соблюдать свой распорядок дня?
- Я обязательно буду ей помогать! – заверил я маму. – Ведь я знаю, как это сложно: выполнять обещания, данные самому себе.
;

6. Почему наши глаза любят кокосы и не любят компьютер

На следующий день я нашел Софи задумчиво рассматривающей своё расписание.
- Ник, - спросила она меня,  - а почему мы так мало времени оставили для игр на компьютере? Я хочу больше!
- Больше нельзя, – ответил я. – Детям нельзя проводить за компьютером больше 15 минут без перерыва.
- Ну почему нельзя? – не унималась Софи. – Ну, объясни!
- Потому что… потому что нельзя!
- Это не ответ! – закричала Софи – Ты сам говорил, что так нельзя отвечать на вопросы!
- Ну и почему мы ссоримся? – спросил папа, заглядывая в детскую.
- Ник говорит, что мне нельзя долго играть на компьютере! – пожаловалась Софи.
- Правильно говорит, - поддержал меня папа.
- Но он не говорит, почему! – продолжала возмущаться Софи.
- А вот это уже не правильно. Что ж ты не объяснишь сестре? Или сам не знаешь?
Я признался, что не знаю.
Папа закрыл за собой дверь, забрался к нам на диван и начал объяснять:
- Давайте подумаем, как мы видим окружающие нас предметы. Вот, например, чашка. Если мы плотно зашторим окна и выключим свет, будем мы её видеть?
- Нет конечно! – Софи удивленно посмотрела на папу. - Как же мы ее увидим в темноте?
- Правильно, - согласился папа. – Это значит, что мы видим предметы благодаря тому, что на них попадают (и, главное, отражаются от них) лучи солнца или свет лампы. На протяжении многих-многих веков, еще с того времени, когда обезьяна и не думала становиться человеком, наши глаза привыкали видеть предметы только в отраженном свете. Ни один предмет – ни кокосы на пальме, ни древние орудия труда, ни даже первые свитки и книги – не светились сами по себе. Наше зрение в процессе эволюции приспособилось именно к такому восприятию окружающего мира.
И вдруг появляется телевизор, а затем и компьютер. Они предлагают нам изображение, которое светится само. Наши глаза оказались совсем не готовы к восприятию светящихся объектов. Это похоже на то, как если бы мы рыбу выбросили на сушу и заставили там жить. Или, наоборот, предложили бы тигру провести остаток своей жизни под водой. И если глаза взрослого человека ещё кое-как справляются с таким стрессом, то детским глазкам, которые только растут и формируются, компьютер причиняет непоправимый вред.
Папа замолчал, посмотрел на наши расстроенные лица и рассмеялся:
- Эй, малыши, разве стоит так грустить из-за какого-то компьютера? На свете столько интересных вещей. На сегодня уныние и грусть отменяются! Мы едем в Зоопарк смотреть на живых обезьян!
- Ура!!!!! – завизжали мы с Софи и запрыгали на кровати.
- И глаза у них, между прочим, здоровые, - хитро подмигнул нам папа. – Потому что никто пока не додумался купить им компьютер.
;

7. Чтобы быть красивым, нужно быть здоровым

В прошлый четверг мы писали контрольную по биологии.  Я пришел в школу пораньше, чтобы перед уроком успеть повторить материал еще раз. Но не тут-то было! Еще подходя к нашему кабинету, я услышал несколько громких девчоночьих голосов, которые спорили, перекрикивая друг друга. Я вошел в класс и тихонько сел на свое место. Я даже открыл учебник и принялся читать! Но ни одно слово не задерживалось у меня в голове.
Тогда я поднялся, подошел к девчонкам и попытался их утихомирить:
- В чем дело? – спросил я. – Почему вы ссоритесь?
- Мы не ссоримся, мы спорим! – ответила за всех Франческа. – Мы обсуждаем, что нужно для того, чтобы быть красивой. Что самое главное? И не можем договориться.
Франческа – самая красивая девочка в нашем классе. Все наши мальчишки немножко в нее влюблены. Думаю, девчонки слегка завидуют ей, вот и спорят.
- Может быть, я помогу вам?
Девочки дружно замолчали и недоверчиво уставились на меня:
- Да что ты можешь об этом знать?!
И тут вмешалась Франческа:
- Пусть рассказывает! Послушаем…
– На самом деле, чтобы быть красивым, нужно быть здоровым, - выпалил я. – Так моя мама говорит! Когда человек болен, он и выглядит плохо. Стоит самой распрекрасной красавице простудиться – и вот уже нос у нее краснее помидора, глаза слезятся… Никакой красоты и в помине нет! Во время болезни кожа у человека становится землистого цвета, глаза грустные, ничего не в радость! Болезни внутренних органов тоже сразу на лице видны. А если человек здоров, он и выглядит по-другому. И волосы у здорового человека гладкие, шелковистые, блестящие. И зубы белые, и кожа чистая, и улыбка на лице светится.
- А  как же фигура? – спросила Франческа.- Забыл?
- Ну почему же «забыл»? Фигура у здорового человека всегда пропорциональна, питание правильное – значит, лишнего веса нет. А если человек следит за своим здоровьем, значит и спортом занимается. А спорт в деле красоты – первый помощник!
- Точно! – подтвердила Франческа. – Я вот, например, с трёх лет гимнастикой занимаюсь! – и не успели мы ахнуть, как она легко прошлась колесом по проходу между партами.
- Ух, ты!.. – Девчонки даже рты раскрыли от удивления. – Здорово! А каким еще спортом можно заниматься, чтобы быть красивым?
- Ну, например бальными танцами, - подумав, ответил я. – Моя сестренка занимается ими уже два года. И, не смотря на то, что она еще совсем малявка, они с партнером даже ездили на соревнования. Правда, не заняли там никакого призового места. Софи говорит, это потому, что их всё время кто-то толкал на паркете и даже один раз подставил ей подножку. Я же думаю, что они с Лоренцо (это ее партнер) просто еще очень маленькие и мало тренируются. Уже через год они покажут хороший результат, если будут стараться и заниматься каждый день.
- А для мальчиков, – какой вид спорта самый лучший? – спросил Джованни.
Я обернулся, и с удивлением обнаружил, что мальчишки тоже собрались неподалёку и с интересом прислушиваются к нашему разговору.
- А не бывает «лучших» или «худших» видов спорта. Все хороши! Кто-то любит хоккей, а кто-то – атлетику. Я, например, занимаюсь плаваньем. Плаванье очень полезно и для скелета, и для лёгких. Ну и, конечно, если я буду заниматься и дальше, у меня будут такие же широкие плечи, как у моего тренера.
Мы так увлеклись разговором, что не заметили, как прозвенел звонок, и в класс вошла наша учительница.
- Добрый день, дети! – услышали мы ее голос за спиной.
Мы тут же бросились врассыпную на свои места и ждали, когда она начнет ругать нас за такую неорганизованность. Вместо этого, учительница внимательно посмотрела на нас и спросила:
- О чем это вы так увлеченно рассуждали? Что вас так заинтересовало?
Мы вкратце передали ей наш разговор.
- Молодцы! – похвалила нас она. – Вы всё правильно решили. – Для красоты обязательно нужно поддерживать свое здоровье, заниматься спортом, а еще – спать не меньше 9 часов в сутки и правильно питаться.
- Ага, - отозвалась со своего места Мэрилла, - а лучше вообще не есть. Тогда уж точно будешь стройной и красивой!
- Ну уж нет! – учительница даже подпрыгнула от возмущения. – Если не есть вообще или есть мало, ты заработаешь себе целый букет болезней. Сначала будет просто болеть желудок. Затем есть будет хотеться всё меньше и меньше, и скоро ты не сможешь проглотить ни кусочка. У тебя не останется сил ни на учебу, ни на прогулки с девчонками, ни на твои самые обычные занятия. Твоя фигура будет ужасной: торчащие в разные стороны кости, обтянутые кожей. Но ты уже не будешь испытывать голод. Это болезнь, которая называется анорексия. Одна известная топ-модель даже умерла от этой болезни. Где уж тут говорить о красоте!
- Если хочешь иметь отличную фигуру – ешь только полезные продукты. Забудь про чипсы, колу и тонны сладостей. Но и не вздумай морить свой организм голодом! Например, для успешной работы на уроках просто необходим полноценный завтрак. Как думаете, - обратилась учительница к нам, - какой завтрак может быть полезен?
- Для ума нужна глюкоза! – выпалила Мэрилла. – Только глюкоза – это сахар. А сахар вредный и от него поправляются. Вот что делать?!
- Глюкоза – это не только сахар! – возразила учительница. – Еще глюкозу можно получить из яблок, дыни, груш, смородины, кураги, винограда и, даже, картофеля! Так что, попроси на завтрак, например, кашу (рисовую, овсяную, гречневую), да добавь в нее изюм, курагу или яблоко – вот и получишь сразу и глюкозу, и витамин В. А главное, это ведь вкусно! А какие еще варианты полезного и вкусного завтрака вы знаете?
- Тушеная рыба! Овощное рагу! Мюсли с йогуртом!  – посыпались ответы.
- Ты смотри, какие умные! - похвалила нас учительница. Если вы будете всегда придерживаться этих правил здорового завтрака, и ум, и красота вам обеспечены! А теперь давайте займемся контрольной работой. Времени у нас осталось немного. Но можно считать, что первое задание вы выполнили успешно!

;

8. И еще про красоту

После контрольной мы всем классом высыпали в коридор на большую перемену.
Навстречу мне по коридору шли две девочки-старшеклассницы.  Я посмотрел на них и подумал: вот две подружки -  одна красивая, а вторая нет. Они подошли ближе, и я с удивлением понял, что они близняшки! Девочки и правда были похожи, как две капли воды. Одинаковые вздернутые носики, одинаковые голубые глазищи, даже синие платья – абсолютно одинаковые. Моему удивлению не было предела! Почему же я решил, что одна из них намного красивее другой?!
Девчонки уже давно прошли мимо, а я стоял столбом посреди школьного коридора и смотрел им вслед. И тут я понял, в чем дело! Та, что шла слева, держала спину так прямо, как будто под платьем к ней была привязана дощечка. Ее голова была гордо поднята, она шла, как королева! Вторая девочка  выглядела совсем не так. Плечи опущены, спина колесом. Казалось, что она намного ниже своей сестры. И смотреть на нее было совсем неприятно.
Я побежал догонять мальчишек, довольный, что нашел разгадку. А пока бежал, думал вот о чем. Не зря бабушка с мамой все время твердят Софи, что у девочки должна быть правильная осанка!
Вечером я спросил у папы, есть ли специальные упражнения для того, чтобы осанка была правильной.
- Ник, а почему ты вдруг решил заняться осанкой? – удивился папа.
Я рассказал ему и про разговор в школе, и про свои наблюдения.
- Молодец, - похвалил меня папа, - делаешь правильные выводы. Что касается осанки, скажу тебе вот что. За наше ровное положение тела отвечает позвоночник. Это – жесткий стержень, главная опора всех рычагов из костей и мышц, которые двигают наше туловище, руки и ноги. В то же время, позвоночник должен быть гибким и эластичным, гасить удары и толчки и удерживать равновесие тела. А еще позвоночник постоянно подвергается нагрузке, что бы мы ни делали. И даже когда ты сидишь, позвоночник продолжает работать.  Поэтому позвоночник – сложнейшая  конструкция. Его основу составляют твердые позвонки. Между ними - межпозвонковые хрящи. А устойчивость и подвижность позвоночника обеспечивают мышцы. И если мышцы слабые, спина будет согнута вопросительным знаком. Это не только некрасиво, как ты заметил, но и очень вредно для здоровья.
- Значит, - сделал вывод я, - нужно тренировать эти самые позвоночные мышцы!
- Точно! – папа выглядел довольным. – Но ты и так здорово их тренируешь. Ведь ты плаваешь в бассейне три раза в неделю. И делаешь по утрам зарядку.
- А что же делать тем детям, которые  не занимаются плаваньем?
- Обратиться к своим родителям, - подумав, ответил папа. – Пусть они покажут им упражнения, которые наверняка выполняли сами в детстве. Моим любимым упражнением было, например, хождение по квартире с книгой на голове.
Той ночью мне приснилось, что мы с папой играем  в футбол, а у каждого из нас на голове - толстенная энциклопедия. Это было очень смешно!


;

9. Мартина

Я хочу рассказать тебе про одну необыкновенную девочку. Ее зовут Мартина. Я познакомился с ней год назад, весной.
Мы с родителями гуляли в парке. Это был наш семейный «Любимый день в году». Так мы называем первый тёплый весенний выходной, когда вдруг выглядывает солнышко, превращает в лужицы вчерашние сугробы и согревает грустных, уставших от зимы людей.
Я шагал по дорожке и вовсю улыбался – просто так! Потому, что уже тепло, потому, что впереди лето, потому, что папа с мамой первый раз в этом году разрешили мне есть мороженое на улице.
На скамейке у дорожки сидела седая женщина с книгой в руке. А рядом, в инвалидной коляске, сидела девочка, моя ровесница. На ней была шапка с огромным красным помпоном – почти как у Софи. Перед девочкой на мольберте стояла почти законченная картина. На картине светило солнышко, таяли сугробы и купались в лужах воробьи.
Я остановился у нее за спиной. Девочка совсем не обращала на меня внимания. Она окунула кисть в оранжевую краску и начала рисовать еще одного воробья.
- Почему у тебя оранжевые воробьи? – не выдержал я
Девочка повернулась ко мне, улыбнулась и ответила:
- Потому, что они радостные. Были бы грустные – были бы серые.
И мы вместе захохотали.
- Я Мартина, - представилась художница. – А тебя зовут Ник, правда?
- А откуда ты знаешь? – удивился я. – Ты волшебница?
- Нет, - рассмеялась Мартина. – Просто твоя мама уже третий раз зовет тебя, а ты не слышишь.
Мои родители действительно успели отойти далеко вперед по дорожке и ждали, пока я догоню их. Но мне так не хотелось уходить от Мартины.
- Беги, - сказала она. - Я рисую здесь каждый день в это время. Хочешь – приходи завтра.
Я стал приходить в парк каждый день. Мартина учила меня рисовать, мы болтали обо всем на свете, а потом гуляли по дорожкам. Няня катила ее коляску, а я носился вокруг Мартины, изображая то истребитель, то гоночную машину, то летающего дракона. Мартина  смеялась и подшучивала надо мной, и я готов был бегать так целый день. А еще я прятался за деревьями и рвал Мартине желтые одуванчики. Когда она нюхала их, ее нос становился желтым от желтой пыльцы, и я дразнил ее. Но Мартина на меня совсем не обижалась.
;
10. Как мы подружились с дельфинами

Как-то раз мой папа вернулся пораньше с работы и, не найдя меня дома, пришел прямо в парк. Мы с Мартиной как раз закончили рисовать букет из одуванчиков и увлеченно обсуждали сюжет следующей картины. Папа присел рядом с нами  на лавочку и сказал:
- Мартина, я хочу предложить тебе увлекательное и полезное для твоего здоровья приключение. Сегодня утром я встретил одного своего старого знакомого. Оказывается, он сейчас работает в Дельфинарии, дрессирует дельфинов. Мой знакомый предложил тебе поплавать с его питомцами в бассейне Дельфинария.
- Ура!!!! – закричала Мартина.
А я спросил:
 - Пап, а почему ты сказал, что приключение будет полезным для здоровья? Увлекательно – да, но что же тут полезного?
- Ник, - папа нахмурился, - а разве ты не  знаешь, что дельфины – знаменитые доктора. Они – природные излучатели ультразвука. Мы не можем слышать его, но ультразвук проникает во все клетки  нашего организма и как бы массажирует их, помогая лечению многих тяжелых болезней. А еще общение с дельфинами помогает успокоиться, улучшает настроение и снимает психологическое напряжение.
- Как здорово! Я тоже не знала про дельфинов, - призналась Мартина. – Зато моя няня говорит, что лучший доктор – это кошка. Когда я заболела, няня подарила мне котенка. Я назвала его Маус, потому что он был маленький и серый – как мышка. Он забирался ко мне на колени, тёрся, мурлыкал, а потом засыпал. И мои ноги действительно болели уже не так сильно.
- Твоя няня права, - сказал папа Мартине. – Кошки помогают своим хозяевам справиться со многими недугами: нормализуют артериальное давление и пульс снимают стресс и лечат от бессонницы, помогают при мигрени и боли в сердце, язве желудка, проблемах и почками и боли в суставах. А самое главное, кошка способна сама поставить диагноз. Она чувствует, что именно у тебя болит, ложится на больное место и начинает мурлыкать – лечит. Ученые утверждают, что кошачье урчание повышает иммунитет, ускоряет заживление ран и сращение переломов. Самыми лучшими мяу-докторами считаются белые кошки. В Великобритании их даже продают в специальных аптеках – представляете?
- А какие еще животные могут лечить человека? – спросил я папу.
- Ну, например собаки, - ответил он. Есть даже специальные собаки-терапевты. Они проходят обучение и работают потом с детками-аутистами, больными синдромом Дауна или детским церебральным параличом. А  в клинике при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе работает целая команда из 12 собак. Они свободно бегают по территории клиники и помогают врачам лечить пациентов.
Мы с Мартиной даже рты открыли от удивления.
- Только не забывайте, что помочь может только домашнее животное. Правда же, глупо попробовать полечиться с помощью дикой уличной киски или незнакомой собаки? После такого «лечения» уж точно понадобиться помощь врача.
Папа собрался уходить, но мы заинтересовались не на шутку:
- Расскажи еще, пожалуйста! – просил я. – Или больше никто из животных не может работать доктором?
- Ну почему же никто? – папа снова присел на скамейку. - Аквариумные рыбки, например, снимают стресс и депрессию. Хомяки, мыши и кролики помогают лечить болезни суставов. Птицы повышают работоспособность и творческую активность. Черепахи, змеи, ящерицы  и лягушки укрепляют нервную систему и помогают при некоторых кожных заболеваниях.
Тут папа хлопнул себя ладонью по лбу:
- Как же я мог забыть! Конечно же! Мартина, тебе обязательно нужно будет заняться иппотерапией!
- А что это? – спросил я удивленно.
- Подождите, - захлопала в ладоши Мартина, - я знаю-знаю-знаю! Hippos – это лошадь по-гречески. Значит, иппотерапия – это когда лошадки лечат, правильно?
- Умница! – похвалил Мартину папа.  – Да, это и правда лечение лошадьми. Еще в V веке до нашей эры знаменитый древнегреческий врач Гиппократ говорил о том, что лошади положительно влияют на больных. Езда на лошади – отличная лечебная физкультура. Она укрепляет позвоночник, исправляет осанку, помогает восстановиться после травм конечностей и позвоночника, после болезней сердца и лёгких. Кроме этого, лошадки лечат психические расстройства, помогают замкнутым детям раскрыться и почувствовать себя увереннее.
- Папа, а можно мы с Мартиной вместе поплаваем с дельфинами? А потом покатаемся на лошадях, тоже вместе. Можно? – я даже кулаки сжал от боязни, что папа мне не разрешит.
- Разрешите Нику, ну пожалуйста! – поддержала меня Мартина.
- Ну что же мне с вами делать! Так не честно: двое на одного! – папа притворился, что сердится, но глаза у него улыбались. – Ладно, решено, в выходные едем в Дельфинарий, а потом к лошадкам!
В субботу я проснулся раньше всех. Мы с папой позавтракали, заехали за Мартиной и поехали к папиному другу, дяде Маттео, в дельфинарий.
Сначала дядя Маттео познакомил нас со своими подопечными. Раньше я видел дельфинов только по телевизору, и даже не думал, что они такие большие и такие красивые! Дельфина-мальчика звали Дино, а дельфина-девочку – Дана. Мы с Мартиной кормили их рыбой, сидя на мостике. Мне даже удалось два раза погладить Дино.
Потом нам выдали специальные костюмы и помогли спуститься в бассейн. Сначала дельфины держались подальше от нас, и я уже было подумал, что ничего не выйдет. Они пересвистывались друг с другом, как бы обсуждая, стоит ли с нами играть. Но вот решение было принято. Дино подплыл ко мне и подставил мне плавник. Мне даже показалось, что он улыбался, приглашая меня поплавать. Я повернулся и посмотрел на Мартину. Она уже успела схватиться за плавник Даны, и они вместе быстро поплыли к другому краю бассейна. Мартина уворачивалась от брызг и визжала от удовольствия.
- За ними! – закричал я Дино, и, похоже, мой новый друг меня понял. Мы понеслись вдогонку.
Время, отведенное нам на плаванье, пролетело очень быстро. Нам было грустно расставаться с нашими новыми друзьями. Я держал Дино за плавник, а Мартина гладила Дану по голове и спрашивала: «Ты ведь будешь ждать меня?»
- Не грустите! – сказал нам дядя Маттео. – Мы ждем вас ровно через неделю в это же время.
- Ура!!! – закричали мы с Мартиной, и я даже пустился в пляс, чем здорово удивил Дино с Даной.
Только когда мы вышли из Дельфинария, мы поняли, что здорово устали и проголодались.
- Давайте перенесем поездку к лошадкам на завтра, - предложил папа. – А сейчас поехали обедать и есть мороженое!
Мы сидели в уютном ресторанчике, ели вкусный обед и вспоминали наше сегодняшнее приключение.
 - Я никогда еще не была так счастлива! – сказала Мартина. Теперь я с нетерпением буду ждать завтрашний день. А потом – новую поездку в Дельфинарий. Это так увлекательно! И я уверена, что такие замечательные доктора обязательно меня вылечат.
- Даже не сомневайся! – твердо сказал я. – Главное – верить. Правда, папа?
- Конечно, правда, - ответил отец и обнял нас обоих.
Это был замечательный день. И мороженое, которое нам принесли на десерт, было самым вкусным в моей жизни, потому, что мы ели его вместе с Мартиной.