Маруся. Особенности познания русского языка и жизн

Юрий Абрамицкий
               ... Великое множество слов прибывает потом каждый день,               
          слова тычутся друг в друга, радуя первооткрытием смысла, мучая
          бессмыслицей. Вскоре мы начинаем замечать, что у них, слов, всё
          разное - вкус, цвет, запах. Они словно приходят к нам из разных
          миров.
                Юрий Архипов

     Жалею, что не записывал первые звуки, первые слова. Записи начинаются с 3-х лет, когда формируются первые фразы.
    
     Май. Оживает природа. Маруся стоит на балконе второго этажа и взирает на зелёную завязь листьев клёна: "Ой, какая сила! Какая красота!"
     Маруся рано утром, сквозь сон: "Поймала,.. дельфи-и-ин". Дельфины, как и лошади - её любовь. Затем прибавились пингвины и другие обитатели многочисленной фауны планеты Земля.
     В ответ на мамино: "Ну ты, жулик, - отвечает, - Ты сама жулик". Так формируется характер.
     Маруся нередко говорит о себе в третьем лице: "Сними Марусю (с качелей)! Не трогай ребёнка! (Повторяя следом за мамой)".
     Акинфеев (вратарь сборной России по футболу) стал Марусиным кумиром, потому что он вместе с другими игроками сборной постоянно смотрит на неё с фотографии, приклеенной на стене. После Акинфеева на снимке - Березуцкий, Павлюченко, Жирков... И Маруся меня спрашивает: "А это кто? А это?..", пока я не назову всех игроков.
     Когда Марусе исполнилось 3 года, мы с ней вдвоём поехали в Белоруссию присматривать себе дом (мой дед Селивёрст родом из Витебской губернии). Присмотрели и купили. В поезде Маруся не сидела, а проделывала чудеса акробатики. Бабушка-соседка, бывшая спортсменка, восхищалась ею и рекомендовала как можно быстрее определить на занятия лёгкой атлетикой.
     Маруся: "Папа, ты читаешь? Вот ты какой!" Ещё один пример. Маруся достала летний комбинезончик: "Папа, надень. - Одевай сама. - Ох, ты какой!"
     "Папа, ты так лежишь? И не грустно?.. Ты что, смеёшься?" Затем сама ложится на диванчик: "А мне грустно".
     Маруся ест картофельное пюре и поёт: "Антошка, Антошка, пойдём копать картошку". Это же надо связать воедино: картошку и картофельное пюре.
     Мы с Марусей собираем в пакет игрушки, и я что-то комментирую в своей манере. Маруся, наконец, говорит: "И ты свои шуточки".
     Маруся просит молоко, лёжа в постели. Я говорю: "Иди сюда, к столу". Она: "Эх, ты!"
     Мы с Мариной разговор ведём о своём, о взрослом, а Маруся неожиданно говорит: "А я тут при чём?"
     "Вставай, я пошутил" (местоимения ещё путаются). Мне может присвоить местоимение женского рода. Папа - она, это очень логично.
     С Марусей зашли в магазин "Антилопа", чтобы показать сапожки, которые мы покупали у них три месяца назад за немалые деньги и которые начали разваливаться. Маруся увидела книжку про Смешариков. Я ей в шутку сказал, что книжки покупают тем, кто умеет читать, и попросил её назвать буквы на обложке. Она чётко произнесла три буквы названия: "ОРЗ (о-эр-зэ)", чем порадовала меня и удивила девушку, которая рассматривала книги рядом. Пришлось эту книжку безоговорочно купить.
     Маруся - в 8 утра, ещё не проснувшись: "Мама, "ростишку" надо купить". "Ростишка" - продукт, якобы для роста.
     Маруся нередко помогает заполнять Марусин файл, нажимая клавиши компьютера: иногда по подсказке, иногда - самостоятельно.
     Я представляю: плачет двухлетний ребёнок в чужой обшарпанной квартире; долго плачет, заливаясь горькими слезами, а его никто не слышит, потому что и хозяйка и мать ребёнка обе спят пьяными. И вокруг незнакомые стены, и ни одной знакомой игрушки, вообще - никаких. Лишь пустые бутылки и окурки на столе. И добрый папа где-то далеко и долго лежит в больнице.
     Сейчас у меня похожее состояние переживания за ребёнка, как и полтора года назад. Больше часа назад отправил маму Марину погулять с Марусей, и пока их нет. А Марина - человек слабый - от рюмки никогда не откажется (в голове у неё закрывается в таких случаях какая-то заслонка). И не раз она пропадала вместе с ребёнком. Пока это пишу, слышу за окном плач ребёнка. Выскакиваю на балкон и вижу - моя Маруся, и рядом недовольная Марина. Но я радуюсь и успокаиваюсь. Они возвращаются домой, живые и невредимые.
     Маруся подходит к детской площадке в парке "Дубки", разводит в стороны руки: "Вот они - дети!"
     Маруся: "Что ты меня кричишь?"
     Неожиданно ко мне подбегает в воинственной позе: "Русские не сдаются!" Вспоминал, вспоминал - наверное, из мультика про Киевского князя?
     Смотрим телевизор: "Ой, страшно! - Выключить? - Не надо, всё будет хорошо".
     Когда на неё повышаешь голос, она так выразительно говорит: "Я Маруся!" Нельзя на Марусю повышать голос, она же Маруся!
     Обняла игрушечного мягкого дельфина: "Ой не могу, сокровище!"
     Завязь листочков проклёвывается на три недели раньше срока. Мы с Марусей наблюдаем с балкона данное явление и обсуждаем раннее пробуждение природы (вернее, я комментирую, а она согласно кивает головой).
     - Юра, подожди, не мешай, дай я подумаю.
     Многочасовое смотрение мультиков стало однообразным Марусиным занятием. Места в садик, по-прежнему, нет (его не будет до 5 лет, пока папа не напишет открытое письмо в администрацию, редакцию газеты, на телевидение). Что ещё можно предложить взамен? Я мысленно говорю: "Потерпи Маруся ещё несколько дней, и всё изменится. Лето, деревенская жизнь, новое окружение..."
     "Ты можешь помолчать? - спрашиваю её. Подумала немного, - Так, не умничай".
     Маруся насмешила всех в Пенсионном Фонде. Пока я разбирался со своим инспектором, она то входила, то выходила из офиса в коридор. Открывает дверь, чтобы выйти, и неожиданно говорит, выглядывая из-за косяка: "Спокойной ночи!" Работники фонда не возмутились, а поддержали игру... Может и этот эпизод помог продвинуть мою проблему (все были "сильно" заняты, и вдруг возникло какое-то единение).
     Лягушка свалилась в бочку с остатками поливочной воды. Пришлось её вылавливать и спасать. За этим строго следит Маруся. Она, несмотря на жару, неутомима, но вся в укусах и царапинах.
     Прошло три недели с момента приезда в Белоруссию, но организм ещё не адаптировался. Ощущение комфорта не торопится нас обволакивать. Хорошо только Марусе. Чтобы сходить погулять, ей не нужно нас уговаривать, не нужна и опека. Мы знаем, что в дачном, удалённом от столиц, посёлке с ней ничего не случится.
     Соорудил Марусе маленькую лесенку. Она забирается по ней на яблоню и качается как обезьянка.
     Мы зарядили новые батарейки, и наш музыкальный аппарат ожил. До этого Марусе приходилось озвучивать близлежащее пространство самой.
     Крыжовник у нас - "бьютыфул". Так говорит Маруся, когда найдёт спелую чёрную ягоду. В переводе с английского, который она успела наслушаться на дисках с Хрюшей и Степашей, это означает "красивый, прекрасный".
     Писк редкого комара окончательно лишает сна. Благо, спокойно спит Маруся, которой вчера перед сном мы сделали болезненную процедуру по удалению чрезмерного нарыва на животе. Такие болячки появляются и исчезают уже третий месяц от перемены климата и её неосторожности при играх (царапины, укусы насекомых). Маруся то наигрывает внимание к болячкам, то забывает о них.
     1 августа Марусе исполнилось 4 года. Замерили её рост: 96.5 сантиметра. Он совпал с курсом белорусского рубля по отношению к российскому.
     В яму, которую я копаю под погреб, залезать не хочется. Там скопилось за несколько дней бездеятельности много лягушек... штук 50 глупой молодёжи, которые искали влаги и прохлады. Но спасатель Маруся настаивает на гуманной миссии. Я брезгую брать лягушек в руки и выкидываю их лопатой. Иногда они вылетают вместе с грунтом по 3-4 штуки. Маруся бегает вокруг ямы глубиной уже больше полутора метров и рискует быть задетой вылетающими комьями суглинка.
     Маруся: "Мама, не говори глупостей... Не надо... Понятно?.. Хорошо... Ну ты даёшь!" Казалось бы, бессвязный набор фраз... Много недоговорённостей. И не всегда хочется их расшифровывать.
     По приезду на дачу купил Марусе трёхколёсный велосипед. Осваиваем. Учимся крутить педали и одновременно крутить рулём, а не смотреть на вращение ног. По-соседству обнаружились ребята лет 10 - Сёма и Карина. Поиграли мячиком с Марусей и бросили её на полянке у кромки леса. Маруся возвращается по дороге к калитке и плачет. Я спрашиваю: "А где мячик? - Там..." - показывает она рукой и продолжает всхлипывать.
     Сначала думаем о мячике, потом о ребёнке.
     На рынке купили большую яркую Божью Коровку, которая парила над головами, но верёвочкой была привязана к Марусиной руке. Маруся незаметно верёвочку развязала, но не смогла удержать коровку... Та взмыла высоко в небо и долго парила над городом. Маруся сильно и слёзно огорчилась, и пришлось ей покупать Щелкунчика, который летать не умел, а только скалился великолепными зубами.
     Маруся: "Мама, ну почитай. - Я уже не могу, темнеет", - отвечает мама, но Маруся продолжает и продолжает её просить сквозь слёзы. Свет на дачу мы ещё не провели.
     Я спилил сухие стволы и ветки от придорожного дерева, которое портили нам вид на
дачный посёлок, и мы с Марусей таскали ветки к дому. Она это делала с удовольствием и азартом.
     Неожиданно говорит: "Я устала баловаться".
     "Я так и не поняла - ха-ха". Она иногда произносит ни к чему не обязывающие фразы. Они ей нравятся, и она их пробует на слух, без всякого контекста.
     "Да пусть она катается" - повторяет следом за мамой, когда я пытаюсь приостановить это занятие.
     "Дай, я тебя накрою" - пытаюсь накрыть её одеялом и вдруг слышу: "Не смеши мои подковы". Мультики, по-прежнему, главный её учитель.
     "Юра, я хочу табуретку возьмить", - Маруся забирается на столик в коридоре, берёт трубку домофона и "звонит" старшей сестре: "Даша, аллё..."
     "Нет, это несправедливо". Марусе 4 года с четвертью. Разве она знает, что такое "справедливо" и что такое - "несправедливо"?
     "Мама, со мной не соскучишься!" Подражание "Карлсону, который живёт на крыше".
     Марусю не всегда радует появление на экране "Спокойной ночи, малыши". Почему? Потому что в конце передачи прозвучит песня "Глазки закрывай, баю-бай". А спать, ой как не хочется!
     Марусе очень нужно что-то мне показать или в чём-то ей помочь. Она тянет меня за руку в свою сторону. "Маруся, подожди, я кушаю, - Она обижается, - Так нечестно..."
     В мультике "Летучий корабль" доверчивого Ваню обманули и бросили в пруд. Маруся возмущается: "Ну, халиганы!" - и машет им кулачком.
     Прижимается к маме: "Мама, как ты себя чувствуешь?" (Мама - на пятом месяце, и такие вопросы нередко задаёт папа).
     "Юра, можно, пожалуйста, выкинуть?" - подаёт мне кожуру от банана. Она могла бы сделать это сама, но очень не хочется отрываться от экрана телевизора, от своих мультиков, и поэтому старательно подбирает слова.
     "Е-ха!" - любимый клич Маруси, когда она раскачивается на канате как обезьянка. Насмотрелась в "Смешариках" на Кроша и других экстремальных персонажей.
     "Посмотри, - говорит Маруся, показывая свой рисунок, - Облака синие... - Да, синие... - неохотно отвечаю я, отрываясь от своего занятия, - Молодец, ты всё знаешь".
     "Ты не поверишь!" - говорит Маруся одну из заготовленных фраз. Что откуда берётся? Приходится только догадываться.

                Декабрь 2010 года